Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

«Формирование учебной мотивации при обучении русскому языку (инновационный подход)»
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Коммунальное государственное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23»

ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС
ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ УЧИТЕЛЕЙ

Направление: инновации в обучении

Тема инновационного проекта: «Формирование учебной мотивации при обучении русскому языку (инновационный подход)»

Гарбузова Зоя Васильевна

Семей - 2011


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….….3-6
Раздел 1. Теоретические основы учебной мотивации………………………...….6
1.1 Что такое мотив. Внешние и внутренние мотивы учебной деятельности...…6-9
1.2 Что такое мотивация. Факторы учебной мотивации…………………………9-10
1.3 Интерес – один из мотивов обучения……………………………………..……..10
1.4 Закономерности развития интереса…………………………………………...…10
Раздел 2. Пути повышения мотивации в системе обучения учащихся…. 10- 11
2.1 Требования для развития самостоятельной деятельности школьников при изучении русского языка…………………………………………………………..……..11
2.2 Условия эффективности организации творческой деятельности школьни-ков……………………………………………………………………………….….11-13
2.3 Миссия творческого задания……………………………………………..………13
2.4 Примеры творческих заданий……………………………………………..……..13
Раздел 3. Практическое разнообразие учебной деятельности для повышения учебной мотивации…………………………………………………………...……...14
3.1 Диагностика изучения отношения школьников к предмету русский язык…………………………………………………………………………..……..14-15
3.2 Схема урока изучения нового материала………………………………...…..15-18
3.3. Рейтинговая система оценки успешности обучения учащихся………...….18-19
3.4 Педагогические правила стимулирования……………………………..…….19-20
3.5 Педагоги должны помнить…………………………………………….…………20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..…………………………………20-21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………...…………………………………………..22

Введение.
Актуальность исследования. В настоящее время перед педагогами школ стоит задача по созданию таких условий, при которых ученики за минимально отведенное программой количество часов обучения предмета русский язык могли усваивать максимально возможное количество знаний, умений и навыков, умение их творчески применять на практике.
В 21 веке, когда доступ к информации является не сложным вопросом, возникает другой вопрос, как мотивировать учащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоению полученных знаний. Особенную роль при возникновении мотивации играет интерес и возбуждение интереса к обучению.
Именно мотивация – основное средство, которое дает возможность повысить уровень заинтересованности школьников к учебному процессу, позволит повысить их самостоятельный и творческий потенциал. Как мотивировать школьников к обучению – это самый важный и основной вопрос не только педагогов, психологов, но и родителей. Мотивы обучения могут быть различные – именно: социальные, познавательные, эстетические, коммуникативные, традиционно-исторические, неосознанные. Степень мотивации учащихся к обучению и их стремлению – это зеркало общества, так как именно подрастающее поколение является основным потенциалом, основой стабильного развития экономики страны, основной движущей силой к прогрессу.
Однако практика показывает, что в традиционном обучении русскому языку наблюдается недостаточная коммуникативность обучения, отсутствие технологий, учитывающих важность и роль эмоционального компонента в учебной деятельности.
Учебный процесс должен стать важнейшим фактором формирования устойчивого интереса школьников к предмету и процессу обучения, развитию потребности этот интерес удовлетворить и создание условий, способствующих активизации мотивационной среды учащихся, успешного овладения умением учиться в творческом режиме. Сказанное определяет актуальность и важность изменения учебного процесса.
Поскольку важнейшей характеристикой творческого обучения является единство мотивационных и операционных компонентов деятельности, то творчеству человек может учиться лишь тогда, когда он реально поставлен в ситуацию, требующую творческого решения, обеспечивающую базу для творческого продвижения в обучении и неизбежное формирование положительной учебной мотивации. Следовательно, одного усвоения каких-то готовых знаний и выработки на их основе соответствующих умений и навыков в традиционных условиях обучения недостаточно.
Вот почему в настоящее время усиливается интерес к формированию мотивации, которая во многом определяет «Человеческий фактор» и признана бесспорной движущей силой человеческого поведения и учения.
Процесс обучения, направленный на формирование положительной мотивации, должен характеризоваться отходом от авторитарного общения, всемерным развитием личности образований учеников (познавательные интересы, активность, самостоятельность, креативность), которые успешно реализуются при условии перевода учебно-познавательной деятельности на самостоятельный и творческий уровень развития.
Формирование учебной мотивации при обучении русскому языку в совре-менных условиях требует нового типа организации образования, а значит изучения тех инновационных процессов, которые обнаружили к настоящему времени его основные тенденции: гуманизацию и реализацию инновационных стратегий в ситуации компьютеризованного обучения.
Цель исследования – в системе обучения русскому языку формировать положительную мотивацию учения за счет реализации инновационного подхода и опоры на резервы эмоциональной среды школьников.
Объектом исследования является процесс обучения русскому языку, обеспечивающий формирования положительной мотивации учения.
Предмет научного поиска – наиболее эффективные пути и средства формирования положительной мотивации при усвоении русского языка в условиях инновационного обучения.
Гипотеза исследования. Учебная мотивация формируется успешно, если процесс изучения русского языка строится с учетом основных требований инновационного обучения:
- создание ситуации предвосхищения будущего результата познания;
- обязательное включение обучающихся в процесс познания и активное в нем участие на максимальном для каждого ребенка уровне успешности;
- опора на память, обеспечивающую знаниям надежность, гибкость, воспроизводимость и функционирование в новых учебных ситуациях;
-опора на механизм творческой деятельности, что обеспечивает перевод учебно-познавательной деятельности на самостоятельный и творческий уровень.
Формирование учебной мотивации потребовало решение следующих задач:
- определить научные подходы к формированию положительной мотивации учения, опираясь на данные психологии, методики;
- выявить возможности инновационного обучения для решения поставленной проблемы;
-описать систему применения инновационных дидактических средств на разных этапах обучения русскому языку;
- внедрить систему стимулирования, позволяющую успешно формировать учебную мотивацию и гарантирующую творческое усвоение изучаемого материала.
Методологический базой работы является теория интеллектуальных систем, философское понимание неразрывности языка – мышления речи, творческий характер языка (А.А. Потебня, Л.В. Щерба и др.), что позволяет опереться на важные для данного исследования достижения педагогики творчества.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;
2) беседа, анкетирование, наблюдение за учебным процессам для выявления новых подходов в обучении русскому языку;
3) самостоятельное проведение уроков с целью выявления проблем, влияющих на формирование учебной мотивации;
4) анализ результатов исследования.
Источники исследования: труды педагогов, психологов, учителей-практиков по проблеме исследования, Концепция развития образования Республики Казахстан (2004-2015 г.г.), Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан, учебные планы, программы по составлению творческих заданий, методики диагностики мотивационно-волевой сферы школьника.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
1) уточнено содержание понятий «мотив» и «мотивация» как компонент учебной деятельности;
2) проблема формирования положительной мотивации при изучении русского языка решается с учетом возможности инновационного обучения, представляющего одно из современных направлений;
3) в качестве средства реализации внешней и внутренней мотивации предлагается обучение, которое будет носить самостоятельный и творческий характер, при котором будет развиваться образное мышление и речь школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный способ диагностики позволяет достаточно объективно оценить работу учителя по развитию мотивации в процессе обучения русскому языку.
Этапы и процедура исследования:
I этап – изучение состояния проблемы формирования положительной мотивации обучения школьников русскому языку, анализ литературы по данной проблеме, определение методологической базы исследования, понятийного аппарата, гипотезы и организации исследования.
II этап – раскрытие заложенных гипотезу условий, обеспечивающих формирование положительной мотивации учащихся в процессе обучения русскому языку.
III этап – опытно-экспериментальный - изложение опыта работы по данной теме, постановка экспериментов в общеобразовательной школе. Метод анализа.
IV этап – заключительный – систематизация и обобщения результатов исследовательской работы, компьютерная обработка полученных данных, выводы и рекомендации.
База исследования: Исследовательская работа на базе ГУ «Средняя общеобразовательная школа №23» г. Семей.
1. Теоретические основы учебной мотивации
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация учащихся. Мотивация учащихся является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего. Мотивационными процессами в обучении учащихся можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать учащихся.
Ещё Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различные вида причин, побуждающих человека к действию.
1.1 . Что такое мотив. Внешние и внутренние мотивы учебной
деятельности.
Часть современных ученных признают мотивацию как внутреннее поле мо-тивов.
Мотив – это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду ак-тивности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определённой потребности. В качестве мотивов могут выступать не только по-требности, но и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки и ценности, за которыми стоят потребности.

Среди разнообразных мотивов учения принято в частности, выделять внешние и внутренние мотивы. Л.М. Фридман так характеризует их отличие: «Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности; если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними».
Мотив является внутренним, если он совпадает с целью деятельности. То есть в условиях с целью деятельности. То есть в условиях учебной деятельности овладения содержанием учебного предмета выступает одновременно и мотивом, и целью.
Внутренние мотивы связаны с познавательной потребностью субъекта, удовольствием, получаемым от процесса познания. Овладение учебным материалом служит целью учения, которое в этом случае начинает носить характер учебной деятельности. Учащийся непосредственно включён в процесс познания, и это доставляет ему эмоциональное удовлетворение. Доминирование внутренней мотивации характеризуется проявлением собственной активности учащегося в процессе учебной деятельности.
Внешне мотивированной учебная деятельность становится при условии, что овладение содержанием учебного предмета служит не целью, а средством достижения других целей. Это может быть получение хорошей оценки (аттестата), похвалы, признания товарищей, подчинение требованию учителя и др. При внешней мотивации знания не выступают целью учения, учащийся отчужден от процесса познания. Изучаемые предметы для учащихся не является внутренне принятым, внутренне мотивированным, а содержание учебных предметов не становится личностной ценностью.
В связи с этим предлагается методика диагностики направленности мотивации изучения предмета, которая может использоваться в общеобразовательном процессе и служить основой повышения эффективности обучения.
Цель методики – выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов (в данном случае русского языка).
1. Изучение предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.
2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.
3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.
4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель.
5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня ещё более увлекательным.
6. При изучении данного предмета, кроме учебников и рекомендованной литературы, самостоятельно читаю дополнительную литературу.
7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.
8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до самой сути.
9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».
10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя.
11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересном обсуждаю в свободное время с одноклассниками.
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.
13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задания за меня.
14. Считаю, что все задания по этому предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.
15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.
16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.
17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.
18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.
19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.
20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов.
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «ДА» означает положительные ответы (верно; пожалуй верно), а «НЕТ»-отрицательные (пожалуй неверно; неверно).
Ключ
Да 1,2,5,6,8,11,12,14,17,19
Нет 3,4,7,9,10,13,15,16,18,20
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммар-ный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
1.2 Что такое мотивация. Факторы учебной мотивации.
Мотивация - общее название процесса пробуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания обучения. Имея в виду педагога, роль идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого рель идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее ее направление, особенно необходимая в процессе обучения. Понятие мотив тесно связанно с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Мотивация обучения – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному усвоению содержания образования. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, организацией образовательного процесса; в- третьих, субъективными особенностями обучающегося; в-четвертых, субъективными особенностями педагога и, прежде всего, системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы).
1.3 Интерес – один из мотивов обучения.
Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:
1. Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что у учащийся будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его действия.
2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но и чтобы интерес был как должно направлен».
3. «Третий и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в последовательной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает интерес».
1.4 Закономерности развития интереса:
1. Зависимость интереса от уровня и качества знаний, от сформированности способов умственной деятельности.
2. Зависимость интереса от учащихся, от их отношения к учителю. С интересом учатся у того педагога, которого любят и уважают. Сначала педагог, а потом его предмет-незыблемая зависимость, определившая судьбу многих людей.
Собственные педагогические исследования, проведенные среди учащихся 6.9-10 классов. Взаимосвязи характера и вида отношения учащихся к преподавателю и предмету русский язык.

Виды отношения Характер отношений в %
любимый нелюбимый нейтральный
Отношение к преподавателю 83% 2% 15%
Отношение к предмету русский язык 57% 12% 31%
Результаты показывают, что хорошее отношение к преподавателю соотносится с положительным отношением учащихся к предмету. Однако нейтральное отношение учащихся (31%) к предмету русский язык говорит об актуальности проблемы формирования положительной мотивации в процессе обучения русскому языку.
2. Пути повышения мотивации в системе обучения учащихся.
Основные требования, которые предъявляются для повышения мотивации учащихся:
• введение системы рейтинговой оценки;
• введение наград за успехи и стремление в обучении;
• возможность введения индивидуальной системы обучения.
Мотивы и мотивация является движущей силой процесса обучения и усвоения информации и материала. Именно мотивация – основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности учащихся к учебному процессу, позволяет повысить их самостоятельный и творческий потенциал.
2.1. Для развития самостоятельной деятельности школьников при изучении русского языка требуется:
во-первых, необходимое осознание цели, выполняемой деятельности каждого конкретного упражнения. Учащиеся должны знать, что они будут делать, каков конечный результат, чем данное задание обогатит их опыт;
во-вторых, требуется знание самой процедуры выполнения заданий. Учащиеся должны не только осознать смысл задания, но и процесс его осуществления;
в-третьих, нужно умение пользоваться для выполнения задания соответствующими средствами обучения (дидактический материал, справочная литература);
в-четвертых, необходимо умение видеть опоры в материале заданий, которые облегчат трудности в ходе самостоятельной работы;
в-пятых, необходимо определить место для успешного самостоятельного выполнения задания: в классе, дома, в библиотеке.
2.2 Условия эффективной организации творческой деятельности школьников.
Большинство исследователей (В.И. Загвязинский, М.В. Копосова, и другие) отмечают, что творческое начало в обучении возможно лишь при наличии определенных условий, а именно:
• потребности в поиске; положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся;
• сотворчества как ведущего вида воспитательных взаимодействий и отношений;
• приоритета целостного восприятия, отношения, оценки, другого человека и самого себя;
• осознание и нивелировки штампов и стереотпов мышления и самовыражения.
Наиболее существенными педагогическими условиями для развития творче-ской активности детей, по мнению современных исследователей, являются:
1) изменение характера деятельности;
2) атмосфера доброжелательности в учебной деятельности детей;
3) сформированность коллектива.
Организуя творческую деятельность, необходимо помнить о важности выбора стратегии взаимодействия между обучающим и обучаемыми. На практике, как отмечают исследователи, при выборе стратегии взаимодействия обычно используют два пути:
• развитие извне, как вмешательство во внутренний мир личности, навязывающие ему выработанных способов, норм деятельности и поведения;
• развитие изнутри, как стимулирование активности, самостоятельности, ответственности, проявления уважения к личности, раскрытие заложенных в ней возможностей, развитие творческих способностей.
Главное условие творческого развития личности заключено в ней самой, в её открытости конструктивному творчеству, в психологической безопасности и её свободе.
При этом необходимо учитывать условия, отрицательно влияющие на течение творческой деятельности, а именно: ситуативные и личностные.
К ситуативным условиям относятся: лимит времени, стресс, слабая и сильная мотивация, неуверенность в своих силах, вызванная неудачами , страх, повышенная цензура и т.д.
К личностным условиям: неуверенность в себе, эмоциональная подавлен-ность, низкая самооценка, механизм личной защиты и т. Д.
Поэтому важно формировать качества, благоприятствующие творческому мышлению: уверенность в своих силах, чувство юмора, склонность к риску, любовь к фантазированию и построению клонов на будущее и т.п.
К эффектным условиям организации творческой деятельности можно отнести следующее:
1)построение учебного процесса на основе гуманизации обучения детей;
2)создание педагогической среды , предлагающей сотворчество и ситуацию успеха в деятельности детей.
Важнейшим условием эффективной организации творческой деятельности школьников, по мнению многих педагогов, является создание творческой атмо-сферы, которая создается не только воспитанием любознательности, вкуса к не-стандартным решениям, способности нетривиально мыслить, но и необходимо-стью воспитывать готовность к восприятию нового необычного, стремление ис-пользовать и внедрять творческие достижения других людей (введение регио-нального компонента, использование менскредментных связей, внедрение ключевых компетенций)
2.3. Миссия творческого задания
При обучении в школе детям на уроках русского языка даются творческие задания. Это и задания необходимы при инновационном подходе в обучении предмета русский язык, потому что ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать что-то новое, своё.
В настоящее время находят широкое применение следующие виды продуктивных и творческих заданий: ответить на проблемные вопросы, составление вопросов по прочитанному, изученному, составление рефератов, кроссвордов и т.д.; формулировки даются четкие, ясные и краткие.
Учащимся можно предложить индивидуализированные задания четырех видов:
• обязательные, назначенные учителем;
• выборочные(дифференцированные по уровню сложности);
• приведённые учителем для добровольного выполнения (сложные, требующие внимания, творческого подхода, умения интегрировать);
• добровольные задания (те, которые предлагают ученики).
В последнее время установлено, что особое оживление и повышение интереса к изучаемому вызывает использование выборочных (дифференцированных) заданий.
Психологически это объясняется, видимо, тем, что ученик должен взвесить плюсы и минусы того или иного варианта, в результате чего при анализе условий задания он активизируется более обычного, при выборе исходит из своих интересов, симпатий, кругозора. Всё это повышает мотивацию выполнения задания. Самое важное, что ребёнок может познать и почувствовать свободу выбора.
2.4. Примеры творческих заданий
Учителям и родителям необходимо помочь детям выражать свою индивидуальность, поэтому необходимо внедрять творческие задания как на уроках, так и в качестве домашних заданий. Такие задания будут повышать мотивацию ребенка к обучаемому предмету:
• подобрать высказывания казахстанских деятелей культуры и искусства означении русского языка в их жизни и творчестве;
• подобрать к русским пословицам казахские пословицы (по темам) и сравнить их значение;
• написать лингвистическую сказку (на заданную тему);
• составить кроссворд по пройденному материалу;
• выполнить проектную работу (краткосрочного характера) и др.
Таким образом, инновационная технология направлена на развитие креативных способностей личности.

3. Практическое разнообразие учебной деятельности для повышения учебной мотивации.
3.1. Диагностика изучения отношения школьников к предмету русский язык.
На начало года необходимо провести диагностику мотивационно-волевой сферы школьника. Изучаю отношение ребят к учебному предмету русский язык (по Г. Н. Казанцевой).
В опросе принимают участие учащиеся 6,9,10 классов.
I. Раздел.
Подчеркни причины, характеризующие твоё отношение к предмету русский язык (можно взять любой интересующий Вас предмет).
1. Люблю предмет, потому что:
1. Данный предмет интересен.
2. Нравится, как преподает учитель.
3. Предмет нужно знать всем.
4. Предмет нужен для будущей работы.
5. Предмет заставляет думать.
6. Предмет легко усваивается.
7. Предмет считается выгодным.
8. Требует наблюдательности, сообразительности.
9. Предмет требует терпения.
10. Предмет занимательный.
11. Товарищи интересуются этим предметом.
12. Интересны отдельные факты
13. Родители считают этот предмет важным.
14. Хорошие отношения с учителем.
15. Учитель часто хвалит.
16. Учитель интересно объясняет.
17. Получаю удовольствие при изучении.
18. Знания по предмету необходимы для поступления в институт.
19. Предмет помогает развивать общую культуру.
20. Предмет влияет на изменения знаний об окружающем мире.
21. Просто интересно.
2. Не люблю предмет, потому что:
1. Данный предмет не интересен.
2. Не нравится, как преподает учитель.
3. Предмет не нужно знать всем.
4. Предмет не нужен для будущей работы.
5. Предмет трудно усваивается.
6. Предмет не заставляет думать.
7. Предмет не считается выгодным.
8. Не требует наблюдательности, сообразительности.
9. Не требует терпения.
10. Предмет не занимательный.
11. Товарищи не интересуются этим предметом.
12. Интересны только отдельные факты
13. Родители не считают этот предмет важным.
14. Плохие отношения с учителем.
15. Учитель редко хвалит.
16. Учитель неинтересно объясняет.
17. Не получаю удовольствие при изучении.
18. Знания по предмету не играют существенной роли при поступлении в ин-ститут.
19. Предмет не способствует развитию общей культуры.
20. Предмет не влияет на изменение знаний об окружающем.
21. Просто неинтересно.
Обработка данных показала, что по первому пункту раздела ребятам:
1) нравится, как преподает учитель (50%);
2) учитель интересно объясняет (46%);
3) знания по предмету необходимы для поступления в институт (46%).
По второму пункту 35,6% учащихся ответили, что предмет трудно усваивается.
Как же можно пробудить интерес ребенка к обучаемому предмету?
Технологии, которые учитель может использовать при подготовке к уроку:
1) Игровые;
2) ИКТ;
3) Интерактивные методы;
4) РКМЧП;
5) Интеграция в обучении.
Для повышения интереса и мотивации к предмету необходимо разнообразить учебную деятельность, чередовать разные формы деятельности. При этом каждый урок должен быть неповторимым, вызывать у учеников позитивные эмоции и желания познавать, развиваться, самовыражаться.
Структура урока может быть различной, главное, чтобы все этапы запланированного урока были успешными.
3.2. Схема урока изучения нового материала.
I. Организационно - психологический этап.
1) Валеологический компонент. (Учитель настраивает детей на урок. Может звучать музыка, учащиеся могут составлять «солнышко», возможны различные пожелания: « Я желаю Вам, друзья, мира, счастья и добра!» и др.)
2) « Наши ожидания». (Предложите детям высказать свои ожидания от урока, но при этом все записывайте на листе ватмана или на доске.)
II. Диагностика успешности учащихся.
1) Проверка домашнего задания( выборочная, индивидуальная и т.д.)
2) Небольшая самостоятельная работа или игровое упражнение на развитие внимательности, памяти, логического мышления.
3) Игра, которая поможет сделать логический переход к изучению новой темы. « Третье лишнее» ( с обоснованием выбора « лишнего слова»); игра на профессиональную направленность); упражнение из рубрики « Знаете ли вы…» и т.д.
III. Изучение новой темы.
1) Предполагает самостоятельное изучение нового учебного материала. (Учащимся предполагается составить краткий конспект, алгоритм на быстрое усвоение материала, таблицу, опорную схему и др.) Учитель всегда предлагает учащимся подкреплять своими примеры каждый пункт составленного конспекта. Обязательно проверяется данная работа, учащимся предлагается высказать мнение по прослушанному.
2) «Историческая справка». (Заранее подготовленный материал по значению слова, его происхождению. Маленькая презентация, подготовленная одним из учеников.)
3) Закрепление материала может проводиться под руководством учителя, можно проверить работу ребят, которые выполнили её быстро и грамотно. Предложите ребятам поработать консультантами. «Слабые» учащиеся поддержку «сильных» ребят воспринимают спокойнее, увереннее, мотивация повышается за счет желания в другой раз такую работу провести самостоятельно. Можно на доске показать образец выполняемой работы, тем самым целенаправить ребят, дать им возможность дальше работать самостоятельно, уверенно.
4) Обязательно вводите творческую работу. Ребята с удовольствием пишут мини - сочинения, эссе, небольшие стихотворения. Пусть у них возникнет желание озаглавить свой текст. Предложите выполнить работу на изученную орфограмму (подчеркнуть слово, составить схему предложения, составить план, обосновать выбор узкой или широкой темы и др.)
IV. Рефлексия.
В конце урока учащиеся делают самостоятельные выводы по теме урока, обращаются к «нашим ожиданиям» и определяют уровень качества выполнения поставленных задач. Если раздавать «Листы успеха», то дети должны определить уровень личностного интереса, творческого, нестандартного подхода к выполнению задания. Можно делать графу «ожидаемая оценка». В этом случае вы всегда будете знать желание ученика, предвосхищение им того успеха, которое вы, возможно, упустили в процессе урока. Можно использовать технологию «Рефлексивная мишень». Карточки должны быть заготовлены на каждого ученика. В конце урока учитель раздает карточки, а учащиеся оценивают состоявшуюся деятельность, взаимодействие.
Технология «Рефлексивная мишень»
В каждом секторе записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия.
Например: 1-й сектор-оценка содержания; 2-й сектор- оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор-оценка деятельности педагога; 4-й сектор-оценка своей деятельности.

V. Оценка. Каждую оценку учитель должен обязательно прокомментировать. Если ученик попросит не выставлять оценку в журнал, то учитель может пойти ему навстречу. Это даст возможность школьнику повысит свой результат на следующем уроке, а значит, внутренняя мотивация перейдет во внешнюю мотивацию успеха.
Если вводится рейтинговая система оценивания ЗУН учащихся, то лучше заранее познакомить с ней ребят. Система оценки может колебаться от 5 до 12 баллов . Дайте ребятам возможность самостоятельно оценить свою работу на уроке, но, доверяя, проверяйте, так как у ребенка иногда бывает завышенная самооценка, и он может оценить себя на 100 баллов желаемых, но еще не достигнутых.
VI. Домашнее задание может носить самостоятельный, творческий, диффе-ренцированный характер. Ребята могут готовить презентации, небольшие творческие работы поискового характера, тестовые задания, кроссворды и другое.
Дифференцированное домашнее задание даст возможность ученику проверить свои знания, умения, способности; оценить себя.
Ещё один момент организации урока, способствующий сохранению коммуникативной мотивации, - это рациональное сочетание различных форм работы. Например, при выполнении однотипных упражнений применять форму игры «по цепочке». Совершенствовать фронтальную работу можно, если использовать на уроке игровые формы деятельности («Сказка о чудесном появлении на свет причастия»), ставить проблемные вопросы (Почему, по мнению чешского ученого К. Сохоры, 90% неологизмов составляют технические термины? Можно ли по морфеме определить часть речи? Почему неопределенные местоимения создают впечатление загадочности, таинственности?), требующие использование элементов творчества, а также использование групповых форм работы.
В течение урока не забывайте проводить разминки, физминутки, вводить здоровьесберегающие компоненты.
Разминки могут быть направлены на развитие знаний, умений, навыков учащихся, внимательности, сообразительности, логического мышления. Например: какой знак препинания нужно поставить между цифрами 4 и 5 таким образом, чтобы итоговое число было меньше единицы? (двоеточие); какой знак препинания нужно поставить, чтобы число было меньше пяти, но больше четырёх? (запятую).
Разминки могут носить профориентациоонную направленность. Учитель называет букву, а учащиеся называют на неё профессии. Кто назовет последним профессию на заданную букву, тот является победителем. (Буква «эм»: мастер, маляр, монтажник, монтёр, механик, механизатор и т.д.)
Физминутки могут носить тематический характер, тогда они не будут выходить за рамки темы урока, а будут носить логический и последовательный характер. По теме «Глагол» (6 класс) можно провести такую разминку. Дети встают, принимают свободное положение, выполняют движения вслед за словами и действиями учителя:
Покачайтесь,
Покружитесь,
Потянитесь,
Распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Покачайтесь-ка вприсядку,
Глубоко теперь вдохните,
Все в порядок приведите,
И читать, друзья, начните,
Попишите, почитайте,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Попишите, постучите,
Помахайте, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите…
А теперь все подымайтесь
И за дело принимайтесь.
( Г. Александрова «Занимательный русский язык, Санкт-Петербург, «Тригон», 1997 год, стр.288-289)
3.3 Рейтинговая система оценки успешности обучения учащихся.
I. Организационно-дисциплинарные критерии.
1. Присутствие на уроке в школьной форме без опоздания. +3 балла.
2. Готовность к уроку, наличие всех необходимых школьных принадлежностей. + 1, 2 балла.
II. Критерии текущего контроля успеваемости обучающихся.
1. Качество учебно-познавательной деятельности и устные ответы на уроке от 1 до 7 баллов.
2. Качество выполнения обучающимися стандартных домашних заданий от 1 до 10 баллов.
3. Контрольные, самостоятельные, практические и письменные работы. Стан-дартные от 1 до 7 баллов, повышенной трудности от 8 до 12 баллов.
4. Творческий, оригинальный подход к выполнению задания от 1 до 5 баллов.
5. Активность на уроке от 1 до 3 баллов.
6. Выполнение дифференцированных заданий: вопросы уровня «А» - 1 балл, уровня «В» - 2 балла, уровня «С» - от 3 до 5 баллов.
7. Подготовка к уроку реферата + 10 баллов.
8. Презентация + 12 баллов.
9. Умение формировать и задавать вопросы от 2 до 4 баллов.
10. Хорошее, уместное чувство юмора + 3 балла.
III. Рефлексия.
1.Умение корректно оценить работу товарищей +3 балла.
2. Самооценка.
Можно в рейтинговую систему включать и штрафные баллы, но делать это надо осторожно, учитывая личностные качества и возможности учащихся. Если урок «живой», насыщенный разнообразными видами заданий, то учитель может в течение урока оценить работу многих. В таком случае ребенку легче в течение урока заполнить свой рейтинговый лист, а в конце урока подсчитать количество набранных баллов. Отсюда ученик будет видеть свою объективную оценку за урок, которая не будет вызывать негативных эмоций.
На всех этапах урока стимулируйте деятельность учащихся.
3.4 Педагогические правила стимулирования учения.
Д. Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и, что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задач нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха.»
1. Опирайтесь на желание.
2. Используйте идентификацию.
3. Учитывайте склонность и интересы.
4. Поощряйте желание «быть признанным».
5.Признавайте достоинство.
6. Одобряйте успехи.
7. Сделайте работу привлекательной.
Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся:
-«Прекрасная ошибка!»,
-«Ошибка, которая ведет к истине!»
-«Спасибо, твоё мнение не совсем правильное, но даёт пищу для размышле-ний.»
8.Используйте ситуацию.
9.Дайте обучаемому шанс.
10. Говорите иногда «надо».
Итак, более подробно о сопереживающей критике. Психолог Ю.Красовский советует это делать громко, во всеоружии современных научных достижений:
• подбадривающая критика ( «Ничего. В следующий раз сделаешь лучше. А в этот раз не получилось.»);
• критика-упрек ( «Ну, что же ты? А я на тебя так рассчитывала.»)
• критика-надежда ( « Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше.»)
• критика-удивление (« Как? Неужели ты не подготовил(а) урок? Не ожидала…»)
• критика-требование (« Работу тебе придется переделать.»)
• критика-описание («Я очень опасалась, что в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне.»)
3.5 Педагоги должны помнить следующее:
- принимать учащегося таким, какой он есть; откажитесь от иллюзий, опирайтесь на действительность, а не желаемое;
- учитесь понимать учащегося;
- попытайтесь ответить себе, почему он поступает так, как он поступает, и по-чему он не может поступить иначе;
- это полезнее и интереснее, чем заниматься критикой и понуканиями, и развивает в педагоге сочувствие, терпимость, доброжелательность;
-в глубине нашего сознания существуют «скрытые пружины» , нажимая на которые можно приводить человека в активное состояние, полное энергии и желание действовать;
- натура человека многолика, а поэтому всегда предпочтительно применять слабые стимулы, чем один сильнодействующий; в таком случае что-нибудь обязательно сработает, а сильнодействующий стимул, на который сделана ставка, может не попасть в цель.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная работа показала:
1. Мотив и мотивация необходимы при инновационном подходе к изучению русского языка, за счет этого у учащихся появляется интерес к поисковой дея-тельности, растет стремление работать самостоятельно, вносить элемент творчества.
2. Источником положительной учебной мотивации становится потребность в учебной деятельности. Повышается возможности ученика, которые выражаются в интеллектуальных и коммуникативных потребностях и интересах.
3. Устойчивый характер учебной деятельности приводит к личностной стимуляции.
4. При инновационном подходе исчезают препятствия, страхи на пути обучения, и создаются условия для процесса формирования положительной мотивации.
5. При инновационном подходе ученик может сам ставит себе цели, достижения которых, могут обуславливать лучшее освоение им учебного материала по русскому языку.
6. Диагностические исследования помогают учителю совершенствовать своё профессиональное мастерство, находить и разрабатывать новые технологии, внедрять в педагогическую практику современные стратегии , методы, приемы, способствующие повышению положительной мотивации обучения школьников.
Практическая часть данной исследовательской работы была обобщена в рес-публиканском научно-методическом журнале №4 (4)-2006 год. В разделе «Педагогические идеи». Тема «Мотивация: как развивать интерес учащихся к предмету».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. Педагогика гармонического развития, М.: Политиздат, 1989.
2. Александрова Г. Занимательный русский язык, Санкт-Петербург, и «Тригон», 1997.
3. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990.
4. Богомолов В. Тестирование детей «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
5. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству М., 1981.
6. Водзинский Д. И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М.,Просвещение, 1963.
7. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МПШ, 1980.
8. Высотский Л.С. Лекции по психологии, Http:/www.klex.ru/t2.
9. Гузеев В.В Методы и организационные формы обучения . М:«Народное образование», 2001.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. –СПб: Питер, 2000.
11. Истратова О.Н. Большая книга подросткового психолога. –Издание 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
12. Качалова Л.П., Телеева Е.В., Качалов Д.В. Педагогические технологии: Учебное пособии для студентов педагогических вузов. –Шадринск: ШГПИ, 2001.
13. Кирилова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М, 1980.
14. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
15. Лихачев Д.С. Прошлое-будущему. Л., 1985.
16. Маркова А.К. Формирование мотивации учителя. – М.: Просвещение, 1983.
17. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся, 2000.
18. Реана А.А. Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.
19. Сладкин А.М. Проблемы современной дидактики. М, 1980.
20. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М, 1991.
21. Фридман Л.Ф., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1998.
22. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1986.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1980.
24. Якобсон П.М. Психология творчества. М., 1971.
25. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М., 1997.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: roksibela (2012-03-04)
Просмотров: 9917 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.3/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-29, 6:25 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru