Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Доклад "Игра"
Игра-это жизненная лаборатория
детства, дающая тот аромат, ту
атмосферу молодой жизни, без
которой эта пора её была бы бес-
полезна для человечества. В игре,
этой специальной отработке жиз-
ненного материала, есть самое
здоровое ядро разумной школы
детства.
Любите ли вы играть? Наверное такой вопрос может показаться смешным. Как вы думаете для чего человеку игра? Ясное дело, чтобы веселее жить, стать ловким, сообразительным.
Игра- это «дитя природы». Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых переносит её в игру.
Одним из способов расширения видов и форм обучения является использование на уроках игровых ситуаций. Ещё К.Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры, в серьёзный учебный труд учащихся. Это позволяет снова организовать и делать более продуктивной работу школьников. При разработке игр следует следить за тем, чтобы учебные задания предлагались именно как задания, но дети при выполнении их всё -таки играли.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Игра- одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей. «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
С приходом ребёнка в школу изменяется его социальная позиция, игровая деятельность превращается в учебную. Именно в начальной школе необходимо заложить у учащихся основы учебной деятельности. Однако этот процесс осложняется возрастными особенностями младших школьников: слабой переключаемостью внимания, его неустойчивостью, непроизвольностью памяти и мышления. Для преодоления этого учебная деятельность ребёнка должна быть пронизана игровыми моментами.
Игра- это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Поэтому учение должно быть организовано как свободная форма активности учащихся, и такой формой активности, уже освоенной ребятами, является игра.
Содержание игры зависит от основных функций на уроке, от возраста учеников.
Для младших школьников учение- это новое и непривычное дело. Поэтому при знакомстве со школьной жизнью игра способствует снятию барьера между внешним миром знаний и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет освоить то, что заранее вызывает страх неизвестности, постоянно внушаемое уважение к школьной премудрости. А должно быть свободное освоение знаний. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей ещё не сформирована.
Основным типом дидактических развлечений являются игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие напряжение.
В процессе игры создаются условия для освоения социальных ролей и той среды, в которой происходит обучение ребёнка.
Как правило, игра направлена на решение ни одной, а целого круга задач, причём ведущая функция игры определяется её дидактическими целями.
На современном уроке действия учителя направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся: например сюжетные игры, реализуемые на учебном материале: « Пришёл сказочный герой Чипполино. Он принёс числа и просит вас составить примеры».
Дидактические игры: «Магазин», «Составь букет», «клоун».
Ненавязчивость используемой наглядности и игровая форма
Задания побуждают к развитию мышления и внимания. Однако сюжет в игре надо использовать в меру. Чрезмерное увлечение внешней занимательностью и броским наглядным материалом нередко мешают ученику выделить то основное, во имя чего организуется игра,- собственно учебное задание.
Не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр или сказочных героев.
Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке, или используется для активизации внимания: весёлые шутки- минутки, игры- путешествия.
Для успешного осуществления учебной деятельности необходим определённый уровень сформированности у учащихся
механизмов мышления, памяти. Именно поэтому выделяют дидактические игры, направленные на реализацию этой функции и способствующие развитию произвольности психических процессов. Примерами являются : «Продолжи счёт»; игры с мячом (на развитие внимания), игры- задачи с геометрическим материалом(на развитие мышления), игра « Не скажу», которая наряду с проверкой навыков знания таблицы умножения, способствует целенаправленному формированию механизмов переключения внимания. Игра строится так: перечисляя натуральные числа, ученики должны говорить «не скажу» вместо чисел, делящихся на заданное число.
Использование игр позволяет рассматривать ученика не как объект обучения, а как формирующуюся в процессе обучения личность с присущими ей психическими особенностями.
Когда игра используется как дидактический приём, она всегда приводит к запланированному результату. Основное внимание при проведении любой дидактической игры должно быть направлено на обучение основам математики ( или другого предмета) на освоение детьми взаимоконтроля и взаимооценки.
Игра в учителя – важное средство выработки адекватной самооценки, повышающее ответственность учащегося и позволяющее творчески овладевать учебным материалом.
Система дидактических игр в процессе обучения позволяет решать всё многообразие воспитательных и учебных задач. Она играет огромную роль в учебном процессе, ибо соответствует активной природе младшего школьника.
Для ребёнка игра- это возможность проявить свою творческую активность, свои растущие силы.
Присущая детям жажда деятельности часто находит своё выражение в игре, заменяющей ребёнку необходимый для него труд. Хорошая игра требует от играющего различного рода усилий, направленных на достижение цели, то есть на преодоление возникающих в ходе игры препятствий. Игра приучает их к согласованным действиям, к точности и своевременности выполнения игровых заданий, к ответственнос-
ти . В игре вырабатываются жизненно важные качества: внимательность, усидчивость, память, настойчивость в достижении цели. А ещё игра развивает умение общаться, учит логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков.
Игра всегда была одним из самых мощных инструментов развития, воспитания и обучения детей.
По определению академика Г. К. Селевко «игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоения общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Большинству игр присущи четыре основные черты, это_ свободная развивающая деятельность, творческий в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности; эмоциональная приподнятость, соперничество, состязательность, конкуренция; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
Реализация использования развивающих игр на уроках происходит по следующим основным направлениям: выдвигается дидактическая цель в виде игровой задачи; учебная деятельность подчинена основным правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Система игр должна включать следующие виды:
1) Обучающие и контролирующие ( по назначению)
2) Групповые и индивидуальные ( по массовости)
3) Подвижные и тихие (по реакции)
4) «Скоростные и качественные» ( по темпу)
5) Одиночные и универсальные.
Высоко оценивая процесс игры, В. А. Сухомлинский писал:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребёнка. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающей действительности.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Категория: Школа, как она есть | Добавил: 1755517 (2012-02-06) | Автор: Оксана E
Просмотров: 1598 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 12:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru