Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Работа с информацией в условиях профильной школы
«Работа с информацией в условиях профильной школы»
Автор: Комова Наталья Петровна
Учитель истории 1 категории
ВКО, город Риддер
21 век провозглашают веком образования. Его начало ознаменовано новыми проблемами.
Информация, появляющаяся во всех сферах жизни и науки, в нынешнем веке удваивается ежегодно. Современный человек оказывается перед дилеммой: или гнаться за всё увеличивающимся её «валом», или быть выброшенным за борт жизни.
Как всё успеть, часто спрашиваем мы себя.
Ответ кроется в новых способах переработки информации, новых подходах к ней. Учиться этому необходимо и самому учителю, чтобы потом научить своих учеников.
Умение работать с информацией является наиважнейшим умением учащегося профильной школы. Но ученик даже на ступени старшей школы зачастую оказывается не в состоянии самостоятельно овладеть учебным текстом, не говоря уже о других источниках учебной информации. А ведь для профильной школы характерно увеличение доли самостоятельной работы учащихся и применение технологий, предусматривающих активность их на занятиях.
Учебное содержание школьных курсов определяется стандартом образования.
Как научить своих учеников технологии эффективной переработки учебной информации?
Для начала учитель должен проанализировать учебный текст.
Н.Н.Сметанникова разработала свою классификацию учебных текстов, на основе теории фреймов. (Фрейм – рамка. Это единица представления знаний, добытых в прошлом, детали, которой могут быть изменены согласно ситуации. Фрейм состоит из слотов – ячеек.)
Сметанникова выдела три основных типа учебных текстов.
1) Информационный

Тип Фрейм Дескрипторы
Информационный

Понятие и его определение -Что это?
-К какой категории принадлежит?
-Как выглядит? Как работает, используется?
-Как можно охарактеризовать, описать?
-Какие примеры?
Сравнение и сопоставление _Что сравнивается, сопоставляется?
_Какие характеристики используются для сравнения?
_Насколько похоже/непохоже?
_Что их таким делает?
-Скорее похожи или различны?

2) Повествовательный:
а) изложение
б) рассказ

Тип Фрейм Дискрипторы
Повествовательный
(изложение)

Цель-действие-результат -В чем цель и как её достигнуть?
-Кто что-то пытается сделать, как сделать, какие шаги, действия предпринять, чтобы её достигнуть?
-Каков результат? Что случается?
-Насколько успешны предпринимаемые действия?
-Каковы неожиданные последствия?
-Были ли другие действия наиболее эффективными?
-Что еще можно сделать?
Повествовательный
(рассказ) Проблема и её решение -В чем проблема? У кого проблема? В чем последствия?
-Кто пытается решить?
-Какие попытки предпринимаются?
-Каков результат?
-Решена ли проблема?
-Появились ли новые проблемы вследствие решения?

3) рассуждающий (убеждающе-дискуссионный)

Тип Фрейм Дискрипторы
Рассуждающий
(убеждающе-дискуссионный) Суждение/аргументация -Какая проблема? Тема?
-Какая точка зрения/суждение (гипотеза, теория)?
-Какие факторы, данные исследований обосновывают поставленную точку зрения?
-Какие аргументы представлены?
-Почему надо принять теорию, гипотезу, согласиться с мнением, точкой зрения?

В условиях личностно-ориентированного образования, мы исходим из того, что каждый человек – индивидуальность. Можно ли приспособить один учебный текст к 30-ти индивидуальностям, приходящим к нам на урок? Профильная школа является новой попыткой дифференцировать и индивидуализировать наше образование, тем самым учесть интересы и способности каждого ученика. Создать для каждого учащегося индивидуальный текст, понятный и доступный только для его особенностей невозможно. Но есть иной путь, который позволит учителю максимально полно донести необходимую учебную информацию до каждого из учеников.
Это - подбор способов работы над учебным содержанием с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Этот учет строится через разную типологию личности, через выделение различных познавательных стилей.
В начале пути нужно в процессе исследования учащихся, выяснить какой канал информации у них является ведущим. Психологи выделяют
Визуалов – лиц, у которых ведущим сенсорным каналом является зрительный.
Аудиалов – тех кто лучше воспринимает информацию на слух.
Кинестиков – тех, кто общается с миром через тактильные ощущения, через движение.
Из-за неумения учитывать эти особенности, порой в школах разыгрываются целые трагедии. Например, кинестический тип с трудом порой справляется со школьной программой, так как передача информации ему идет лишь в символах, в той информационной среде, которая для него, вследствие психологических особенностей, недоступна. Стоит перекодировать информацию и ребенок становится успешным и легко обучаемым.
Прежде всего, нужно исследовать какой канал у данной личности является ведущим. Здесь может помочь такой опросник.
Опросник КАВ
В каждом абзаце, состоящем из трёх утверждений, выберите то, которое Вам больше всего подходит, то, что для Вас предпочтительно, и в таблице отметьте его цифрой 1.Затем цифрой 2 отметьте, что именно подходит для Вас. Далее цифрой 3 отметьте самый неподходящий для Вас вариант. Далее Вы ранжируете утверждение по степени значимости, приемлемости для Вас.
1. Когда я принимаю решение, то основываюсь:
1) на чувствах, которые испытываю в данный момент
2) на том, что звучит лучше
3) на том, что выглядит для меня лучше всего
2.Во время спора на меня чаще всего влияет:
1) интонация речи, тембр, голос собеседника
2) могу я или нет ясно видеть точку зрения собеседника
3)соприкасаюсь ли я с искренними чувствами собеседника
3. Я могу очень просто понять, что происходит со мной с помощью:
1) того, как я одеваюсь
2) чувств, которые я испытываю
3) своих характеристик голоса: тона, тембра, громкости
4.Для меня просто:
1)найти идеальную громкость для звучания магнитофона, стереосистемы;
2) выбрать наиболее удобную и комфортную мебель;
3) подобрать для одежды, интерьера разнообразные цветовые комбинации
5.Что больше всего влияет на мое настроение, самочувствие:
1) я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, голосам людей, буквально настраиваюсь на них;
2)я очень чувствителен к тому насколько удобна моя одежда, приятно ли телу находиться в ней двигаться и т. д.
3)на меня производит сильное впечатление общий вид (обстановка) как выглядит помещение, как оно освещено.
6. Выбирая и читая книги, я больше ориентирован:
1) на описание внешнего: пейзажи, декорации, краски и т.д.
2) на монологи диалоги между персонажами, нюансы в описание разговоров;
3) на действие, динамичность сюжета
1 2 3 4 5 6
1
2
3
ВЕДУЩИЙ КАНАЛ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ МЕНЬШИМ ЧИСЛОМ БАЛЛОВ.
Итак – задача учителя – обеспечить контакт с учебными текстами по разным сенсорным каналам.

Некоторые методические рекомендации по работе с учебными текстами учащихся различных типов личности.
Как работают с учебными текстами визуалы
1. Визуалу необходимо обеспечить спокойную работу с учебной информацией.
2.Более легко они воспринимают визуально предъявленный текст
3. Если учитель рассказывает текст, то для визуала лучше, если он будет сопровождаться картинками, краткими записями на доске или слайдами.
4. Устные инструкции, задания, вопросы без зрительного подкрепления воспринимаются визуалом с трудом.
5.Визуалы письменно отвечают на вопросы лучше, чем устную поэтому им легче выполнять письменные задания.
6. В процессе общения их голова поднимается вверх
7.Они успешны в чтении
8.У них живая, образная фантазия. Следовательно, творческие задания выполняются ими легко и с увлечением.
Как работают с учебными текстами аудиалы.
1. Относительно легко обучаются посредством прослушивания чего-либо: лекции, сообщения и др.
2.Часто проговаривают прослушиваемый материал про себя, шевеля губами.
3. Рассказывают усвоенное лучше, чем описывают.
4. Самостоятельная работа становится для аудиалов эффективнее, если она связана с прослушиванием чего-либо. Акценты при выполнении следует делать на проговаривание материала , а не на записывание.
5.Как правило, неплохо усваивают языки.
6. Аудиалы обладают чувством ритма и могут хорошо запоминать содержание, если оно укладывается в некий ритмический ряд.
7. Такие лица любят музыку. Обучение при хорошо подобранной музыке стимулирует эффективность их работы.
8. Для аудиалов очень важна интонация подачи материала, маркировка слов, выделение смысловых моментов. Чем четче голосовые выделения, тем выше усвоение материала.
Как работают с учебными текстами кинестики
1. Кинестики лучше перерабатывают информацию, когда их действия какбы подтверждают усвоение новой порции информации.
2. Лучше предлагать для них виды работ, позволяющие изменить позу, переходить из одной части класса в другую, поворачиваться к соседу по парте.
3. Для них необходимы физические разминки.
4. Лучше всего они обучаются в процессе деятельности.
5. Интенсивность обучения для такого типа личности можно повысить путем включения в методику обучения различных жестов, используя их естественное стремление к жестикуляции.
6. Кинестикам неэффективно давать инструкции устно, им требуется ещё тактильное подкрепление.(Например, прикосновение учителя к плечу учащегося)
7. Чаще всего кинестики предрасположены к целостному восприятию проблем, хуже схватывают детали. Это может определить виды задач и вопросников, предлагаемых учителем.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Klassik (2012-03-24) | Автор: Комова Наталья Петровна E
Просмотров: 1318 | Теги: История, педагогика | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 0:01 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru