Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Развитие мышления через выполнение творческих заданий
Сухинина Людмила Николаевна
Учитель биологии
Полтавская средняя школа
Аккайынского района
Северо-Казахстанской области

Методическая тема «Развитие мышления через выполнение творческих заданий»
Мировоззрение формируется вместе с развитием мышления учащихся. Биология в диалектико-материалистическом освещении не только объясняет мир, но и является руководством к действию и преобразованию органического мира. Также содержание биологии дает пищу детскому уму, заставляет логически мыслить, делать сопоставления, выводы, обобщения и решать практические задачи. Этому способствует осмысление фактов, взаимосвязей явлений. Осмысливание проводит к сознательности в усвоении учащимися учебного материала и прочности его запоминания. Сознательные знания учащиеся получают при активном мыслительном процессе, а не путем механического запоминания.
Мышление человека неразрывно связано с его мировоззрением. Поэтому воспитание основ диалектико-материалистического мировоззрения неотделимо от развития мышления.
Преподавание биологии имеет все данные для систематического развития мышления учащихся. При изучении биологии они знакомятся с конкретными фактами, доступными наблюдению и сравнению, имеют возможность устанавливать взаимосвязи, делать умозаключения. Они знакомятся с биологическими закономерностями и научными идеями.
Заранее продуманный ход урока, его структура, логика изложения материала учителем развивают их мышление. Возникновение вопроса у учащихся - это первый признак зарождающейся мысли. Далее следует стимулировать ее развитие, завершить обобщением и закрепить посредством упражнения или на практике.
Существует два логических пути мышления: индуктивный и дедуктивный. Они включают в себя необходимые в процессе обучения биологии логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.
Дедуктивный путь ведет от общих положений, принципов к разъяснению отдельных фактов или подтверждению общих положений фактами. Применяется при анализе и тесно с ним связана. Индуктивный путь ведет от фактов к обобщению, к установлению принципа. Связана с синтезом и способствует обобщающим умозаключениям.
В процессе преподавания необходимо развивать у учащихся способность к индуктивному и дедуктивному мышлению, развивать у них умение анализировать и синтезировать при любом методе преподавания.
Всякий мыслительный процесс завершается суждением. Суждение – это уже самостоятельное действие, так как им что-то избирается, утверждается или отвергается. Обобщающая мысль движется от единичных фактов, отмечая особенности, сходство или различие между ними, к обобщающему умозаключению, которое становится суждением.
Для развития мышления очень важны вопросы, требующие сравнения ранее пройденного материала с новыми, настраивающими на размышление, заставляющие применять знания к объяснению фактов и явлений. Именно сравнение учит и заставляет ученика думать и обобщать, активизирует мысль.
Именно в контексте развития мышления следует особо обращать внимание на применение заданий творческого характера: составление кроссвордов, синквейнов, вопросов, лабиринтов, опорных схем; дидактические и интеллектуальные игры- применение легенд, пословиц, стихотворений- подготовка презентаций и другое.
Каждый метод преподавания непременно связывают с работой мысли учащихся, что активизирует их учебную деятельность.
В своей деятельности я применяю такие формы творческих заданий :
- подготовка презентаций, сообщений (тематические, «Ученые-эволюционисты», «Возникновение жизни», «Рациональное питание», «Органоиды клетки» и мн.др.)
- составление кроссвордов,
- памятки по здоровому образу жизни ( «Берегите глаза», «Шум не для наших ушей»,
«Уход за полостью рта», «Упражнения для укрепления сердечно - сосудистой системы» и др.),
- выполнение нестандартных заданий (макеты органоидов клетки, «витамины – снеговики»,пантомима какого-либо продукта или органоида и др.),
- аппликации («Строение цветка», «Рефлекторная дуга», «Строение мозга» и др.),
- стихи, поговорки, загадки,
- и другие
Все эти виды работ носят самостоятельный характер, а этот метод активный и творческий что повышает познание и овладение навыками учебно-познавательной деятельности, самовыражение.
Отдельным учащимся или группам можно дать дополнительные задания: подобрать материал по какому-либо вопросу, составить на основании литературы таблицу, схему, статистические данные.
Часто предлагаются мини-сочинения на различные темы: «Путешествие капельки», «Встреча с природой», «Отчего вокруг такая красота», «Береги это чудо» и др., рисунки , необычное оформление темы уроки или гербария.
Огромный вклад вносит и внеклассная деятельность: «Неделя биологии», «Неделя экологии», «День птиц». На протяжении двух лет учащиеся 10 и 11 классов работали в теплице на прикладном курсе «Прикладная биология с основами почвоведения». Учащиеся были развиты на 6 групп и самостоятельно разрабатывали темы : «Ампельные растения», «Приусадебный участок», «Садовые растения», «Зеленные», «Ампельные растения», «Суккуленты». У учащихся была возможность не только показать свои знания по биологии, но и применить их на практике. Каждая группа составляла план оформления своего участка, засаживала его подходящими растениями, составляла отчет по работе и ее результатах. Сдача и оценка фиксировалась в зачетную ведомость группы. В конце работы курса каждая группа сдавала папку – отчет о проделанной работе, куда входили такие разделы : содержание, фотография группы, сообщение о выращиваемых растениях, дневник наблюдения, плакат по экологии, сообщения о ученых, рефераты, гербарии, сочинение «Войди в лес другом», фотографии и рисунки. Такая самостоятельная работа повысила интерес к предмету и природе, мотивировала учащихся на новые творческие проекты.
Еще можно обратить внимания на творческий мини-проект «Витамин», выполненный в фигуре снеговика. Это задание было предложено для закрепления темы «Обмен веществ». Каждому учащемуся был дан конкретный витамин, сведения о котором он должен оформить в виде снеговика. На «ведре» описание заболеваний, вызванных недостатком или переизбытком этого витамина, на «голове» его изображение с научным названием, на «туловище»- продукты, содержащие витамины и его значение для организма.
Такие творческие работы помогают развивать аналитическое мышление, находить причинно-следственные связи, расширяют кругозор. Все это ведет к повышению качества знаний.
Анализ качества знаний показал: (по графику).
Различные приемы, методы и формы организации учебной деятельности, используемые мною, ориентированы на высокую степень самостоятельности и креативности работы учащихся; позволяют развивать личность ученика, более полно реализовывать их творческие возможности, дают простор интеллектуальной и нравственной свободе.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: ludmila150307 (2017-03-12)
Просмотров: 302 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 6:20 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru