Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся О.А. Руди
Формирование умений и навыков самостоятельной работы учащихся

О.А. Руди
ОСШ №11, г. Караганда

Учить учиться. В последние годы эта проблема стала одной из наиболее актуальных в сфере школьного образования. Это не случайно, поскольку подготовить выпускников к жизни в динамичном мире – значит вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими. Однако умение учиться не возникает само собой, как следствие дополнительных педагогических требований: оно должно стать результатом серьёзной работы не только педагогов, но и самих учащихся. Формирование умения учиться является сложной задачей, на которую обращены усилия педагогов во всём мире.
Эта работа ставит цель помочь школьникам сформировать общие умения и навыки самостоятельной учебной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Некоторые учащиеся не овладевают нужной системой знаний, умений и навыков, а другие овладеют ими лишь поверхностно, не умея использовать их в новых условиях.
Одной из главных причин такого положения является широко распространённое среди учителей мнение, что они дают учащимся знания, они учат учащихся умениям и навыкам. На самом деле знания, умения и навыки учащиеся приобретают сами в процессе собственной деятельности. Учителя должны создавать необходимые условия для этой деятельности учащихся руководить и направлять её.
Важнейшим условием эффективности учебной работы является овладение учащимися общеучебными умениями и навыками, т.е. способностью самостоятельно учиться. Общеучебные умения и навыки дают возможность учащимся наиболее рационально учиться по всем предметам, осуществлять наиболее эффективно все виды деятельности, входящие в учебный процесс.
Все учебные умения и навыки, формируемые в каком-то учебном предмете, можно разделить на две категории:
1. общие, которые формируются у учащихся не только при изучении этого предмета, но и в процессе обучения другим предметам и имеющие применение во многих учебных предметах и повседневной жизненной практике.
Среди множества умений и навыков из этой категории на уроках истории могут формироваться следующие:
Умение работы с текстом:
 постановка вопросов к прочитанному тексту
 подбор заголовков к абзацам текста
 формулирование главной мысли, содержащейся в тексте
 разбивка текста на смысловые части
 составление плана текста.
Культура устной и письменной речи.
 пересказ содержания текста
 выступление с докладом на заданную тему
 описание рисунка или картины
 составление конспекта
 составление реферата
 написание сочинения и т.д.
2. специфические (узкопредметные), которые формируются у учащихся только лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеющие применение главным образом в этом предмете и отчасти в смежных предметах.
Исторические умения и навыки:
1. Правильное применение счёта лет, соотношение года, века, тысячелетия и эры (обычно формируется в 5-6 классах).
2. Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий.
3. Составление хронологических таблиц.
4. Чтение исторических карт и картосхем (эти четыре умения и навыка формируются на протяжении всего школьного курса истории, начиная от простых таблиц, схем и т.д. постепенно усложняя и расширяя объём материала и структуру построения).
Процесс формирования учебных умений и навыков является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются в течение всей жизни человека.
Можно установить следующие уровни овладения учащимися действиями, соответствующими учебным умениям и навыкам:
0-й уровень – учащиеся совершенно не владеют данным действием;
1-й уровень – учащиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при непосредственной и достаточной помощи учителя;
2-й уровень – умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;
3-й уровень – умеют достаточно свободно выполнять действие, осознавая каждый шаг;
4-й уровень автоматизированное, свёрнутое и безошибочное выполнение действий (навык).
Не все учебные умения нужно формировать до уровня автоматизации, некоторые учебные умения достаточно формировать до 3-го уровня.
Необходимо отметить, что правильно сформированные учебные умения и навыки оказывают большое влияние на успеваемость учащихся. Но и не следует забывать, что учебные умения и навыки являются только одной из составных частей обучения.
Для выявления уровня овладения историческими ЗУН в нашей школе ежегодно проводятся исследования учащихся 11-х классов, их результаты таковы

уровни 2005-2006уч.г. % 2006-2007уч.г. % 2007-2008уч.г. %
0-й уровень - - - - - -
1-й уровень 6 14,3 4 10,3 3 13
2-й уровень 28 66,6 25 64,1 11 47,8
3-й уровень 8 19,1 8 20,5 7 30,4
4-й уровень - - 2 5,1 2 8,8
42 100 39 100 23 100

Мы наглядно видим, что постепенно происходит повышение количества учащихся, владеющих 3-им уровнем действий: 2005-2006 уч. г. - 19,1%, 2006-2007 уч. г. - 20,5%, 2007-2008 уч. г. – 30,4%. За три года рост составил 11,3%. Появились учащиеся, владеющие 4-ым уровнем действий. То есть качество овладения учащимися историческими ЗУН и, как следствие, качество знаний на ЕНТ по истории Казахстана становятся более высокими.

Литература:
1. Л.М. Фридман. Как предотвратить неуспеваемость учащихся? – «Завуч», 1999 г., №7
2. Д. Хамблин. Формирование учебных навыков. М., 1986 г.
3. К.Б. Бардин. Как научить детей учиться. М., 1987 г.
4. В.А. Кулько, Т.Д. Цехмистрова. Формирование у учащихся умений учиться. М., 1983 г.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: Asmurat (2012-05-05) | Автор: Руди Олег Александрович
Просмотров: 1897 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 0:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru