Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

План работы школы
Карагандинская область
Абайский рвйонный отдел образования
основная школа № 8, пос. Кзыл

теме: Разработка годового планирования работы школы
(структура, содержание, формы)

Выполнил : директор основной школы Монахова Е.О.
должность,фамилия, имя, отчество

Дата сдачи работы: апрель 2011г.


Караганда 2011

Только тот, кто планирует и может организовать и управлять
Аксиома менеджмента

Наше время характеризуется сменой образовательной парадигмы, которая должна обеспечить вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство. Общепризнано, что в 21 веке определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, её способность реализовать прогрессивные технологии. Смена образовательной парадигмы предполагает изменения в содержании образования, педагогическом менталитете, усиление роли науки в создании педагогических технологий [1]. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперировать информацией, творческим решением науки и рыночной практики акцентом на индивидуализацию образовательных программ.
Новые подходы к образованию требуют от руководителей образовательных организаций и новые подходы к управлению, реализуемые с учетом передового опыта.
Жизнь шаг за шагом убеждает нас, как многое в любом деле упирается в кадры. И уж тем более мы ощущаем эту взаимосвязь в развитии школы: какими свойствами должен обладать руково¬дитель школы, способный осуществить решение тех задач, которые поставлены сейчас перед современной школой в условиях 12-летнего образования? Они, казалось бы, просты, эти задачи: поднять уровень образования и социализации учащихся, повысить качество работы учителей, укрепить демокра-тический стиль управления, научить ребят трудиться, создать нор¬мальные условия для развития творческих начал в деятельности коллектива, самостоятельности и инициативы учащихся, привлечь общественность, развить самоуправление. Организация учебно-воспитательной работы в школе, позво¬ляющей решать данные задачи в совокупности, процесс сложный, многослойный, зависящий от целого ряда конкретных факторов, а главное от того, какой путь развития выбирается школой. Однако какой бы ни была ведущая идея развития школы, школа как часть образовательно-воспитательной системы, тесно связанная с другими ее частями, подчиняется тем общим закономерностям, без знания которых трудно создать условия для ее индивидуального развития.
За последние годы в нашей республике предприняты серьезные попытки изменить положение дел в школе, приняты важные решения, подготовлены качественно новые варианты учебных планов, программ, опубли¬кованы постановления, расширяющие права учащихся, учителей, руководителей школ, родителей и общественности и совершенст¬вующие систему управления образованием.
Научная организация труда в школе - это прежде всего поря¬док, четкая циклограмма управления. Каждый должен знать, что он обязан делать в свое рабочее время. Не зря некоторые иро¬нически замечают: «Нам нужен не НОТ, а НЭП. Навести эле¬ментарный порядок» . Все начинается с планирования работы школы. Составляя план, коллектив школы должен ясно представлять те цели, которые он ставит перед собой, к чему он будет стре¬миться, чего добиваться.
Планирование - одно из важных средств эффективного руководства учебным учреждением. При изучении структуры и содержания планов работы школы вскрываются такие серьезные недостатки как: формализм, декларативность, обезличивание заданий и главное, недостаточная продуктивность системы работы.
Планирование должно осуществляться из потребностей заказчика. А зачастую реальность плана вытекает из возможностей школы. Фактическое состояние дел и обоснованность применения различных способов, средств, а также объективная оценка результатов педагогического процесса, не предполагает движение образовательного учреждения к поставленной цели, его развитие и совершенствование, удовлетворении требований заказчика. Возникает противоречие - потребность в удовлетворении потребностей заказчиков в качестве образовательных услуг и возможностями школы в организации и планировании условий для достижения этого. Из этого противоречия обозначается проблема – каковы механизмы планирования условий для удовлетворения потребностей детей и родителей в качественных образовательных услугах и уровне социализации, повышающих готовность детей к эффективной жизнедеятельности.
Попыткой разрешить эту проблему и продиктован выбор темы работы.

Тема исследования: Разработка годового планирования работы школы (структура, содержание, формы).

Объект исследования:
Процесс планирования образовательной деятельности школы на 2011 год.

Предмет исследования:
Механизмы проектирования годового плана основной школы № 8.

Цель исследования:
Разработка проекта годового плана основной школы № 8.
Гипотеза исследования:

Если для обеспечения конкурентных преимуществ нашей школы:
1. учесть рекомендации специалистов к разработке проекта годового планирования работы в МКШ;
2. проанализировать состояние и уровень готовности педагогического коллектива к коллегиальному управлению;
3. оценить качественные и количественные характеристики реализованных годовых планов за 3 года,
то это позволит спланировать реальный, действенный план с диагностично поставленными целями, задачами и ожидаемым результатом, так как тем самым может быть
1. снижена степень риска ошибок в планировании;
2. обеспечена четкость и конкретность реализации функциональных
обязанностей ответственных лиц и исполнителей;
3. обеспечено качество образовательного процесса в МКШ, удовлетворяющего потребности заказчиков в лице детей и родителей.

Задачи исследования:
1. изучить опыт планирования в теории и практике управления организаций образования;
2. проанализировать состояние и уровень готовности педагогического коллектива к планированию деятельности школы на основе изученных рекомендаций в теории и практике;
3. Механизмы разработки и реализации годового плана.
4. разработать проект годового планирования МКШ на основе современных подходов к планированию.

Методы исследования:
1. Метод анализа литературы.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Анкетирование.
4. Беседы.
5. Метод моделирования.
6. Метод обобщения полученных результатов.

Глава I. Изучение теории и практики годового планирования образовательной деятельности школы.

Планирование – это разработка планов развития, а также комплекса мер по их выполнению. Она охватывает разработку плана, организацию и контроль за его выполнением.
В современных теориях управления разработано множество элементов планирования, а также условий, способствующих его эффективности. В обобщенном виде их можно представить следующим образом.
Элементы планирования:
• результаты – определение целей и задач.
• средства – выбор, политики (определенного правила, способа действия), программ, процедур, служащих достижению целей и выполнению задач.
• ресурсы – люди, время, материалы, их количество, а также то, как их приобрести и распределить.
• внедрение – построение процедур принятия решений и способа их организации для выполнения плана.
• контроль – разработка методики предсказаний и обнаружения ошибок плана и его срывов, а также их предотвращения или исправления на непрерывной основе.

1.1. Особенности и виды планирования деятельности
образовательного учреждения.

Планирование – одно из важных средств эффективного руководства учебным учреждением. В середине 70-х гг. ХХ века был завершен переход ко всеобщему среднему образованию. В связи с этим возникла необходимость значительного обновления содержания работы школы. Это было необходимо сделать, т.к. в процессе изучения структуры и содержания планов работы школы были вскрыты серьезные недостатки: формализм, декларативность, обезличивание заданий и главное, недостаточная продуманность системы работы педколлектива.
Школа планировала свою работу на учебный год, полугодие, месяц, неделю, исходя из рекомендаций.
Изучение теории и практики управления свидетельствует о том, что управление школами Министерства просвещения («Планирование работы в школе» -М., Учпедгиз, 1950г.), чей опыт представлен в пособии для руководителей восьмилетних школ [2], разработало следующую структуру учебного плана, которого должны были придерживаться руководители ОО:
I. итоги работы школы за истекший год и задачи на следующий учебный год;
II. работа по осуществлению Закона о всеобуче;
III. учебно-воспитательная работа;
IV. расстановка кадров и повышение их квалификации;
V. пути и формы руководств педагогическим коллективом;
VI. работа с родителями и среди населения;
VII. организационно-хозяйственная работа.
Подобная структура и содержание плана работы школы удовлетворяли общеобразовательные учреждения в тот период времени и считались необходимыми и применимыми для совершенствования работы педколлективо, в чем было убеждено руководство школы и отделы образования.
Однако время требует обновления и структуры, и содержания учебного плана.
Образовательные учреждения в начале 90-х гг. ХХ века начали переход их режима функционирования в режим развития, что было связано с общественно-политической жизнью нашего государства. Возникла необходимость пересмотра плана работы школы, который потерял свою актуальность и значимость поэтому был совершен скачок в планировании деятельности образовательного учреждения.
Научным основам управления развитием образования посвятили свои труды Г.Г. Габдулин , В.И. Зверев , Ю.А. Конаржевский , В.С. Лазарев , Н.А. Орлов , М.М. Паташник , Ю.П. Сокольников , П.И. Третьяков и др.
Так Ю.П. Сокольников в книге «Логика и планирование деятельности школы» [3] предполагает включение в годовой план работы школы три принципиально важных, на наш взгляд, и тесно связанных между собой части:
1. Анализ состояния школы как педагогической системы (Результат работы за прошедший год).
2. Задачи педколлектива школы на предстоящий учебный год.
3. Система мер (действий, деятельности), намеченных педколлективом школы для решения выдвинутых задач на текущий учебный год, и перспективное планирование задач, необходимых для ее постоянного развития и совершенствования.
Эта структура плана развития школы, по нашему мнению, отличается от вышеизложенных, т.к. в ней заложен принцип развития и совершенствования общеобразовательного учреждения.
П.И. Третьяков (4) отмечал, что «в планах работы школы упускались важнейшие моменты управления учебно-воспитательным процессом, в том числе в отсутствии логической связи, механический набор мероприятий» [10, с.141].
П.И. Третьяков рекомендует следующие разделы плана:
I. Введение (краткий анализ итогов прошедшего года и определение задач на новый учебный год). Информационная справка о школе.
II. Деятельность педколектива, направленная на повышение качества учебно-воспитательного процесса.
III. Деятельность по совершенствованию трудового воспитания и профориентации учащихся.
IV. Совместная работа школы с семьей, общественностью, трудовыми коллективами и другими социальными институтами.
V. Работа с педагогическими кадрами.
VI. Система внутришкольного контроля.
VII. Укрепление учебно-материальной базы.
Структура плана объемная, но анализ показывает, что в ней имеется существенный недостаток - не заложен механизм перспективного развития школы, поэтому по мнению Л.П. Ильина, школе необходимо ввести в него свои коррективы.
В 1998 г. В.И. Зверева предложила руководителям школ, инспекторам, структуру перспективной программы образовательной школы – краткосрочную и долгосрочную (прогностическую) [5].
В «Программе развития ученического учреждения» 6 разделов.
Разделы программы (краткосрочной) развития (от 2-х до 5-и лет)
1 раздел. Информационная справка об учебном учреждении
2 раздел. Учебный план
3 раздел. Анализ состояния работы за учебный год.
4 раздел. Конкуренция развития нового учебного учреждения.
5 раздел. Приоритетные проблемы структурирования приоритетных проблем.
6 раздел. Поэтапная разработка плана действий (мероприятий) на 3 – 5 лет.
Существует также текущий план, составляемый на основе годового плана каждую учебную четверть. Текущий план является конкретизацией годового. Практикуются планы подготовки внешкольного (внеклассного) мероприятия, поурочный план, рабочие планы руководителя учреждения и его заместителей, план воспитательной работы классного руководителя.
Изучая механизмы планирования годового плана мы обнаружили ряд недостатков в традиционном планировании.
При изучении литературы по вопросу планирования работы школы мы особо выделили следующие традиционные разделы годового плана:
I. Вводный раздел (анализ итогов прошедшего года и определение задач на новый год).
II. Работа с коллективом учащихся.
III. Методическая работа с учителями и классными руководителями по вопросам воспитания учащихся.
IV. Совместная работа школы, семьи и общественности по воспитанию учащихся.
V. Учет, контроль и анализ учебно-воспитательной работы в школе.
VI. Укрепление материально-технической базы.
Л.А. Башарина, И.Г. Гришина рекомендуют несколько видоизменить название разделов плана, и по каждому разделу предусмотреть внутришкольный контроль [6].
Исходя из современных требований к школе в годовой план школы можно внести концепцию образовательного учреждения, и разработать план развития на ближайшие 3 – 5 лет.

1.2. Анализ и оценка состояния готовности педагогического коллектива к планированию работы школы .

Годовой план по форме и содержанию – это управленческое решение, разработанное на коллегиальной основе и содержащее целостную систему по обеспечению работы школы в режиме развития. Коллегиальность данной работы зависит от того, насколько педагогический коллектив умеет анализировать и оценивать свою работу и работу коллег, а так же проектировать совместно с администрацией различные модели годового плана, учитывающие проблемные зоны и потребности основных клиентов образовательной деятельности. Для того, чтобы оценить и проанализировать состояние готовности педагогического коллектива к реализации в профессиональной деятельности нами было проведено анкетирование с целью выявления уровня готовности к планированию своей деятельности.
1. уровень стремление к саморазвитию из 14 протестированных педагогов средний уровень имеют -2 человека, выше среднего – 8 человек, ниже среднего – 4 человека;
2. самооценку своих качеств, способствующих саморазвитию, из 14 протестированных педагогов нормальную оценку имеют – 8 человек, завышенную – 2 человека, заниженную – 4 человека;
3. оценку проекта педагогической поддержки как возможности профессионально самореализоваться из 14 протестированных педагогов скорее как перспективную для самореализации имеют – 9 человек, неопределенную – 1 человек, как необходимую и достаточную для самореализации – 4 человека;
По результатам данной анкеты можно сделать вывод, что педагогический коллектив образовательного учреждения имеет стремление к саморазвитию и видит возможным реализовать себя в профессиональной деятельности

1.3. Механизмы разработки и реализации годового плана.

Планирование – одно из важных средств эффективного руководства учебным процессом.
для руководителей организаций образования очень важно знание основных механизмов разработки и реализации годового планирования, таких как анализ педагогической деятельности, который предполагает движение к определенной цели, нахождение лучшего состояния объекта и переводу его в это состояние. Эта цель достигается за счет:
1. проблемно-ориентированного анализа результатов деятельности школы за прошлый год; (приложение 3)
2. диагностично сформулированные цели и задачи на будущий год;
3. мониторинг реализуемого годового плана (приложение 4)
Проблемно-ориентированный анализ состояния образовательной системы, ее подсистем и элементов;
• определения пути развития педагогического процесса в целом, а так же за отдельный период;
• изучение путей достижения конкретных результатов работы школы за год;
• изучение влияния определенных факторов на уровень успеваемости и воспитанности учащихся
• определение причин несогласованности в деятельности подразделений школы и выработки рекомендаций по сохранению сбалансированности состояния управляемой системы;
• анализ взаимодействия школы с окружающей внешней средой и определение мер по ликвидации влияния с ее стороны на УВП;
• выявление внутренних педагогических резервов для повышения качества преподавания, уровня знаний и воспитанности;
• анализ передового педагогического опыта, выработки рекомендации по ее освоению;
• постоянного анализа руководителя эффективности управления школой;
• разработки конкретных рекомендаций по итогам анализа.

Глава II. Проектирование стратегических направлений
деятельности по профессиональному развитию,
компетентности в данной проблеме.

2.1. Комплексно-целевой подход к разработке годового плана
работы школы.

Изучение теории и опыта управленческой деятельности свидетельствует, что приступая к планированию, следует обращать внимание на содержание годового плана, его структуру, правомерность избранных форм планируемой работы, способы разработки . Перечисленные компоненты планирования анализируются на базе принципов, совокупность которых представляет собой методологию школьного планирования. Это принципы научности, аналитического основания, целенаправленности, перспективности, непрерывности, размеренности в распределении плановых заданий, конкретности, коллективности.
В годовом плане формируются общие цели и главные задачи всего коллектива, исходя из которых, намечаются конкретные цели и задачи для отдельных подразделений школы. В нем определяются способы и средства достижения цели, утверждается состав школьных работников, которые должны выполнить предусмотренную работу.
Наличие целостной системы органически связанных между собой школьных планов – это главная задача при годовом планировании. Планирование работы классных руководителей, родительских комитетов, методической и социально-психологической службы, школьной библиотеки, системы подготовки и проведения педагогических советов – эти и другие структуры элементы внутришкольного планирования должны представлять собой органичное целое, главным признаком которого является прямое воздействие целого на часть и обратное воздействие части на целое. И так в основе внутришкольного планирования лежит идея комплексности, которую важно воспринимать как органическое единство различных планов. Это единство определяется общностью целей, стоящих перед школой в целом и пред каждым ее подразделением. Содержание планов работы подразделений школы должно быть сориентировано на главные цели, сформулированные в общешкольном годовом плане.

2.2. Разработка проекта годового плана школы.

Разработка предыдущих планов показала проблему, из которой следует необходимость соблюдения основных принципов при его разработки.

Основные принципы разработки годового плана работы школы
1. Введение
- Анализ итогов прошедшего года
- Задачи на новый учебный год
- Информационная справка о школе
2. Совершенствование системы управления школой как целостной социально-педагогической системой
- Прогнозирование развития школой
- Мобилизация усилий педагогического коллектива на выполнение задач школы
- Обеспечение педагогически целесообразного взаимодействия семьи и общественности для реализации задач школы
- Организационно-правовая основа деятельности школы
- Кадровое обеспечение деятельности школы
- Информационное обеспечение управления школой
- Материально-техническое обеспечение деятельности школы
- Обеспечение мер по сохранению и укреплению здоровья, социальной защите учащихся, педагогов, работников школы
- Определение содержания внутришкольного контроля функционирования управленческой подсистемы
3. Организация учебно-познавательных возможностей и склонностей учащихся
- Определение уровня познавательных возможностей и склонностей учащихся
- Реализация принципа дифференциации и индивидуализации на основе данных диагностики в организации учебно-воспитательного процесса
- Обеспечение направленности содержания образования на достижение учащихся заданного уровня образованности
- Организация неурочной деятельности по предмету как условие углубления знаний
- Внутришкольный контроль эффективности деятельности подсистемы
4. Становление и развитие воспитательной системы школы (ВСШ)
- Диагностика предпосылок создания ВСШ
- Создание предпосылок социально-психологического единства коллектива
- Гуманизация отношений в школьном коллективе, замена субъект -объективных отношений на субъект – субъективные
- Организация жизнедеятельности школьного коллектива, педагогически целесообразная помощь органам школьного самоуправления
- Укрепление традиций школьного коллектива
- Внутришкольный контроль функционирования воспитательной подсистемы
5. Научно-теоретическая, методическая работа с педагогическими кадрами
- Обеспечение непрерывного образования педкадров, повышение их квалификации и педмастерства
- Организация работы с молодыми специалистами
- Повышение квалификации педагогов вне школы
- Обеспечение непрерывной профессиональной подготовки педкадров в системе методической работы в школе
- Организация проведения аттестации учителей
- Содержание внутришкольного контроля эффективности научно-методической деятельности
6. Сотрудничество школы с семьей, внешкольными и общественными организациями в целях развития личности учащихся
- Изучение особенностей окружающей среды школы
- Включение семьи и общественности в педагогический процесс, анализ и оценка результатов, прогнозирование его развития
- Включение родителей в педагогический процесс
- Создание системы взаимодействия школы с внешкольными учреждениями, производственными и общественными организациями.
Педагогический анализ итогов учебного года.
Цели:
- Сформировать аналитическое обоснование для планирования, обосновать цели и задачи на предстоящий год;
- Вычислить факторы и условия, положительно или отрицательно повлиявшие на результаты деятельности школы;
- Вскрыть взаимосвязь между результатами деятельности школы, факторами и условиями их формирования;
- Оценить качество педагогического процесса в целом, осознать общие и частные задачи, которые стоят перед школой в целом и перед каждым участником педагогического процесса в отдельности;
- Показать роль педагогической науки, инновационного опыта в достижении полученных результатов;
- Стимулировать каждого учителя на профессиональное развитие на основе собственной оценки итогов года и оценки его коллективом;
- Установить преемственность между прошедшим и новым учебным годом.
Общие требования к анализу
- четкость построения по блокам или разделам плана работы школы;
- логическая последовательность изложения;
- аргументированность;
- точность и аргументированность оценок;
- доказательность выводов;
- четкость и педагогическая обоснованность предложений;
- обязательное привлечение наглядности: графики, таблицы, диаграммы.
Источники педагогического анализа.
- систематизированные данные внутришкольного контроля и оперативной внутришкольной информации (таблицы, диаграммы, графики, качественные характеристики);
- школьная документация;
- запись анализов посещенных уроков и воспитательных мероприятий;
- анализ результатов итоговых административных контрольных работ, учебного мониторинга, итоговой аттестации учащихся;
- организационные вопросы, получения основанного и среднего образования;
- управленческая деятельность администрации школы;
- работа с педкадрами, РИК-83;
- обзор материалов опроса учащихся, учителей, родителей;
- статистические документы;
Примечание: Все положения анализа должны быть аргументированными, подкрепляться количественными и качественными показателями, информационные данные могут быть представлены в таблице.
Выводы итогового анализа
1. Полнота достижения подставленных школой целей
2. Факторы, повлиявшие положительно на достижение целей
3. Факторы, повлиявшие отрицательно на достижение целей.
При написании анализа необходимо помнить о том, что анализ не выстроиться сразу за неделю в конце учебного года, если к нему не готовиться заранее. В декабре школьный коллектив может подвести предварительные итоги выполнения персонального плана работы учителя в конце полугодия. Во втором полугодии разрабатываются вопросники для каждой группы специалистов, которые помогают в дальнейшем более широко осветить все проблемы.
Анализ делится на два раздела:
- режим функционирования
- режим развития
В первом разделе дается анализ следующих показателей работы школы; успеваемость, качества знаний, уровня обученности учащихся, результатов городских проверок, проходящих в данном учебном году. Для выяснения этих сведений составляется следующий вопросник:
1. Количество учащихся в школе_________________________
2. Процент успеваемости________________________________
3. Процент качества знаний:
математика_______________
русский язык______________
химия_____________________
физика____________________
история___________________
география_________________
4. Уровень обученности по предметам:
математика________________________
русский язык_______________________
химия_____________________________
физика____________________________
история___________________________
география_________________________
и т.д._____________________________
Выявить полную картину по данному вопросу помогает также педсовет по итогам года.
На педсовете каждый учитель должен ответить на вопросы по следующей схеме:
1. Сравнить цели, которые были поставлены в начале учебного года с результатами, которые получены в конце учебного года (индивидуальный план учителя, предполагаемые и реальные результаты развития, обученности и воспитанности учащихся).

Планируемые результаты, цели на учебный год Реальные результаты развития и обучения учащихся

2. Сформулировать рассогласования, расхождения в таблице и причины. Почему получены или не получены запланированные результаты?
Таким образом, в конце педсовета уже вырисовывается полная картина полученных результатов за год, а также факторы, способствующие полному достижению или невыполнению, и проблемы, над которыми необходимо работать в новом учебном году.
Так, например, в этом году получилась следующая картина.
Запланированные результаты обучения учащихся в 2004 – 2005г. достигнуты учителями в основном полностью.
Получению стабильного результата обучения способствовали, по мнению учителей, следующие факты:
- использование наглядного и частично-поискового методов обучения;
- проведение индивидуальных и факультативных занятий с учащимися;
- комфортные условия для обучения;
- положительная учебная мотивация у большинства учащихся.
Причинами, затрудняющими достижения запланированных результатов на взгляд учителей, являются следующие:
- малое количество часов по предметам при большом объеме программы;
- недостаточное использование индивидуального подхода в обучении;
- слабое здоровье части учащихся;
- в некоторых случаях отсутствие помощи со стороны отдельных семей.
Успехами в своей работе учителя считают:
- участие учащихся в окружных мероприятиях;
- положительные результаты, полученные учащимися по базовому уровням обучения;
- внедрение новых методик;
- повышение у детей учебной мотивации и стойкого интереса к получению дополнительной информации.
Но проблемы еще остаются. Это:
- невозможность учесть все индивидуальные особенности учащихся при классно-урочном обучении;
- невозможность оптимально соединить большой объем и предельно допустимую нагрузку государственной программы;
- отсутствие взаимопонимания с частью родителей.
По итогам года оказалось, что учителя очень часто учатся. Редко разрыв между сроками обучения бывает 5 лет, самое большее – 2 – 3 года. И самое положительное, что хотят делать это и дальше, есть очень много заявок на перспективу.
Во втором разделе – анализа рассматриваются результаты инновационной работы учителей за прошедший год.
Так, например, в этом учебном году учителя работали над внедрением новых моделей уроков, технологий (интеграция, обучение на коммуникативно-познавательной основе, модульное обучение и др.) в процессе реализации эффективного и оптимального образования учащихся школы.
Результаты отражались в таблице:

Класс Учитель Предмет Результат

Анализируя данные таблицы, мы приходим к выводу, что работа по новым технологиям дает положительные результаты.
Таким образом, анализ итогов работы за год проводится совместно с командой учителей. И все цели, которые ставятся в начале года, не навязывается сверху, а как бы наоборот, идут снизу от исполнителей, поэтому их легко увидеть и проанализировать.

Задачи на новый учебный год

Годовой план работы направленность устремления деятельности педагогического коллектива по реализации поставленных задач.
Сложность поставленных задач может свидетельствовать об уровне развития коллектива образовательного учреждения, психологической готовности коллектива к решению задач данного уровня сложности.
Основными задачами работы педагогического коллектива на учебный год можно считать:

1. Совершенствование организации образовательного процесса и управления им в свете разработанных регламентирующих документов и положений, направленных на достижение и развития учащихся за счет:
- формирование педагогической позиции учителя в условиях реализации различных видов образовательных программ, создание кодекса этики взаимоотношений участников образовательного процесса и профессионального общения учителей;
- разработки единых требований и подходов к оценке достижений обучающихся, разработке единых критериев в преемственности начальной и средней школы;
- создание условий для роста педагогического мастерства учителя на основе организации системы самообразования и повышения квалификации, в том числе на базе школы.

2. Сохранение здоровья учащимся и учителей

3. Приоритетность воспитательной работы в образовательном процессе.

4. Реализация на практике психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Информационная справка об учебном учреждении

Этот раздел очень важен и необходим, т.к. в нем компактно даны все сведения для организации текущей и перспективной работы ОУ. Главное назначение раздела – быть рабочим документов, содержащим следующие сведения:
1. данные о численности учащихся обучающихся в учебном учреждении. Из общего количества указать количество мальчиков и девочек на начало и конец года.
2. указать распределение классов по сменам и количество учащихся в каждом из них.
3. данные о количестве классов по I, II, III ступеням обучения и наполняемость этих классов. Если есть, кроме базовых, классы КРО, лицейские, гимназические, повышенного уровня обучения, то следует указать количество этих классов и количество обучающихся в них учащихся.
4. дать данные о количестве учителей по образованию, указать квалификационные разряды. Почетные звания учителей.
5. данные об общем количестве учителей по возрасту и полу. Указать количество совместителей.
6. указать количество и стаж педагогической работы учителей.
7. сведения о состоянии материальной технической базы.
8. данные о режиме работы: продолжительность урока; количество учебных дней в неделю.
Эти данные лучше представить в виде схемы-таблицы, которая будет более наглядной.
9. данные о здоровье детей, с хроническими заболеваниями и детей с пониженным весов, т.е. ослабленных, требующих особого контроля мед. работников и педагогов.
10. характеристика социального статуса семей учащихся должна содержать данные о количестве семей детей, обучающихся в учебном заведении в т.ч. – полных семей, неполных семей, количество многодетных семей, количество детей имеющих опекуна, количество семей и «группы риска»; детей инвалидов, малообеспеченных, воспитывающих детей сирот.
11. характеристика социума должна содержать данные о населении микрорайона (количество семей рабочих, служащих, творческих, научных работников), наличие учреждений (указать – каких) в микрорайоне.

Система внутришкольного контроля.
Одним из средств руководства педагогами являются контроль и оценка их деятельности А.И. Китов указывает, что «контроль, если он построен умело, порождает у исполнителей не менее сильные побуждения к доброжелательному труду, чем обычные материальные и моральные стимулы». При этом в процессе контроля руководителю следует основные усилия направлять не на выявление недостатков, а на раскрытие профессиональных и личностных резервов работника, убеждение сотрудника в том, что у него имеются возможности для совершенствования своей деятельности.
Внутришкольный контроль – главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности ОУ.
Под внутришкольным контролем понимается проведение членами администрации школы осуществляемых в порядке руководства наблюдений за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативно-правовых актов в области образования.
Целями внутришкольного контроля являются:
- совершенствование деятельности ОУ
- повышение мастерства учителя
- улучшение качества образования в школе
Задачи внутришкольного контроля:
- осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования
- выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, принятие мер по их пресечению
- анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятия мер по их предупреждению
- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников
- изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций
- анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе
- оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля
Функции:
- информационно-аналитическая
- контрольно-диагностическая
- коррективно-регулятивная
- контрольно-оценочная.

Направления контрольной деятельности в школе:
1. реализация прав граждан на образование
2. внутришкольная документация
3. здоровье и здоровый образ жизни
4. уровень обученности и воспитанности
5. качество преподавания
6. условия обучения школьников
7. система внеклассной воспитательной работы
8. методическая работа
9. работа с родителями
10. охрана труда
11. работа библиотеки
12. работа школьной столовой
Чтобы контроль побуждал педагогов к самосовершенствованию и эффективной работе, руководителю необходимо использовать специальные правила:
- добиться того, чтобы контрольные процедуры осуществляли уважаемые люди
- подчеркнуть значимость работы проверяемого педагога всего ОУ
- стараться выявить не только недостатки, но и успехи педагогов
- работников, получивших одинаковые результаты, оценивать одинаково
- уважать мнение проверяемого, не допускать «разборок»
- оценивать результаты деятельности по согласованным с коллективом критериям
- создавать у педагогов положительный эмоциональный настрой, уходить при общении от раздражения, чувства обиды, стремления «свести счеты» за какие-либо прегрешения проверяемого
- обсуждать с учителем необходимые изменения в его работе
- предлагать помощь, не называя ее
- внушать педагогу уверенность в собственных силах.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебный план – документ, определяющий стратегию учебного учреждения способствующий формированию и реализации приоритетных направлений обучения. В учебном плане предусматриваются количество и название учебных предметов, распределяемых по классам I, II, III ступени обучения с указанием количества часов, отведенных на изучение каждого предмета в неделю. Кроме того, он составляется по областям знаний с учетом ведения дисциплин, необходимых для реализации экспериментальной, инновационной работы.
Научно-педагогическими основами УП являются:
- целостность (внутреннее взаимодействие компонентов)
- полнота, необходимая для всестороннего развития личности
- сбалансированность циклов предметов между региональными и федеральными школьными компонентами
- преемственность между начальным, средним и старшим звеньями ОУ
Учебный план составляется с учетом определенных нормативных (региональных, федеральных) документов, статуса обеспечения кадрами и материально-техническими средствами для обучения.
К УП должна быть поставлена пояснительная записка, где дается его общая характеристика; целевая направленность, стратегические и тактические ориентиры модернизации содержания образования учащихся, направленные на всестороннее развитие личности, готовой к самоопределению.
Учебный план утверждается директором, согласовывается с органами народного образования и доводиться до сведения педколлектива.
При острой необходимости возможна корректировка учебных планов (на основе полугодия или триместр). Обычно же УП составляется на весь учебный год.

2.3. Критерии оценки эффективности годового плана школы

Критерии оценки эффективности годового плана школы помогают основательному и глубокому продумыванию внутришкольного планирования, в основе которого – последовательное, поэтапное решение задач.

Критерии оценки эффективности управления школой

1 Информационно-аналитическая деятельность
1.1 Информационное обеспечение внутришкольного управления
осуществляется сбор информации, соответствующей целям развития педагогических процессов в школе и управления ими
содержание собираемой информации достаточно полно и объективно отражает состояние развития школы, конечные результаты педагогического процесса, факторы и условия успешного достижения, позволяющие оценить работу школы как целостной системы методы сбора информации адекватны целям управления сбор, учет и хранение информации осуществляется свое¬временно и оперативно по всем сформированным потокам и в прогнозируемые сроки развития объектов управления технология обработки и хранения информации соответствует современным требованиям информационные потоки формируются регулярно и обеспечивают успех в выработке управленческих решений, направленных на обеспечение работы школы в режиме развития.
1.2. Аналитическая культура обработки информации о состоянии результативности УВП в школе

цели анализа адекватны целям сбора информации и управленческой деятельности, ориентированной на выявление динамики педагогических процессов содержание анализа охватывает все основные стороны ра¬боты школы как целостной развивающейс системы анализ педагогических явлений носит системный характер и позволяет устанавливать основные причиннослед
ственныесвязи анализ обеспечивает постановку четких целей и конкретных задач, что в свою очередь способствует принятию обосно¬ванных управленческих решений

2 Мотивационно-целевая деятельность
2.1.Мотивация деятельности школьного коллектива и каждого его члена осуществляется ориентация на весь спектр потребностей школьного коллектива, выявленных в ходе контроля, их удовлетворение и развитие
знакомство с результатами контроля способствует формированию реалистических самооценок деятельности у участников педагогического процесса, потребности в осуществлении ее рефлексии
регулярность и конкретность поощрений в соответствии с оценкой результатов контролируемой деятельности обеспечивали развитие инициативы, самостоятельности и творчества в школьном коллективе
стимулирующий характер контроля укрепляет стрессоустойчивость и взаимопомощь в коллективе, обеспечивает сработанность и устойчивую совместимость личных и коллективных потребностей, влияет на успех деятельности всей школы
2.2. Целевая направленность деятельности школы и управ¬ление ею цели деятельности школы и управление ею ориентированы на развитие личности ученика и учителя, учитывают их интересы и запросы, потребности развития всего школьного коллектива и школы как системы
стратегические и тактические цели школы и управления ею представляют собой «дерево» взаимосвязанных и практико-ориентированных целей
цели деятельности школы четки, конкретны, реально достижимы и обеспечивают работу школы в режиме

3 Планово-прогностическая деятельность.
3.1. Прогностическая направленность планирования развития
школы работа школы, органов управления и руководителей школы строится на концептуальной основе, отражающей перспективы их развития
концепция развития школы и концепция управления ею в ре¬жиме развития практико-ориентированы, содержат реальные ближние, средние и дальние прогнозы деятельности школьного коллектива и отдельных его групп
прогнозирование деятельности школы как системы и отдельных ее звеньев осуществляется путем разработки комплексно-целевых программ
прогнозирование строится на основе учета фактического со¬стояния УВП в школе, уровня его развития и управления им, обеспечивает реальный переход их на новый, качественно более высокий уровень развития
3.2. Качество внутришкольного планирования

все планы школы представляют собой конкретную, реальную и взаимосвязанную программу деятельности всех звеньев и
школы в целом
каждый план по форме и содержанию является обоснован¬ным, полным, конкретным и реальным управленческим решением, разработанным на коллегиальной основе и содержащим целостную систему мер по обеспечению работы школы в режиме развития
аналитическая часть каждого плана отражает фактическое состояние и результаты УВП в школе и качество управления им; содержит описание факторов, влияющих на это состояние, результаты и качество; вскрывает причины их проявления
все разделы каждого плана связаны между собой и их содержание представляет собой конкретную систему, адекватную целям и задачам развития и деятельности всего школьного коллектива или отдельных его групп;
в каждом плане отражены реальные сроки, конкретные исполнители и четкая программа их деятельности по осущест¬влению прогнозов развития
технология планирования обеспечивает эффективную ориен¬тацию в содержании системы мер, сроках и исполнителях и возможность качественного контроля за его выполнением в ходе текущего планирования в соответствии с перспективными планами

4 Организационно-исполнительская деятельность.
4.1. Создание внутришкольных организационных структур выбор и построение различных организационных структур осуществляется путем сочетания централизации и децентрализации их деятельности, автономизации их управления
функционирование существующих и создание новых организаций в школе целеобусловлено и продиктовано потребностями школьной жизни и работой школы в режиме развития
осуществляется функциональная департаментализация деления организаций на элементы (подсистемы), каждый из которых имеет определенную цель, конкретные задачи, функ¬ции деятельности) временно создаваемых и стабильно функционирующих структур
все организационные структуры ориентированы на реализа¬цию целей школы; цели и содержание их деятельности адекватны целям и содержанию деятельности школы, прогнозам ее развития
организационн[hide]ые структуры гибки и адаптированы к изме¬няющимся задачам школы и социально-педагогической среде ее функционирования при организации деятельности различных функциональных (стабильно действующих) и про¬ектных (временно действующих) структур используются спе¬циализация, координация ее целей и содержания, не допус¬кается перегрузка
деятельностью всех организационных структур в школе удовлетворены развивающиеся руководители и школьный коллектив
4.2.Организация труда исполнителей

подбор, расстановка кадров и распределение между ними функций осуществления плана с учетом личных качеств ис¬полнителей, уровня их профессиональной компетенции, ре¬альных возможностей и психологической совместимости
состав исполнителей соответствует содержанию и объему планируемой работы
расширение функций и полномочий между исполнителями обеспечивает охват всех основных направлений деятельно- сти школы и ее организационных структур с учетом перспек¬тив их развития
отсутствует дублирование и перегрузка при распределении
исполнителями функций и полномочий
определяется мера личной ответственности каждого испол¬нителя, организационные и функциональные связи между ними; создаются все необходимые условия для осуществле¬ния исполнителями своих развивающихся функций и полно¬мочий
деятельность исполнителей четко ранжируется и рег¬ламентируется исполнители вооружены гибкими инструк¬тивно-методическими материалами, определяющими основ¬ные подходы к организации их деятельности
распределение и использование ресурсов исполнителей со¬ответствует задачам развивающегося управления
4.3. Организация личного труда руководителей школы управленческая деятельность строится на принципах НОТ и автоматизации управления школой, т.е. на основе научных подходов к ее организации и в соответствии с функциями
цели, содержание и методы управленческой деятельности адекватны целям и содержанию деятельности развиваю¬щейся школы
делегирование полномочий осуществляется на основе оцен¬ки степени актуальности и сложности различных видов дея¬тельности школы и отдельных ее звеньев, а также с учетом возможности разрешения отдельных управленческих реше¬ний силами исполнителей; распределение и затраты сил и времени на осуществление деятельности регламентируются циклограммами труда и графиком работоспособности, целе¬сообразны, предупреждают текучку и перегрузку, способствуют развитию личности руководителя эффективность труда обеспечивается культурой его органи¬зации, высокой техникой и технологией осуществления ос¬новных видов управленческой деятельности личный труд руководителя результативен, удовлетворяет весь школьный коллектив, обеспечивает развитие руководителя и всего школьного коллектива
4.4. Формирование организационных отношений между исполнителями
создание организационных отношений осуществляется путем опоры на основные нормативные предписания, получен¬ные от вышестоящих организаций и разработанные в школе, а также принимаемые оперативные управленческие решения в процессе организации деятельности школы и отдельных ее звеньев с учетом факторов их развития организационные отношения между исполнителями ориентированы на успех деятельности всей школы, отдельных ее звеньев и каждого члена развивающегося школьного коллектива развитие между ними педагогического сотрудничества, интегративын связей организационные отношения формируются как по горизонтали, так и по вертикали при формировании организационных отношений ведется четкое определение функций, полномочий и характера лич¬ной ответственности исполнителей установление организационных отношений осуществляется оперативно и деловито, с учетом знания коллектива, его лидеров и их развития; организационные отношения стимули¬руют развитие, профессиональный рост учителей и способ¬ствуют формированию психологического климата в школе


5 Контрольно-диагностическая деятельность.
5.1. Эффективность внутришкольного контроля.
контроль отражает приоритеты школы, поддерживает
и развивает их
контроль ориентирован на конечные результаты деятельности школы, обеспечивает достижение целей школы и прогнозов ее развития;
механизмы контроля соответствуют контролируемому виду деятельности, педагогическому явлению, учитывают динамику ее развития
контроль является гибким, приспосабливаемым к происходящим изменениям, своевременным
система контроля понятна всем участникам педагогического процесса, взаимодействующим в ней, соответствует их раз¬вивающимся потребностям и возможностям
затраты на контроль экономичны, а отдача от него обеспечи¬вает качественный рост результатов контролируемой дея¬тельности
гласность измерений и оценок, осуществленных в ходе кон¬троля, стимулирует развитие школьного коллектива и каждо¬го его члена
5.2. Состояние и результативность диагностики учебно-воспитательного процесса в школе диагностика педагогических процессов в школе и управление ими осуществляется с помощью научно-обоснованных пара¬метров диагностика носит;
системный характер, осуществля¬ется периодично, выявляет наличие или отсутствие динами¬ки конечных результатов деятельности школы или отдель¬ных ее звеньев
измерения, получаемые в ходе диагностики на основе оцен¬ки данных ВШК, обеспечивают четкую и оперативную поста¬новку педагогического диагноза о состоянии и результатах учебно-воспитательного процесса, эффективности управления им
педагогические диагнозы устанавливаются своевременно, в процессе получения внутришкольной информации о системе внутришкольного контроля и обеспечивают оперативное ориентирование школьных менеджеров в выборе содержа¬ния, форм и методов управления

6 Коррекционно-регулятивная деятельность.
6.1. Координация деятельности школьного коллектива.
в системе внутришкольного управления выделены иерархи¬чески взаимосвязанные уровни управления, определены зо¬ны функционирования органов управления каждого уровня, связи между ними
система управления на всех уровнях является открытой и развивающейся, ведомственно (функционально) не замкну¬той;
разработанность структурных связей, наличие и степень их развития обеспечивают
устойчивость координации деятельности всех звеньев школы и представительство в управляющей системе всех заинтересованных участников

При пользовании этой методикой эксперт может использовать балльные оценки. Если показатель, характеризующий деятельность, проявляется полностью, то его необходимо оценить в 3 балла. В большой степени в не достаточной степени – 2 балл, в не допустимой степени 1 балл, не проявляется – 0 балл.
Балльная оценка каждого показателя дает возможность подсчитать коэффициент эффективности (К) путем использования следующей формулы:
К э = фактическое количество баллов разделить на максимальное количество и умножить на 100%.
Если коэффициент эффективности составляет:
от 100% до 75%, то деятельность проявляется в большей степени, т.е. на допустимом уровне;
от 49% до 25%, то деятельность осуществляется в недостаточной степени, т.е. на критическом уровне;
от 24% - деятельность проявляется на недопустимом уровне.

Заключение
Таков один из возможных вариантов общешкольного годового плана. Но во всех случаях при планировании важно руководствоваться критериями его оптимальности: значимостью целей и задач, выдвинутых в плане на предстоящий период работы; единством целей планируемых работ и средств их достижения; высокой степенью выполнимости плана.

Список использованной литературы

1. Стратегия развития страны «Казахстан 2030» Алматы. 1997.
2. Руководство учебно-воспитательной работой в восьмилетней школе – Под ред. М.И. Кондакова и Н.И. Соцердопова – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961г.
3. Так Ю.П. Сокольников в книге «Логика и планирование деятельности школы» Методический материал из опыта работы – М., 1992г.
4. П.И. Третьяков «Управление общеобразовательной школой в крупном городе» (М., Педагогика, 1991г.)
5. В.И. Зверева в пособи «Образовательная программа школы; структура, содержание, технологии разработки» М: ОЦ «Педагогический поиск» 1998 г.
6. Л.А. Башарина, И.Г. Гришина «Организационные технологии управления школой».
7. Закон Республики Казахстан «Об образовании». Алматы. 2000.
8. Керженцев П. М. Принципы организации контроля. М. 1999.
9. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М. 1999.
10. Поташник М.М, Лазарев В.С. Управление развитием школы. М. 1995.
11. Мигалев В. И. Мигалев Е. А. Управление современной школой. Ростов на Дону. 2005.
12. Климанд Д, Кинг В. Системный анализ и целевое управление. М. 1974.
13. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов Экономика.М. 1990.
14. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М. 1980.
15. Моисеев А. М. Проектирование систем управления.М. 2001.
16. Зверева В.И. Образовательная программа школы: структура, содержание, технология разработки. М. 1998.
17. Чоботарь А. В Демократизация внутришкольного управления.М. 1990.
18. Быкова В.Г. Критерии оценки деятельности и личности учителя.Завуч. №2. 2001.

Категория: Школа, как она есть | Добавил: ElenaMonahova (2011-04-05) | Автор: Монахова Елена Олеговна
Просмотров: 13692 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 11:58 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru