Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Назмутдинов Р.А., Батталова Л.Р.

Прогноз социальной дезадаптации можно осуществлять уже в младшем школьном возрасте, когда неблагоприятными факторами выступают: сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, диссоциирующее с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника; повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениями; акцентуация компонентов влечения (интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость).

инфантилизм, саморегуляция, микросоциальная запущенность, социо-культурная и педагогическая запущенность

Среди психических особенностей препубертатного возраста, значимых для возникновения патологического подросткового криза, выделяются следующие:
- сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситу-ации в сочетании с неспособностью активно воздействовать на нее, склон-ность ухода от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание.
Как отмечает Р.Г. Илешева [1], к биологическим факторам, способ-ствующим возникновению нарушений поведения, относятся "ножницы", ко-торые возникают при несовпадении темпов созревания психического и физического развития. В норме эти процессы идут параллельно. Одним из таких примеров выступает психофизический инфантилизм - сохранение у взрослых людей черт психики, особенностей поведения, свойственных более раннему возрасту. Для подростков это черты, характерные для детского (младшего школьного) возраста. Человек, которому присущ инфантилизм, при нормальном или ускоренном развитии умственной и физической сферы отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы.
При инфантилизме отмечается ретардация - замедленное половое раз-витие. Имеет место социальная незрелость, преобладание в мотивационной сфере мотивов удовольствия, а не чувства осознания долга и обязанности. Отставание физического развития при инфантилизме большей частью бывает равномерным и такие подростки выглядят младше своего возраста.
Другим биологическим фактором нарушений в поведении является акселерация: ускорение темпа полового созревания в значительной мере касается таких сторон психической деятельности, как интеллект, способности, потребности. В то же время отстает развитие эмоционально-волевой сферы, в силу чего подросток-акселерат нередко проявляет эмоциональную неустойчивость, незрелость и, несмотря на достаточное интеллектуальное развитие, остается незрелым в социальном плане. Сочетаясь с неблагоприятной биологической основой, они ведут к временным или более или менее стойким отклонениям в поведении детей и подростков.
Наряду с психическим инфантилизмом, другой формой психического дизонтогенеза выступают психопатии. В обоих случаях преобладающей ха-рактеристикой выступает психическая неустойчивость. В силу большой внушаемости эти дети и подростки часто попадают под дурное влияние, приобретают асоциальные установки. Несмотря на сохранный интеллект, дети малопродуктивны на занятиях, их мышление поверхностно, суждения легкомысленны и примитивны, интересы бедны. При жизненных затруднениях у них часто возникают патологические реакции отказа, протеста, например, в виде ухода из дома с целью избежать ответственности. По данным Р.В. Овчаровой, основными факторами, влияющими на характер психического и личностного развития ребенка, и, в частности, на возникновение и развитие запущенности, являются социокультурные и психолого-педагогические:
- социальный фактор обеспечивает социализацию ребенка: овладение социальными ролями, развитие социальных качеств, социальной чувстви-тельности и рефлексии, приобретение социального опыта;
- культурный фактор обеспечивает культурное развитие ребенка, овла-дение культурными ценностями, ознакомление с окружающим миром, ин-формационной и речевой культурой, овладение навыками культурного поведения, развитие культурно-образовательных потребностей и познавательного отношения к действительности. Этот фактор связан с культурой окружающей микросреды;
- психолого-педагогический фактор обеспечивает личностное и психи-ческое развитие ребенка, его обучение и воспитание; овладение воспитательно-образовательными программами, определенный уровень знаний, умений, навыков, обученность и воспитанность [2].
Помимо названных факторов С.А. Беличева также выделяет:
- личностный фактор, который, прежде всего, проявляется в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям се-мьи, школы, социума, а также в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения;
- социальный фактор, определяющийся социальными и социально-экономическими условиями существования общества [3 с.19].
Социокультурная и педагогическая запущенность, по мнению автора, - есть длительное неблагоприятное для развития личности состояние ребенка, связанное с недостаточным, противоречивым или негативным воздействием на него микросреды. Центральными образованиями среди последствий этих влияний является дисгармония развития, несформированность ведущей деятельности и нарушения эмоционального образа "Я".
Под социокультурной запущенностью понимаются последствия недо-статочности соответствующих факторов, которые приводят к недоразвитию социальных качеств, потребностей, ценностных ориентации, мотивов личности, социальной тупости, слабой социальной рефлексии, минимизированному социальному опыту, трудностям в овладении социальными ролями. Низкий культурно-образовательный уровень родителей, слабая культура семейного воспитания, недостаточная общая культура социальной микросреды являются тормозом нормального "окультуривания" и социализации ребенка. Вследствие этого страдает развитие его культурно-познавательных и ценностно-мотивационных потребностей, речевой и информационной культуры. Под педагогической запущенностью подразумеваются последствия дезинтегрирующего влияния на развитие личности всей совокупности факторов при доминировании психолого-педагогических. При этом нарушаются процессы персонализации и развития самосознания ребенка (адаптация, индивидуали-зация, интеграция и дезинтеграция).
Значительная роль среди этиологических факторов, приводящих к формированию аддиктивного поведения у несовершеннолетних, традицион-но отводится семье. Влияние микросреды (ближайшего окружения индиви-да), в которую, безусловно, включаются близкие родственники с индивиду-ально присущими социально-психологическими характеристиками, в ряде случаев является основным патогенным фактором в генезе девиантного по-ведения. Одним из важных негативных последствий снижения жизненного уровня населения является уменьшение роли семьи как ключевого социаль-ного института, обеспечивающего общественную стабильность.
Другим немаловажным социально-психологическим фактором высту-пают отношения в школьном коллективе с учителями и соклассниками. Трудности общения со сверстниками обусловлены неудовлетворительным уровнем общения со взрослыми, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблемы. Иногда эти отношения усугубляют личностные реакции учащих-ся. В школах наблюдается весьма определенное отношение учителей к трудным подросткам. Те формы поведения, привычки, выработанные у подростков в семье, не могут удовлетворять учителей и они стремятся их искоренить, не пытаясь вникнуть в суть проблемы. Это способствует возникновению у подростков аффективных состояний, приводящих к общественно отрицательным формам поведения, которые, как отмечает Л.И. Божович, при длительном сохранении аффективного состояния становятся устойчивыми качествами личности [4].
Таким образом, факторы отклоняющегося поведения не выступают изолированно, а представляют взаимодействие условий, действующих с разным негативным вкладом в развитие отклоняющегося поведения.

Список литературы:
1. Илешева Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. – Алма-Ата, 1990. – 160 с.
2. Овчарова Р.С. Психологический портрет социокультурно- и педагогически запущенного ребенка. – СПб.: Питер, 2014. – 184 с.
3. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: Наука, 1998. – 142 с.
4. Божович Л.И. Проблема формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдшейна. – М.: Образование, 1995. – 352 с.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: nazmu1956 (2018-01-10) E
Просмотров: 73 | Теги: социо-культурная и педагогическая з, микросоциальная запущенность, саморегуляция, инфантилизм | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2018-12-10, 6:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [665]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [174]
Личности [116]
Великие педагоги [38]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [41]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [80]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [437]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [49]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [639]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [201]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [79]
В помощь учителю [22603]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [191]
Диспут-клуб [16]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Астана Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура Великая Отечественная Война игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru