Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Изложение с элементами сочинения «Учитель». Урок развития речи
Тема урока (9 класс): Изложение с элементами сочинения «Учитель». Урок развития речи.

Цель: Систематизировать и обобщить материал по заданной теме, подготовив учащихся к написанию изложения с элементами сочинения, вызвать познавательный интерес учащихся к проблеме учительства на современном этапе.
Задачи: 1. Сформировать представления учащихся о личности учителя, исходя из описания его внешности, отношения людей к нему, поступков и мнения автора о главных особенностях этого человека;
2. Способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, коммуникативных способностей, развитие критического мышления на основе собственных наблюдений и жизненного опыта, а также умения работать в группе, неся ответственность за знание всех участников малой группы . 3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к личности и труду учителя, а также ответственного отношения к приобретению знаний всеми участниками учебного процесса.
Форма проведения: урок развития речи, урок – дискуссия о роли учителя в судьбе каждого человека и общества в целом.
Метод проведения урока: коллективные творческие группы.
Оборудование: 1. Интерактивная доска с текстом изложения
2. Магнитофон
3. Карточки с заданиями
4. Высказывание знаменитых людей о личности учителя в жизни общества
Методы обучения: эвристическая беседа, приём технологии РКМЧП «зигзаг»
Ход урока:
1. Выступление ученицы. Стихотворение «Учитель».
Счастье – это след оставить на земле,
Повторив себя в ученике.
Нельзя любовью к детям заболеть на время
Или в доверие втереться лишь на миг,
Не обмануть никак ребячье племя,
Как на ладони ведь учителя у них.
Много есть профессий на планете,
Но учитель – лучшее из них:
Крылья мы даём бескрылым детям
И в полёты провожаем их!
Сколько в школе дали мы уроков?
Сколько мы измерили дорог?
Лишь в одном уверены глубоко:
Жизнь у нас – один большой урок!
Какова тема этого стихотворения?
Это стихотворение и будет эпиграфом к нашему уроку развития речи. Учителем сообщается цель урока.
В качестве домашнего задания вам было предложено осмыслить роль учителя в судьбе каждого человека и в судьбе общества. После окончания школы многие из вас встанут перед выбором: кем быть?
Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса в беседе.
Почему же такая нужная профессия, которая формирует всё наше общество, не востребована, не престижна, не пользуется уважением в обществе?
Учащиеся дискутируют о проблемах учительства на современном этапе.
Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах. А учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников. Говорят, не мы выбираем дороги, а они выбирают нас. Неверная мысль. Учительскую дорогу, педагогическую стезю люди выбирают сами, твёрдо зная, что без детей их жизнь будет легче, но не счастливее.
Кем только учителю не приходится быть: строгим и справедливым судьёй, искусным врачевателем болезней роста, главным конструктором космических полётов детской души, диспетчером взлётов и посадок детского воображения, сеятелем разумного, доброго, вечного. Дети – огромное поле деятельности для учителя. Что взойдет, прорастёт и созреет из того, что педагог посеет. Это ответственное дело. Учитель – человек скромный и незаметный среди других людей, преображается на уроке. Он – вдохновенный оратор, властитель и кумир детских душ. Какое же огромное сердце надо иметь, чтобы изо дня в день, из года в год раздавать его по кусочкам детям! И какой же должна быть доброй, терпеливой и нестареющей душа!
Учитель даёт путёвку в жизнь, открывает дверь в мир. Без энтузиазма, самоотверженности и безграничного терпения не обойтись. Сколько добра, мудрости и внимания нужно дать детям. Учителя всегда готовы прийти на помощь, выслушать, посоветовать, помочь. Тяжёлая, но такая нужная профессия. Я не знаю ни одной профессии (кроме профессии врача), столь же достойной преклонения и уважения. Учителя – те же врачеватели, только не тел, а душ, так как они учат добру, нравственности.
Вот и Фёдор Абрамов пришёл к осмыслению роли учителя в его собственной жизни и судьбе всей страны.
Презентация учащегося о писателе и публицисте Фёдоре Абрамове, авторе романов и повестей. 2. Обратимся к тексту изложения (текст изложения проецируется через кодоскоп, музыкальное сопровождение при чтении текста учителем).
Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного.
Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем. Был мартовский воскресный морозный и ясный день, когда я, четырнадцатилетний деревенский подросток, паренёк, с холщовой котомкой за плечами, в больших растоптанных валенках, впервые в своей жизни вступил в нашу районную столицу. Всё мне казалось удивительным: и каменный магазин с нарядной вывеской, и огромное здание двухэтажной школы, и необычная для моей родной деревни многолюдье на главной улице. Но помню, всё это в миг перестало для меня существовать, как только я увидел его, Алексея Фёдоровича.
Он не шёл, он шествовал в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадались ему навстречу, - пожилые, молодые, мужчины, женщины – все кланялись ему, а старики даже шапку с головы снимали, и он, всякий раз слегка дотрагивался до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечая: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»
В те годы в стране не хватало учителей, тем более на вес золота были они у нас, в лесной глуши. И вот Алексей Фёдорович, для того чтобы не сорвать в школе учебный процесс, годами осваивал предмет за предметом. Он вёл у нас ботанику и зоологию, химию и астрономию, географию и даже немецкий язык, который он выучил самостоятельно, уже будучи стариком, чтобы дать нам, первым выпускникам школы, хоть какое-то представление об иностранном языке.
Великое дело – школы. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».
Учащиеся читают текст повторно, про себя.
3. Эвристическая беседа по прочитанному тексту:
а. Какие впечатления возникли у вас от прочитанного? На что особенно обратили вы своё внимание?
б. Что вы можете сказать о личности учителя, исходя из мнения автора о нём, исходя из внешнего его облика, походки, отношения окружающих?
Он патриот своей профессии, человек, глубоко уважаемый, всеми почитаемый, увлечённый и влюблённый в свою профессию.
4. Работа в творческих группах (класс поделен на пять творческих групп, каждая из которых выполняет задание:
1. Озаглавить абзац.
2. Пересказать.
3. Ответить на вопросы.

5. Составление плана к изложению.
1. Всё поражало в нём.
2. Встреча с учителем в многолюдном городе.
3. Шествие Алексея Фёдоровича.
4. Учитель на вес золота.
5. Будущее планеты в руках учителя.
Задание № 1
1. Озаглавьте текст
2. Перескажите текст
3. Ответьте на вопросы:
а. Что поражало школьников в этом немолодом человеке?
в. Соответствует ли облик учителя вашим представлениям о том, каким должен быть учитель?

Задание № 2
1. Озаглавьте текст
2. Перескажите текст
3. Ответьте на вопросы:
а. В какой день произошла первая встреча с учителем, и сколько лет было Фёдору Абрамову?
в. Откуда он приехал учиться, что в его внешности подчёркивает небогатый внешний вид?
с. Что поразило деревенского парня, впервые очутившегося после деревенских раздолий в городе?
d. Каким удивительным существом затмились его первые впечатления от города?

Задание № 3
1. Озаглавьте текст
2. Перескажите текст
3. Ответьте на вопросы:
а. Что необычного отмечает автор в учителе, когда он шёл по улице?
в. Опишите внешний вид учителя
с. Каково отношение тех, кто встречался по дороге?
d. Какова была реакция учителя на внимание окружающих людей?

Задание № 4
1. Озаглавьте текст
2. Перескажите текст
3. Ответьте на вопросы:
а. По какой причине учителя были на вес золота?
в. Какой предмет вёл Алексей Фёдорович?
с. Что особенного было в этом человеке?

Задание № 5
1. Озаглавьте текст
2. Перескажите текст
3. Ответьте на вопросы:
а. Почему автор считает что, в обществе нет фигуры более важной, чем учитель?
6. Учащиеся переходят из одной группы в другую. (Приём «зигзаг») Каждый в группе пересказывает свой абзац. Таким образом, систематизируется весь текст изложения. От каждой группы на конкурсной основе учитель предлагает пересказать весь текст изложения.
Подводятся итоги конкурса.

Домашнее задание: написать изложение с элементами сочинения на тему: «Учитель».

Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного.
Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем. Был мартовский воскресный морозный и ясный день, когда я, четырнадцатилетний деревенский подросток, паренёк, с холщовой котомкой за плечами, в больших растоптанных валенках, впервые в своей жизни вступил в нашу районную столицу. Всё мне казалось удивительным: и каменный магазин с нарядной вывеской, и огромное здание двухэтажной школы, и необычная для моей родной деревни многолюдье на главной улице. Но помню, всё это в миг перестало для меня существовать, как только я увидел его, Алексея Фёдоровича.
Он не шёл, он шествовал в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадались ему навстречу, - пожилые, молодые, мужчины, женщины – все кланялись ему, а старики даже шапку с головы снимали, и он, всякий раз слегка дотрагивался до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечая: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»
В те годы в стране не хватало учителей, тем более на вес золота были они у нас, в лесной глуши. И вот Алексей Фёдорович, для того чтобы не сорвать в школе учебный процесс, годами осваивал предмет за предметом. Он вёл у нас ботанику и зоологию, химию и астрономию, географию и даже немецкий язык, который он выучил самостоятельно, уже будучи стариком, чтобы дать нам, первым выпускникам школы, хоть какое-то представление об иностранном языке.
Великое дело – школы. Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: «Учитель – это человек, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты».
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Irina011263 (2012-02-14)
Просмотров: 6048 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2014-04-18, 7:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [302]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [21]
История Семиречья
Великая Отечественная [105]
Личности [73]
Великие педагоги [22]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [16]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [171]
Конкурс юных сказочников [32]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [67]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [187]
Из дальних странствий возвратясь [8]
Наш календарь [31]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [25]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [16]
Творческая мастерская [416]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [117]
Пионерский клуб [12]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [69]
В помощь учителю [12843]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [99]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [136]
Диспут-клуб [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru