Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Из опыта работы Ростовского Ресурсного Центра Бухаржырауского района Карагандинской области
Маханова Айгуль Куанышевна Из опыта работы Ростовского Ресурсного центра.
Одной из характерных особенностей современного образования является его вариативность, которая находит своё отражение в многообразии типов учебных учреждений. Наряду с обычными школами, стали развиваться школы инновационного типа, которые ориентируются на определённый уровень деятельности, способный объединять малокомплектные школы в единое целое. Таким проектом является проект «Ресурсный центр», который развивается в Карагандинской области уже более 7 лет.
Ресурсный центр – это связывающее звено в условиях перехода на 12-летнее обучение, так как село на сегодняшний день является главным стратегическим направлением в образовании. Одна из серьёзных проблем сельской школы – недостаточная подготовленность выпускников к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. И именно, в условиях Ресурсного центра, создаётся система подготовки в старших классах, развивается индивидуализация и дифференциация обучения, используется вариативное образование, которые взаимосвязываясь между собой, раскрывают основные аспекты профильного обучения.
Малокомплектные школы в условиях ресурсного центра объединяются в единое образовательное пространство (Ростовская СШ, Кировская СШ, Андрениковская ОШ и Краснонивская ОШ). Расстояние между магнитными школами и ресурсной школой составляет в среднем от 10 до 22 километров, что позволяет расширить поле деятельности учащихся и учителей малокомплектных школ.
Сегодня при новом определении качества образования возникает понимание того, что никакие глубокие и прочные ЗУНы не могут быть целью современной школы, что это лишь одно из средств достижения целей образования и ценностей человека. В ресурсном центре образование строится так, что появляется тенденция к устранению противоречий между детьми склонными к умственной деятельности, которые обучаются на хорошо и отлично, и детьми, склонными к другим видам деятельности, достигшими в них больших успехов. Это приводит к равной социальной ценности как тех, ориентирован на ВУЗ, так и тех, кто ориентирован на рабочие профессии. Происходит восстановление высокого и достойного статуса выпускника, ориентированных на получение лучшего образования.
В условиях Ресурсного центра создан «Банк данных о мире профессий и предполагаемый перечень прикладных курсов и курсов по выбору», где учащиеся по своим интересам, способностям и возможностям изучают элективные курсы, ориентирующие их на будущие специальности. Эта работа проводится совместно с психологической службой Ресурсного центра. Результаты исследований личностных особенностей и ключевых компетентностей выпускников Ресурсного центра отражаются на выборе их будущей профессии.
В своей деятельности использовали «Принцип управления успехом» по теории А. Маслоу, то есть находили любые достоинства и интересные идеи в работе педагога, способствовали их развитию и развитию личности в целом, а также стимулировали развитие учеников.
Педагогические кадры всего Ресурсного центра объединили в кафедры ОГН и ЕМН, составили план мероприятий, несколько раз в год собирали на большие педагогические советы, где обсуждали организационные вопросы по проведению учебных сессий и семестров, выездных занятий и межсессионного периода. Работа кафедры позволяет объединить учителей – предметников, так как в каждой школе в основном по 1-2 предметника что недостаточно для обмена опыта. Каждый учитель в создавшихся условиях мог отстоять свою точку зрения по тому или иному вопросу, прислушаться к мнению другого и принять общие выводы, рекомендации.
Работа в условиях ресурсного центра делится на два периода: сессионный и межсессионный периоды.
Сессионный период проводится три раза в год. В этот период развивается предусмотренная система отбора методов и форм обучения в соответствии с особенностями развития учащихся, их склонностями и интересами. По желанию учащихся, на каждой ступени обучения, предлагаются различные прикладные курсы и курсы по выбору, проводятся лабораторно-практические занятия с целью восполнения недостатков материально-технических условий малокомплектной школы. Всё это ориентированно на создание благоприятного психоэмоционального климата при усвоении учебного материала и решении задач гармоничного развития здоровой личности.
Межсессионный период длится от 1,5 до 2-х месяцев. В этот период учащиеся малокомплектной школы занимаются самостоятельно, используя свои теоретические знания в групповой и индивидуальной работе. При этом непосредственно применяются справочные и учебные пособия, проводятся лабораторно-практические занятия, заполняются технологические карты зон учебных затруднений учащихся малокомплектных школ, проводятся выездные занятия.
Из-за близкого расположения малокомплектных школ, выездные занятия учащихся и учителей очень удобны, так как нехватку лабораторно-практических занятий и материально-технических условий в малокомплектной школе можно восполнить в опорной школе. Удобно решать и кадровые вопросы, ведь все мы прекрасно знаем, что учителей - предметников не хватает, а за счёт выездных занятий учителей опорной школы в малокомплектные школы, эта проблема решаема.
Работа в условиях ресурсного центра позволяет создавать условия для развития творческих потребностей личности учителя и как результат - самопознание, тяга к творческому росту, повышению своей роли в организации УВП, является значимым критерием деятельности и профессионализма учителя. Педагоги ресурсного центра консультируют учителей МКШ по поводу разработки исследовательских проектов, по вопросам написания научных статей и публикаций, с целью обобщения педагогического опыта в инновационной работе.
Наблюдается профессиональный рост учителя малокомплектной школы, который отражается на его повышении квалификации, на его включении в практическую деятельность, участие которой требует самообразования и саморазвития. Объединение учителей всего Ресурсного центра приводит к отношениям, соглашению и успехам, через интересы, потребности, творческое взаимодействие и радость совместного общения, способствуя созданию в коллективе благоприятного психологического климата.
Обучение в условиях Ресурсного центра способствует определению значимости системы обучения в условиях сельской местности, определяет инновационный интерес и пути его внедрения. Позволяет определить цели и направления деятельности каждого участника учебно-воспитательного процесса, изучить, обобщить и расширить инновационно-педагогическую деятельность педагога, разработать практические решения, направленные на реализацию поставленных задач. Отработанность мониторинга учебно-воспитательного процесса малокомплектных школ в условиях РЦ, применение современных технологий обучения гарантирует усвоение учебного материала каждым учеником малокомплектной школы на уровне требований Госстандарта.
Работа учителей в МКШ имеет специфические особенности и, прежде всего, это совмещение двух параллелей в одном классе. При отсутствии нагрузки, в соответствии с малым числом классов – комплектов, учителя, как правило, ведут несколько предметов. Работая в таких условиях, учителю МКШ приходится в рамках 45 минут урока работать по двум (трем) поурочным планам, использовать различные технологии обучения и воспитания в соответствии с изучаемым материалом на уроке и учетом психолого-возрастных особенностей учащихся. Работа педагога в таких условиях требует специальной подготовки, которая в условиях РЦ решается через курсы повышения квалификации, через заседания кафедр и методических объединений, через взаимообучение равных. Необходимо в условиях высшего учебного заведения осуществлять комплексную подготовку учителей со смежными специальностями (по нескольким предметам), с целью сохранения кадрового потенциала, так как малое количество часов по предметам, способствует их текучести. Педагоги, работающие в РЦ и МКШ многофункциональны, так как по долгу своей работы в сельской МКШ им приходится быть культурологом, психологом, руководителем кружка и секции, политологом, хореографом, музыкантом, активным членом сельского совета. В связи с намеченными тенденциями, созданием сетевого образовательного взаимодействия близлежащих МКШ, внедрения дистанционного обучения, а также развития новой формы организации образовательного процесса в условиях РЦ, возникает необходимость определения роли педагога новой формации. Это педагоги координаторы, тьюторы, эдвайзеры, способные прогнозировать, проектировать, подбирать и проводить диагностические процедуры развития базовых компетенций обучающихся.
За шесть лет работы по проекту «Ресурсный центр» выпускники показывают неплохие результаты на итоговой аттестации. 100% выпускников каждый год сдают ЕНТ, средний балл постоянно увеличивается от 65 баллов до 96,6 баллов в Ростовской СШ и от 57 баллов до 69 баллов в Кировской магнитной школе, что в среднем по РЦ составляет 83 балла, который выше среднего показателя по району и области. Процент учащихся набравших пороговый уровень в ресурсном центре также увеличивается. Количество выпускников поступивших по гранту с каждым годом растёт и выпускники Ростовского Ресурсного центра поступают на бюджетной основе в ВУЗы Казахстана и России.
Тем самым, мы содействуем формированию навыков группового сотрудничества и коммуникативности учащихся и учителей, через введение новых форм и методов работы. Способствуем развитию информационной компетенции на основе информационных технологий, предоставляем возможность для развития аналитических навыков, навыков мышления, посредством введения исследовательской и проектировочной деятельности. Формируем общие принципы развития личности на основе личностно-ориентированного обучения.
Результативность работы Ростовского Ресурсного центра:
Результативностью работы Ресурсного центра является профилирующая ориентация школьников, положительная мотивация учеников к исследовательской и проектировочной деятельности, формирование социально-значимых качеств и способностей учащихся, развитие ключевых компетенций, рейтинговая система оценивания, самоконтроль и самооценка учащихся, создание портфолио выпускника, последовательная и системная работа с одарёнными детьми и ведение здорового образа жизни.
Наш Ресурсный центр стал домом для большой и дружной школьной семьи. В школе есть всё , для её главных хозяев – детей. Ведь любая школа славится и держится своими традициями и если они сильны, значит жить школе и процветать, радовать всех, кто отдаёт ей своё сердце и душу, тех, кто идёт сюда с добром и миром.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: mahanova-aigul (2011-01-25) | Автор: Маханова Айгуль Куанышевна E
Просмотров: 2504 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-20, 1:39 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru