Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

«Нравственно-духовное становление личности в учебно-воспитательном процессе»
«Нравственно-духовное становление личности в учебно-воспитательном процессе»

Тюкачева Любовь Васильевна
учитель самопознания
Акмолинская область,
г. Щучинск
школа-гимназия № 1

Уважаемые коллеги! От каждого из нас сегодня зависит будущее страны – наши дети! Мы должны стремиться к тому, чтобы воспитывать умных, красивых душой и телом, доброжелательных и успешных в жизни юных граждан, что является залогом нашего с вами успеха, успеха нашей Республики.
Позвольте пожелать Вам успешной, плодотворной работы, творчества, воплощение идей гуманизма, любви и добра в конкретные дела формирования нового поколения суверенной Родины.
Желаю творческих успехов и радости!

Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

В ХХI веке духовность человека, его творческий интеллект, открытость инновациям расцениваются как основной капитал общества.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей, отсутствие патриотического воспитания.
Перед каждым педагогм на сегодняшний день стоит задача – воспитать такого гражданина Казахстана, который знает и ценит его культурно-историческое наследие, любит свой родной край, готов в нём жить, работать, быть достойным членом этого общества, патриотом своей родины.
Ещё Пирогов Н.И. писал: «Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, надо ... самим переселяться в его духовный мир».
Все мы родом из детства. А детство и школа – во многом тождественные понятия. И в памяти каждого из нас хранятся воспоминания о школьных друзьях, шалостях и проказах, двойках и пятерках в дневнике, субботниках и волнующих школьных вечерах.
И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и теплые воспоминания о родной и любимой школе.
За свою более чем тридцатилетнюю историю наша школа стала для многих неким эталоном интеллигентности и духовности, храмом познаний и науки и, наконец, просто любимым вторым домом. Здесь всегда рады гостям. Сюда приводят своих детей повзрослевшие ученики и отдают их в добрые ласковые руки своих первых учителей. И не прерывается нить познания, постижения мудрости.
С раннего утра и до позднего вечера гудит многоголосый школьный улей. Череда уроков, классных часов, дополнительных факультативов и кружков, спортивные секции и развивающие кружки, самостоятельная работа в библиотеке все это и называем мы, повзрослев, ностальгически – школьные годы.
И все же школа не только место, где наши дети получают образование. Именно здесь происходит духовно-нравственное формирование ребенка, осознание им себя гражданином своей страны.
Но первые уроки гражданственности и патриотизма дети получают в семье.
Именно в семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.
Истоки гражданственности детей - в нас, взрослых, нашей любви к Родине, в чувстве гордости за ее успехи и искреннем стремлении разделить все ее заботы и беды, сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа.
Сегодня и учителя, и родители откровенно говорят школьникам о трудностях, которые переживает страна в период всемирного экономического кризиса. Но при этом важно показать детям, какой большой путь не только экономического, но и культурного прогресса прошла она за годы независимости и какой путь ей надо пройти при непосредственном участии наших детей. Роль семьи в современных условиях возросла многократно: от нее во многом зависит сохранение у молодежи идеалов, цели в жизни. Важно уберечь детей от злобности, нетерпимости, утраты здравого смысла, сформировать у них правильное отношение высоконравственной системы ценностей.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
В нравственном воспитании учащихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.
В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей. Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”. Интересно проходят предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции. Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Большую работу проводит с нашими учениками учителя физкультуры.
Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.
Духовно-нравственное воспитание в школе-гимназии реализуется через цикл предметных спецкурсов и учебно-воспитательную работу, поисковую, экскурсии, встречи памяти.
Предметные циклы включают:
• уроки русской словесности (цель: формирование ученика как субъекта возрождения духовной культуры)
• уроки истории (воспитание гражданина, знающего свои корни и связанного с ними, любящего Родину, свой народ)
• уроки естественно-научного цикла (познание мира и своего места в нем)
• уроки музыки, ИЗО, хореографии (погружение в мир культуры, познание красоты, воспитание чувства прекрасного)
• уроки физической культуры (формирование здорового образа жизни)
• уроки технологии (воспитание хозяйки домашнего очага, хозяина дома).
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы, праздники посвященные Дню Победы, празднование Дня языков, Наурыза, Дня солидарности народов Казахстана все это оказывает положительное влияние на духовно-нравственное воспитание наших детей.
Традиционные праздники: народные игры, казахская кухня, традиции. Проведение праздников по народному календарю, которые постепенно возвращаются в дома наших учеников. Дети знакомятся с фольклором, обычаями и традициями своего народа.
Работа с семьей: Создание "школы для души и сердца" не только для детей, но и для родителей. Для этого освоены новые формы работы с родителями: открыта "Школа для родителей", где практикуется посещение
любых уроков, совместные праздники, письма родителям, общение по телефону и в режиме "online", индивидуальные консультации, родительские семинары, нестандартные родительские собрания (конференции пап, задушевные разговоры с бабушками и дедушками).
Результатами воспитывающей деятельности в рамках системы духовно-нравственного воспитания являются:
• повышение эрудиции и интеллектуальное развитие;
• изменение духовно-нравственных ценностей воспитанников;
• проявление ответственности, инициативности, милосердия в поступках учащихся;
• формирование здорового эмоционально-психологического климата в коллективе;
• эстетическое воспитание, развитие художественного вкуса и способности к творчеству через ознакомление с высокими образцами духовной культуры;
У любой школы есть мечта. Мечта нашей школы - построить такой дом, в котором всем было бы комфортно и радостно. В любом доме складывается определенная система ценностей, так и в нашем школьном доме складывается система педагогических ценностей:

• Принимай и понимай ребенка таким, каков он есть.
• Помогай ребенку, когда он нуждается в твоей помощи.
• Не сравнивай одного с другим, а сравни его вчерашнего с ним сегодняшним.
• Не учи ребенка, а развивай его, поддерживай его позитивные устремления.
• Твори, заботься о его физическом и душевном здоровье, но не навреди.

Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом будущего Казахстана!
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. Конкурентноспособную личность
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Самое сильное влияние на нравственное развитие школьника в процессе его обучения оказывает личность учителя. Один и тот же жизненный идеал и принципы могут и должны связывать учителя и ученика, иначе педагогическая цель не будет достигнута. Чтобы ученик поверил учителю, он должен быть сам носителем духовных ценностей.
В нравственном воспитании педагог вооружает питомцев не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом. Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость, любовь — обязательные качества учителя, которые должны стать – Профессиональными.
Чтобы стать субъектом деятельности в духовно-нравственном воспитании детей, педагогу необходимо самоопределиться в сфере духовной деятельности, стать объектом самопознания и саморазвития.
Проанализировав немалый опыт работы школы по духовно - нравственному образованию и воспитанию учащихся мы сделали для себя важные выводы:
• Стараться понять ребенка, видеть происходящее его глазами;
• Видеть в ребенке равноправную личность;
• Готовность критически отнестись к самому себе и открыто признать критику в свой адрес со стороны детей.
Мы поняли, что наша главная задача- это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимым и вежливым. Может поэтому уже много лет наши ученики являются участниками и призерами многих научных проектов и культурных конкурсов, Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... Так будем внимательны, доброжелательны и мудры, чтобы этот мир становился более чистым, человечным
В послании Президента РК Нурсултана Назарбаева народу РК говорилось, что современное образование в РК нуждается в моделировании принципиально нового подхода в развитии гармоничной личности. Таким образом, осуществляемые реформы в образовании приводят к выводу, что курс «Самопознание» должен стать государственной образовательной программой духовно-нравственного воспитания в республике Казахстан.
Предмет «Самопознание» предполагает целенаправленное, поэтапное воспитание и обучение детей, подростков, молодежи в духе общечеловеческих ценностей, направлена на формирование целостной гармоничной личности казахстанского общества и решает задачи личностно-ориентированной гуманной педагогики — учит простым истинам как стать Человеком, как построить добрые взаимоотношения с другими людьми, с окружающим миром, как жить в гармонии с собой и быть успешным, сохраняя достоинство и человечность даже в самых сложных жизненных ситуациях.
„Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле“
Назарбаева Сара Алпысовна.
Уважаемые коллеги! От каждого из нас сегодня зависит будущее страны – наши дети! Мы должны стремиться к тому, чтобы воспитывать умных, красивых душой и телом, доброжелательных и успешных в жизни юных граждан, что является залогом нашего с вами успеха, успеха нашей Республики.
Позвольте пожелать Вам успешной, плодотворной работы, творчества, воплощение идей гуманизма, любви и добра в конкретные дела формирования нового поколения суверенной Родины.

Желаю творческих успехов и радости!
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Lubov (2012-02-03)
Просмотров: 3547 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 9:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru