Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
К ВОПРОСУ АДАПТАЦИИ И АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Назмутдинов Р.А., Убей – Волк П.В.
К основным критериям психологической адаптации относится степень интеграции личности со средой, социальный статус, эмоциональная экспансивность, наличие глубоких личностных контактов, социальная активность и работоспособность; к субъективным - эмоциональная комфортность, степень принятия себя и окружающих, удовлетворенность сложившейся ситуацией, состояние и адекватность Я-концепции.
В российской и отечественной психологии акцент ставится на то, что механизмы адаптации во многом определяются опытом саморегулирования активности личности, опытом преодоления жизненных трудностей при решении разнообразных задач. По мере накопления опыта регуляции различных деятельностей у человека формируется особое свойство – субъективность как специфическая организация психического, способствующая активной, сознательной и целенаправленной реализации накопленного опыта при решении задач жизнедеятельности (Петровский В.А., Абульханова-Славская К.А., Василюк Ф.Е., Погодин И.А., Осницкий А.К., Логинова Н.А., Ташимова Ф.С. и другие).
Любой молодой человек в ситуации девиантной субкультуры не может быть устойчивым как со стороны внутреннего психологического мира, так и со стороны социальногог содержания, деятельностной активности, форм общения, реконструющихся фактооров общественных отношений.
Девиантность приводит к формированию новой морально-психологической и социальной установки в сфере не только внутренней, индивидуальной жизни субъекта, но и в микросреде его существования.
Анализ различных работ показал, что большинство исследователей определяют адаптацию с помощью терминов приспособление, освоение, взаимодействие, вхождение, вживание и т.д. Предлагаемая Кузнецовым П.С. концепция адаптации, в отличие от ее традиционного понимания, основывается на утверждении, что сущность адаптации человека заключается в обеспечении процесса развития личности. Кузнецов П.С. определяет адаптацию как целостный, динамический, непрерывный, относительно устойчивый процесс установления соответствия между совокупным уровнем наиболее актуальных на данный момент (перспективу) потребностей личности и наличным (перспективным) уровнем удовлетворения данных потребностей, определяющий непрерывное развитие личности [1, с.7-8].
По мнению Джакупова С.М., высшим уровнем процесса адаптации является личность как «системное качество» человека. «Личность…, являясь результатом активного, деятельностного приспособления биологического индивида к социальному окружению представляет собой высший уровень этого приспособления, характеризующийся особой пластичностью и динамичностью адаптационных возможностей в пределах той среды, в которой она сформирована» [2, с. 5].
В современной психологии можно встретить несколько определений агрессии. Под агрессией понимают врожденную реакцию человека для защиты занимаемой территории, реакию личности на враждебную человеку окружающую действительность, установку к господству.
Выделяются также два типа проявления агрессии: мотивационная агрессия, как самоценность, и инструментальная, как средство. Оба типа могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его. Во многих ситуациях, особенно в молодежной субкультуре, подроосток не в состоянии прямо выразить свою агрессивность по отношению к фрустратору. В таких случаях выбирается новый объект агрессии. Происходит процесс замещения объекта агрессии, а агрессивная установка перемещается на этот новый объект. В качестве нового объекта нередко выбираются также, которые не имеют никакого отношения к фрустрации и неспособны к эффективной самозащите.
Существуют такие разновидности агрессии, которые врядли могут считаться непостредственными, реакциями на фрустрацию. К их числу, в первую очередь, относится идентификация с агрессором. Находясь под угрозой и переживая состояние фрустрированности, подросток защищает свою личность и её высокую самооценку тем, что включает в структуру своей личности достижения и силу фрустрирующих его индивидов и групп.
Основные теоретические подходы в исследовании агрессивного поведения могут быть обозначены как этологический, психоаналитический, когнитивный, фрустрационный и бихевиористический.
Согласно современным исследованиям, некоторые черты личности могут выступать на различных стадиях развития ситуации и как способствующие проявлению агрессивности, и как ведущие к подавлению агрессивной структуры. На актуальное формирование агрессии, целеполагания и вероятностного прогнозирования оказывает тормозящее влияние интериоризированный страх наказания (возмездия), склонность к чувству вины, способность к эмпатии и сопереживанию, потребность в зависимости, высокий уровень тревоги, стремление к социальному одобрению т.п. [3].
Сравнительный анализ результатов контрольной и экспериментальной групп по показателю адаптивность-дезадаптивность выявил следующее.
Таким образом, можно утверждать наличие низкого уровня социально-психологической адаптации девиантных подростков по сравнению с уровнем адаптации подростков из контрольной группы. Все испытуемые данной группы не состояли на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних, положительно характеризовались школьными учителями.
В нашем исследовании с помощью критерия линейной корреляции Пирсона была выделена значимая положительная корреляция между показателями “адаптация” и “интернальность” – r = 0,40; высокая прямая зависимость между показателями “адаптация” и “эмоциональная комфортность” – r = 0,57; значимые положительные корреляции между показателями “адаптации” и “самоприятием” – r = 0,20 при р <0,01, и уровнем “поведенческой регуляции” – r =0,16, а также отрицательная еорреляция между показателями “адаптация” и “фрустрация” –r = (-0,27) (по методике СПА) p < 0,05. Таким образом, снижение уровня адаптации девиантных подростков сопровождается и снижением уровня показателей интернальности, уровня самопринятия, поведенческой регуляции и эмоционального состояния.
Результаты исследования показали наличие высокого уровня агрессии у девиантных подростков.
Анализ показателей по методике Басса – Дарки критерием Стьюдента (при р < 0,01) выявил наличие существенных отличий по всем показателям, т.е. для экспериментальной группы характерны высокие показатели по всем видам агрессии, выделенным авторами данной методики.
Большие различия имеются по таким показателям, как “косвенная агрессия”, “раздражение”, “обида”, “подозрительность”, “аутоагрессия”. Наличие высокого уровня агрессии у девиантов подтверждают и результаты по методики “Адаптивность” и по тесту “Самооценка психических состояний” Айзенка Г. Показатель агрессии в экспериментальной группе по тесту “Самооценка психических состояний” Айзенка Г. равен 16,9, в контрольной – 11,7. При этом наличие существенного отличия в средних показателях агрессии по тесту Айзенка подтверждается анализом результатов коэффициентом Стьюдента - t равен 2,9 при р < 0,01.
Таким образом, можно сказать, что снижение уровня адаптации обусловлено высоким уровнем агрессии и высоким уровнем тревожности у девиантных подростков, и наоборот.
Для девиантных подростков также характерны: высокий уровень фрустрированности, высокие показатели по шкалам “неприятие других”, “эмоциональная дискомфортность”, высокий уровень нервно-психической напряженности при процентном уровне значимости равном 99 (результаты по методике “Адаптивность”, методике Спилбергера – Ханина, методика СПА).
Исследование особенностей показателей адаптации подростков выявило следующее: для подростков из экспериментальной группы характерно снижение уровня адаптации, включая нервно-психический и социально-психологический уровни (результаты методик СПА, “Адаптивность”, “Нервно-психическая адаптивность”, показатели Березина Ф.Б.).
У девиантных подростков выше степень выраженности неконструктивных способов адаптации. Отличия в показателях экспериментальной и контрольной групп были выявлены по всем видам агрессии, особенно по показателям “косвенная агрессия”, “раздражение”, “подозрительность”, “обида”, “аутоагрессия”.
В процессе исследования были выявлены отрицательные корреляции между высоким уровнем агрессии и низким уровнем адаптации, высоким уровнем фрустрации и адаптации, высоким уровнем агрессии и интернальностью, интернальностью и аутоагрессией, а также значимая положительная корреляция между высоким уровнем аутоагрессии и эскапизма (по методикам СПА, УСК, Басса-Дарки).
На основе этих данных можно говорить о том, что использование в качестве способов адаптации агрессию и эскапизм приводит к временному снижению уровня тревоги, фрустрационной напряженности и не способствует улучшению их эмоционального состояния. Полученные результаты подтверждают гипотезу нашего исследования: агрессия и стратегия ухода от решения проблем являются активными способами адаптации девиантов.
Но, поскольку данные стратегии адаптации не требуют серьёзной, осознанной, ответственной внутренней работы по решению проблем личностного и межличностного характера, но при этом способствуют снижению эмоционального напряжения, ощущению отсутствия проблем или их решения, они используются подростками в качестве стратегии адаптации.
Анализ теоретических концепций и экспериментальных исследований по проблеме позволил сделать следующие выводы:
1. Психологическая адаптация девиантных подростков характеризуется: низким уровнем социально-психологической и психической адаптации; нарушением процесса интеграции поведения; низким уровнем показателя эмоционально-оценочного реагирования, который определяется высоким уровнем фрустрационной напряженности, тревожности, эмоциональным дискомфортом, выраженным уровнем депрессии и одиночества, низкой самооценкой; менее выраженной интернальностью и более выраженной экстернальностью.
2. Девианты в процессе психологической адаптации используют неконструктивные способы адаптации. Психологическая адаптация таких подростков характеризуется высоким уровнем агрессии и эскапизма, особенно выраженностью косвенной агрессии, раздражения, обиды, подозрительности, аутоагрессии.
3. Снижение уровня социально-психологической адаптации обусловлено низким уровнем показателя эмоционально-оценочного реагирования (высоким уровнем фрустрационной напряженности, тревожности, эмоционального дискомфорта, низкой самооценкой), высоким уровнем агрессии и эскапизма, выраженной экстернальностью.
4. Адаптация девиантных подростков происходит в большей степени на социальном уровне, чем на психологическом. Для подростка характерно непринятие собственной личности. Этим, по нашему мнению, и обусловлен выбор девиантами в качестве способов адаптации преимущественно агрессию и стратегию ухода от проблем.

Литература:

1. Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. - Саратов, 1991. – 24 с.
2. Джакупов С.М. Проблемы обучения и развития личности в условиях полиэтнического окружения // Вестник КазНУ. Серия психологии и социологии. – 2003. – №2(11). – С. 5-11.
3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб. – М. – Харьков – Минск, 2009. – 340 с.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: nazmu1956 (2018-01-10) E
Просмотров: 513 | Теги: адаптивность-дезадаптивность, аутоагрессия, Я-концепции, деятельностное приспособление, девиантная субкультура | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 1:46 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru