Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Особенности учебно – воспитательной работы с детьми с особенными образовательными потребностями.
Учебно-воспитательная работа с детьми с особенными образовательными потребностями строится на принципах общей педагогики, поскольку её цель – это не только дать ребёнку нужные знания, предусмотренные школьной программой, но и учитывая различные отклонения в общем развитии, обеспечить коррекцию недостатков психического развития, провести социальную реабилитацию личности этих детей и подростков.
У большинства учащихся нашей школы по тем или иным причинам имеются большие пробелы в знаниях, а систематическая неуспеваемость порождает неуверенность в своих возможностях, потерю интереса к учёбе, резко снижает самостоятельность. Длительное неблагополучие в школьном обучении или отсутствие своевременного обучения формируют определённый стиль поведения: скрытый или демонстративный отказ от обучения, нежелание включаться в любой вид школьной деятельности, преодолевать трудности. Общая пассивность и равнодушие в сочетании с повышенной конфликтностью и аффективной возбудимостью типичны для детей данной категории.
Обучение – основной путь коррекции недостатков развития детей с ООП. Находясь в неразрывной связи с развитием, обучение располагает наибольшими возможностями для систематического и планомерного корригирующего воздействия на все стороны физической и психической сфер школьников.
Основной задачей в обучении этих детей является создание условий для успешной учебной и внеклассной деятельности как средства коррекции их личности, формирование положительных устремлений и мотивация поведения, обогащения новым положительным опытом отношений с окружающим миром.
К условиям, способствующим ломке отрицательных стереотипов поведения трудных в обучении и воспитании учащихся, и обеспечивающим коррекционно- воспитательную направленность обучения относятся следующие:
1. Создание благоприятной обстановки, охранительного режима для учащихся.
2. Модификацию учебной программы в направлении сокращения объёма учебного материала за счёт второстепенной информации и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся.
3. Сочетание изучение основ наук с восполнением пробелов развития и практической подготовкой учащихся к усвоение трудных разделов программы. Введение в содержание обучения специальных коррекционных занятий, предметов (по развитию речи, ЗОМ, ВПЗ).
4. Значительно большая детализация системы изучение того или иного раздела программы, чем это предусмотрено для обычной массовой школы (замедленность обучения).
5. Преподнесение учебного материала небольшими дозами, постепенное усложнение материала, частая повторяемость и упражняемость.
6. Дифференциация требований и индивидуализация обучения, так как задержка психического развития обусловлена многообразными причинами и наличие одного и того же симптома у нескольких детей неоднозначно влияет на их учебные способности, отношение к учебе, на их эмоции, настроение.
7. Широкое использование предметно-практических действий, разных видов игр (подвижных, дидактических сюжетно-ролевых и др.).
8. Систематическое и правильно организованное вовлечение учащихся в различные доступные виды труда, которые обогащают и коррегируют познавательную деятельность детей, развивают положительные эмоции, морально-волевые и эстетические качества.
9. Организация системы внеклассной, кружковой работы, имеющей целью повышения уровня развития учащихся, пробуждение интереса к познанию, рождение веры в свои силы и возможности.
10. Учёт особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации учебной деятельности и коррекционно-воспитательной работы с данными детьми.

Такие явления, как неустойчивость внимания, плохая организация своей деятельности, медленная врабатываемость, широко распространённые у детей с ЗПР, имеют разные причины и требуют разных приемов коррекции. Основная масса детей нашей школы- это дети, имеющие остаточные явления органического поражения ЦНС, выражающиеся в повышенной истощаемости и обусловливающие пониженную работоспособность, недостаточность произвольного внимания, его объема и концентрации, слабость запоминания, инертность психических процессов, плохую переключаемость, а также повышенную суетливость, возбудимость, двигательную расторможенность или наоборот, заторможенность вялость, пассивность, что в обоих случаях ведет к задержкам психического развития.
Для детей с ЗПР необходимы строгая дозировка заданий, оптимальное чередование видов работ требующих участия различных анализаторов, смена труда и отдыха, сокращение объема задании. Монотонность, как и чрезмерное разнообразие видов работ, не показана этим детям.
При подборе приемов работы необходимо учитывать состояние ЦНС на каждый временной отрезок:
Использовать такие методы и приемы работы, которые обеспечивают у учащихся развитие речи, наблюдательности, внимания и интереса к изучаемым предметам и явлениям, умение разносторонне анализировать, сравнивать предметы по разным параметрам, обобщать их в группы, логично рассуждать, доказывать, делать соответствующие выводы, заключения и т.д.
Можно перестроить их поведение, сформировать у них положительную направленность личности, если педагогами будет создана благоприятная обстановка, установлены психологический контакт, атмосфера сотрудничества учителя и ученика, отобран учебный материал в соответствии с возможностями ребёнка, использоваться различные вспомогательные средства, активизирующие восприятие и предупреждающие утомление, инертность психических функций.
Эмоциональный фон урока, постановка интересных побуждающих вопросов, поощрение малейших успехов детей, персональное обращение будут способствовать коррекции недостатков интеллектуальной деятельности детей ООП.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: sokolovka2008 (2017-11-12) | Автор: Лавриненко Людмила Леонидовна E
Просмотров: 11 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-18, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [638]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [170]
Личности [114]
Великие педагоги [37]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [79]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [413]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [43]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [622]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [199]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [21904]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [185]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru