Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Использование дистанционных форм работы с учащимися во внеурочное время(химия)
Использование дистанционных форм работы
с учащимися во внеурочное время

Е А Тихонова, учитель химии высшей
квалификационной категории,
руководитель ШМО МОУ «СОШ №5
города Ершова Саратовской области», Заслуженный учитель РФ

Меняется время, меняется общество, изменены задачи, стоящие перед учителем. Теперь недостаточно вооружить учащегося знаниями, дать в руки умения, мы должны сформировать желание, потребность «Учиться всю жизнь». И здесь, будущее за дистанционными формами образования. Мы должны показать ребятам сейчас, как можно использовать дистанционные формы работы. В Законе РФ «Об образовании», дано следующее определение этому понятию: «Дистанционные образовательные технологии, реализуются в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника».
Уже из данного определения, можно выделить основные дистанционные технологии:
• телекоммуникационные технологии;
• Интернет-технологии.
Остается дополнить
• комплексные кейс-технологии;
• технологии, основанные на использовании интегрированной образовательной среды.
Сложно вплести в урок использование данных технологий по разным причинам:
- недостаток времени и большой объем учебного материала,
- недостаточное техническое оснащение учебных кабинетов.
Внеклассная работа по предмету решает эти вопросы, так как имеет ряд особенностей:
- учащиеся, включенные в данный вид работы, обладают высоким уровнем мотивации;
- имеется широкое поле деятельности для индивидуальной работы с учащимися;
-учитель не ограничен временем.
Покажу траекторию моего движения в этом направлении.
Первый этап моей работы - использование, информационных, телекоммуникационных технологий.
Начало этой работы совпадает по времени с организацией и проведением I Районной ученической конференцией «Шаг в будущее». При подготовке выступлений на конференцию, мы с ребятами поняли, что материал, который можно найти в библиотеке, мал или устарел, нужен еще источник и этим источником стал ИНТЕРНЕТ. Удобство и гибкость представленного материала, доступ к информации, высокая оперативность связи, все эти свойства Интернет, к сожалению, вытесняют из обращения книги в их бумажном варианте, но все, же именно за электронными книгами будущее.
Итоги работы приведены в таблице:
период 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011
число участников 2 3 4 4 6

Как правило, дети, удачно выступившие однажды, приходят на будущий год с новыми проектами, ведь владение аудиторией завораживает. Работа над проектом подразумевает общение учитель - ученик, именно, это привело к использованию возможностей электронной почты и Skype. Если учащийся не имел электронной почты, регистрацию проводили на компьютере кабинета химии. Теперь ребята могут задать мне вопрос, попросить совета в любое время.
Следующий этап – участие в дистанционных конкурсах и проектах. Начало участия в дистанционных проектах учениками нашей школы было положено конкурсами по разным предметам такие как «Медвежонок», «Кенгуру» и т.д., но данным конкурсам, считаю, не хватает оперативности.
Поиск в сети Интернет дал адреса разнообразных конкурсов, список сайтов, где можно вместе с ребятами принять участие в дистанционных мероприятиях.
В Сети творческих учителей в сообществе «Химоза», я в сетябре 2009 года приняла участие в «I турнире решения задач». В октябре 2009 года на сайте образована творческая группа «Менделеевские чтения – 2009», где условием участия была сформированная команда из учеников. Работа в творческой группе, подразумевала участие учеников в нескольких конкурсах, логично связанных между собой «Визитка», «Викторина», «Курьезные случаи из жизни Менделеева», «Заслуги Менделеева» (в одной из отраслей). От конкурса к конкурсу оттачивались умения мои и моих учеников.
В октябре 2010 начал свою работу Всероссийский дистанционный конкурс «Ломоносовские чтения – 2010», результат нашего участия отражен в таблице:
конкурс умения, полученные учащимися результат
Конкурс I «Визитная карточка». визитная карточку в форме буклета (программа Publisher) II место
Конкурс II «Викторина по биографии М.В.Ломоносова». выбирать главное, работать в поисковых системах II место
Конкурс III «Краеведческое исследование «Именем Ломоносова названы…». исследовательская работа, ставить цель, анализировать II место
Конкурс IV «Закон сохранения массы веществ». работа с программой Flash
III место
Конкурс V Практическая работа «Получение цветных легкоплавких стёкол». использование программы: Movie Maker II место
Конкурс VI «Многогранность дарований Ломоносова».
составление интерактивного плаката основные направления и достижения научной деятельности М.В.Ломоносова участие
Конкурс VII «Невероятные истории и легенды о Ломоносове». оформление файла Word II место
Конкурс VIII «Публичное выступление». подготовка презентации для публичного выступления по одному из писем (посланий) Ломоносова незавершен

И здесь мне хочется обратить внимание, не столько на перечисленные конкурсы, сколько на умения полученные учащимися в результате этих конкурсов.
Другой вид дистанционного участия это мастер-класс. В январе 2011 года начал работу мастер-класс «Химические свойства веществ в заданиях ЕГЭ». Поразил темп работы и оперативность. В понедельник публикуется задание, с разъяснениями, в следующий понедельник выслать выполненную работу, к среде результат. Время работы совпало с каникулами, карантином, морозами и наши ученики профильного 11 класса активно, вместе со мной проработали все занятия мастер-класса. Общение осуществляли по электронной почте и в Skype. Итогом явились хорошие результаты на ЕГЭ (от 70 до 56 баллов). Но хотелось, чтобы ребята были официальными участниками работы. В октябре 2011 года стартовал мастер-класс «Решаем вместе», условие участие – команда, собрать ее мне не составило труда. Решаем, каким будет результат, посмотрим…
Есть опыт участия в Центре дистанционного обучения «Эйдос». В марте 2011, года мы стали участниками Всероссийского дистанционного конкурс - проекта «Предметная неделя по химии», программа которой включала: целеполагание, рассказ о первом химическом опыте, заявку на Шнобелевскую премию по химии (как оказалась такая премия существует), критику рекламы с позиции химика, рефлексию, общение на форуме. Наша участница получила I место и приобрела опыт в общении на форуме, умение ставить перед собой цель и видеть результат.
В 2011 году Районная ученическая конференция «Шаг в будущее» прошла в дистанционном режиме. Работа конференции, проводимой в обычном режиме должна уложиться в определенные временные рамки, поэтому наши ученики не имели возможность подробно ознакомиться с работами конкурсантов, обсудить оформление и содержание работ. Условия проведения конференции в дистанционном режиме позволили решить данные проблемы. Участник выставлял свою работу на одном из сайтов, доступном для обозрения, участвовал на форуме, задавая вопросы, отвечая на вопросы сверстников. Работа нашей ученицы, получила высокую оценку жюри - I место, сама ученица была отмечена, как самый активный участник форума.
Считаю, что много возможностей взаимодействия учитель-ученик открывает наличие персонального сайта, это и более четкую организация проектной деятельности, подготовку к олимпиадам, к ЕГЭ и ГИА, здесь можно размещать электронные книги или ссылки на них, для подготовки учащимися сообщений для уроков. Уже посмотрела, как создаются электронные книги, планирую поработать сама и увлечь этим ребят. Но сайт мало запустить, с ним необходимо работать, прошла курс построения сайта на Народе, создала несколько страниц, но так и не приступила к работе. Пока довольствуюсь тем, что для общего обозрения выставляю материал на сервис интернет закладок и хранения файлов МОЕ МЕСТО http://moemesto.ru/
Создание полноценного рабочего сайта – это тот рубеж, к преодолению которого я готова в ближайшее время. А далее это работа над авторским дистанционным курсом.
Подведу итоги.
Дистанционное образование имеет главное преимущество индивидуализация содержания, темпов деятельности учащихся, что позволяет достигать более высоких результатов в развитии личности.
В результате применения в педагогической деятельности дистанционных форм обучения, выделяю следующие умения, которые развиваются у учащихся.
Учебно-творческие умения:
• Умение анализировать, выделять существенный признак, переносить общий способ действий на другие учебные задачи;
• Формирование умения создавать творческий продукт с использованием средств телекоммуникаций;
• Развитие фантазии и воображения;
• Навыки и умения исследовательской работы: наблюдение, анализ, аргументация.
Организационно-технические умения:
• Умение ставить цели, намечать пути их достижения;
• Умение осуществлять рефлексию своей деятельности;
• Умение применять и использовать различные технические средства;
Коммуникативные умения:
• Умение уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы;
• Умение задавать содержательные вопросы.
Мне, кажется, я убедила, что использование дистанционных эвристических форм обучения поможет воспитать гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных нестандартных ситуациях.
Время идет семимильными шагами и чтобы идти в ногу со временем, здесь приведу слова из книги Кэрролла Льюиса:
«Надо бежать со всех ног, чтобы только остаться на месте. Если же ты хочешь куда-то попасть - надо бежать в два раза быстрее».
Категория: Школа, как она есть | Добавил: tea (2012-02-13) | Автор: Тихонова Елена Александровна E W
Просмотров: 2156 | Теги: ДО по химии, дистанционные формы работы | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 6:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru