Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

"Внедрение в образовательный процесс методики активной формы обучения для решения проблем биолого-экологического направления...."
Т. В. Цафт
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель биологии и химии ООШ № 134 г. Караганды.

«Внедрение в образовательный процесс методики активной формы обучения для решения проблем биолого-экологического направления Малокомплектной школы».

Понятие «малокомплектная школа» определено Законом Республики Казахстан «Об образовании», (ст. I,п.23) как общеобразовательная школа с малым контингентом учащихся, совмещенными класс-комплектами и со специфической формой организации учебных занятий. На данный момент актуальными для малокомплектных школ (в дальнейшем МКШ) является недостаточное количество педагогов-предметников, что делает необходимым проводить некоторые предметы не специалистами, совмещение классов (2-х,3-х даже 4-х), большая текучесть кадров, отсутствие коммуникации, отсутствие методик обучения в классах-комплектах, недостаточное применение инновационных технологии. Поиск путей улучшения её деятельности идёт давно, но, к сожалению, по частным вопросам. На сегодняшний день эти попытки не привели пока к существенному улучшению качества образования. Существует ряд проблем малокомплектных школ (МКШ).
Малый контингент МКШ затрудняет организацию в этих школах профильного обучения. На сегодняшний день состояние материально-технической базы организаций образования не соответствует современным требованиям.
Из 7576 общеобразовательных организаций Казахстана 4288 являются МКШ, что составляет 56,5% от общего числа. В сельской местности - 4139 (68,6%) – МКШ. Для них характерны предельно низкая наполняемость и совмещение классов, многопредметность в нагрузке учителя.
Неравномерность плотности населения в стране обусловила региональный компонент данной проблемы. За последние 15 лет количество основных МКШ увеличилось в 2 раза. Практически каждый четвёртый учитель работает и каждый шестой казахстанский школьник учится в условиях МКШ. Одновременно с этим значительное влияние на малые школы оказывает существенно повысившийся уровень развития образовательных методик, в том числе на основе новых информационно-коммуникационных разработок. Все это, очевидно, может содействовать выявлению новой роли малокомплектной школы в целом и несомненно является актуальным для решения проблем сельских школ как отдельных регионов, так и Казахстане в целом. По определению малокомплектная школа – школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, где, как правило, учащиеся двух, трех или четырех классов объединяются в один класс-комплект. С классом-комплектом работает один учитель.
Многие, услышав сочетание слов «малокомплектная школа», думают, что это учебное заведение не отличающееся высокой образовательной и воспитательной деятельностью, а методы работы современностью. Хочу их разубедить. Да, в малокомплектных школах много проблем, но это не проблемы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Основной проблемой малокомплектной школы является не качество образования и уровень знаний и воспитанности учащихся - это социальное положение каждого учащегося малокомплектной школы.
Роль малокомплектных школ во многом определяется демографическими, экономическими и политическими условиями жизни конкретной страны или ее региона, пример: «Общеобразовательная школа № 134 г. Караганды», расположена в степной зоне станции Кокпекты (посёлок Солоничка). Следовательно, для решения проблем Малокомплектной школы поставлены определённые цели и задачи с учётом методики активной формы обучения. Активизируя познавательную деятельность школьников подразумевается целенаправленная педагогическая работа учителей по повышению уровня учебной активности учащихся, по стимулированию у них учебной активности. Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся в практических и проектных видах исследований в области экологии и биологии, что немаловажно для МКШ. Значительно акцентируется познавательный интерес, как глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения, особенно, в сельской местности. Какие же методы обучения относятся к активным в малокомплектной школе по предмету «биология»? Методы обучения по источнику знаний делятся на три группы: словесные (рассказ, лекция, беседа), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Все эти методы будут служить активизирующим потенциалом на уроках биологии и экологии в МКШ, если учитель будет их умело использовать. Для решения поставленной задачи при подготовке и проведении уроков в малокомплектных классах большое значение в активизации познавательной деятельности учащихся является проведение уроков-семинаров, где в групповой деятельности просматривается внедрение в процесс работы на уроке биологии особая активная позиция, как слабомотивированных учащихся, так и способных учеников. При подготовке и проведении уроков-семинаров у учащихся формируются навыки работы с книгой: учащиеся сами готовят сообщения, используют учебную и научно-популярную литературу, логично излагают свои мысли, подбирают факты из различных источников информации, следовательно, определяется и методика ассистирования способными школьниками учебной программы в групповой деятельности. Особо, хотелось бы обратить внимание на внеклассную работу по биологии по программе ЗОЖ, подключая к мероприятиям медицинского работника и учителя физической культуры. В старших классах Малокомплектной школы, где с учётом специфики особо затруднительно, проводить научно-практические конференции, семинары, проектные биолого-экологические исследования, методика ассистирования учебного процесса способными школьниками в таких видах деятельности просто неоценима. При подготовке к семинару весь класс делится на группы и берет определённую тему, согласуя её с учителями и мед.работником, а учитель-биолог из данной группы назначает одного или несколько учеников-консультантов с повышенной мотивацией к обучению. Консультанты выполняют контролирующую и координирующую функцию: помогают подобрать литературу, следят за ходом подготовки каждого члена группы, оценивают его работу, устанавливают взаимосвязь учащихся и учителя. Урок-семинар будет эффективным, если учащиеся правильно подготовили дополнительные сообщения. Поэтому, при подготовке к семинарскому занятию учитель проводит консультации, во внеурочное время учитель отвечает на вопросы учащихся, просматривает подготовленные сообщения учащихся. Сообщения учащихся должны быть небольшие, расписанные всего на 3-5 минут, тогда к семинару можно готовить несколько докладов и тем самым вовлечь в эту работу большое число учащихся малокомплектных классов. Сложнее проводятся такие мероприятия в среднем звене малокомплектных классов, здесь необходимо обратить внимание на интересы учащихся 5-7 классов при изучении ботаники, зоологии, на экологические проблемы флоры и фауны, используя при этом интерактивное, мультимедийное оборудование, с внедрением в процесс обучения методики игровых технологий. Закрепить тематический материал необходимо с использованием практических и лабораторных работ на пришкольном участке. Разработанная методика развития исследовательских умений на уроках биологии может быть использована в практике школьного биологического образования, в практике внеклассной работы по биологии и экологии МКШ. Проведенное нами исследование дифференциации обучения на примерах биологии и сельскохозяйственного труда в условиях сельской школы позволяет сделать следующие выводы. Теоретически обоснован и разработан учебно-методический комплекс, позволяющий реализовать идею дифференциации обучения в сельской малочисленной школе, а также процедуру включения данного комплекса в учебный процесс. Обосновано положение, что содержание обучения биологии и экологии в неполной средней сельской малочисленной школе строится с учетом двух компонентов: инвариантной части и вариативной, что напрямую решает проблемы Малокомпклектной школы.

Список литературы:

1. Червонный М. А. Проблемы малокомплектной школы в современной образовательной ситуации (примеры разных стран)
2. Меньшикова С. Школа первоклассника Лени Долина // Тюменская область сегодня //1. Конституция Республики Казахстан.
2 .Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года.
3.Государственная программа развития образования
в Республике Казахстан на 2005-2010 годы.
4. В помощь малокомплектной школе. МОН РК. Астана. 2010.
4. Современные образовательные технологии. Селевко Г.К., М. 1999г.
5. Современные образовательные технологии: тенденции и перспективы.
Г. А. Кажигалиева, Окыту-тәрбтелеу технологиясы.№ 4. 2008 г
6.К вопросу о формировании профессиональной компететности педагогов
сельских малокомплектных школ.А. Ю. Михайличенко, С. М. Никульшин.
Вестник ТГПУ. 2010. Выпуск 11)
7.Концепция развития малокомплектной школы Республики Казахстан.
(проект) МОН РК. Астана. 2010.
Категория: Школа, как она есть | Добавил: tatyana_tsaft (2012-07-15)
Просмотров: 1506 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-09, 3:06 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru