Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Школа, как она есть

исследовательский проект "Гиганты ледникового периода"
Оглавление.


I. Введение. 3 стр.
II. Динозавры - кто они? 4-5 стр.
III. Эра динозавров. 6-7 стр.
IV. Исчезновение.
• Необычные версии.
• Вымирание других животных.
• Модели вымирания.
• Несколько причин. 8-10 стр.
V. Споры продолжаются.
• Две теории.
• Смерть с неба.
• Смерть из земных глубин.
• Последствия выбросов пыли. 10-12 стр.
VI. Заключение. 13 стр.
VII. Список литературы 14 стр.


Объектом для исследования является научно-популярная литература о доисторических временах – мезозойской эре.
Предметом нашего исследования стал исторический процесс исчезновения динозавров.
Цель нашего исследования: узнать как можно больше о жизни и причинах вымирания динозавров.
Актуальность темы заключается в том, чтобы привлечь внимание моих сверстников, ребят 10-11 лет, к историческим и экологическим прблемам. Если мы будем понимать с детства, что все в мире взаимосвязано, то может быть, наше поколение будет бережнее относиться к тем богатствам, которые есть на нашей планете. И может быть, некоторые из любознательных внесут свой вклад в развитие науки палеонтологии.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу, описывающую условия жизни динозавров.
2. Провести классификацию динозавров.
3. Изучить научные источники по проблемам исчезновения динозавров

I. Введение.
С самого раннего детства меня интересует все, что связанно с динозаврами: их образ жизни, внешний вид, классификация по видам, и, почему, спустя столько миллионов лет, они исчезли с лица Земли? Отчего сейчас в небе не летают птерозавры, а в море не плавают мозазавры?
Динозавры были, пожалуй, самыми чудесными существами, когда- либо жившими на нашей планете. Фильмы и книги о динозаврах чрезвычайно популярны во всем мире, как у детей, так и у взрослых. По-видимому, к этим существам еще никогда не проявляли такого интереса за все 150 лет с того момента, как окаменевшие останки были впервые обнаружены в Англии. За последние тридцать с небольшим лет произошла настоящая революция в области изучения окаменелостей динозавров. В науке о динозаврах еще многое не исследовано до конца, и, тем не менее, она вносит огромный вклад в дело изучения эволюции жизни на Земле. Наука о динозаврах помогает правильнее понять, как менялась планета в течение геологических эпох, как населявшие ее животные взаимодействовали с окружающей средой, и, наконец, почему с течением времени они вымерли.
Среди ученых жаркие споры по этому поводу не утихают и до сих пор. .
За последние 50 лет высказаны десятки мыслимых и немыслимых догадок о характере такой катастрофы:
 всемирное похолодание,
 всемирное потепление,
 отравление атмосферы углекислым газом и недостатком кислорода, переизбыток кислорода,
 усиление ультрафиолетового излучения солнца,
 столкновение Земли с роем метеоритов,
 прохождение Солнечной системы через участок Вселенной с резко повышенной комической радиацией,
 внеземная вирусная эпидемия и т.д.
В этой работе я постарался представить некоторые из наиболее популярных теорий - имейте в виду, что нет абсолютно доказанной гипотезы. Никто не знает точно, почему и как динозавры вымерли.
II. Динозавры. Кто они?
Динозавры - одни из самых удачливых существ, когда- либо населявших нашу планету. Они царствовали на Земле более 150 миллионов лет. Динозавры заселили все континенты и являли собой чрезвычайное многообразие видов.
Динозавры ("ужасные ящеры")- животные, относящиеся к классу рептилии, подклассу архозавры. Слово "динозавр", означающее "ужасный ящер" было введено английским зоологом Ричардом Оуэном в 1842 году. Диапазон различий между динозаврами был настолько велик, что родственные связи между ними устанавливаются с большим трудом. Ученые выделяют четыре отряда архозавров:
 ящеротазовые динозавры,
 птицетазовые динозавры,
 птерозавры (летающие ящеры) и
 крокодилы.
Динозавры были рептилиями - животными с позвоночником, четырьмя конечностями и жесткой, влагонепроницаемой кожей. Они могли быть величиной с кошку или курицу, а могли достигать размеров огромных китов. Одни из них передвигались на четырех конечностях, другие же бегали на задних ногах. Были среди них ловкие охотники и кровожадные хищники, но были и безобидные растительноядные животные. Как и многие другие рептилии, динозавры откладывали яйца, покрытые скорлупой. Детальные исследования анатомии рептилий показали, что ближайшими живущими в настоящее время родственниками являются крокодилы и аллигаторы. Скелеты этих животных имеют ряд характерных черт, отсутствующих у других рептилий, например, особое устройство конечностей, делающее крокодилов достаточно подвижными, а также специальные отверстия в черепе, в которых крепятся мышцы, приводящие в движение челюсти.
В то же время динозавры отличаются от своих собратьев - крокодилов и других рептилий - по целому ряду особых признаков.
У большинства рептилий конечности направлены в стороны от тела и при движении перемещаются, описывая дугу. Этот способ передвижения называется «вразвалку» и не позволяет животному быстро бегать и достигать больших размеров тела. В противном случае животное не смогло бы удерживать вес тела не лапах, расставленных в стороны. У динозавров же, наоборот, ноги направлены прямо вниз тела, как и у большинства млекопитающих, например, у собак, лошадей, слонов. Поэтому ноги действуют как колонны, выдерживая большой вес животного. Кроме того, прямые ноги динозавров позволяли им делать более длинные шаги, по сравнению с мелкими шажками других рептилий, и достаточно быстро перемещаться при минимальных затратах энергии.


II Эра динозавров.
Динозавры жили много миллионов лет назад в течение времени, известного как мезозойская эра. В это время Земля выглядела совсем иначе, чем сегодня. Сушу, океан, и воздух населяло множество неизвестных ныне животных и растений. Даже континенты имели совсем другие очертания. И хотя это нам кажется странным, тот мир был домом для множества живых существ, которых мы можем видеть и сегодня.
Мезозойская эра делится на три периода: триасовый, юрский и меловой.
Триасовый период - самый древний период мезозойской эры - длился 32 миллиона лет. В этом периоде все континенты были соединены в единый материк, который ученые называют Пангея. Климат был жарким и очень сухим, поэтому на Земле образовалось множество пустынь. И в этой недружественной живым существам обстановке впервые появились динозавры. Они, по- видимому, хорошо приспособились к жаре, недостатку влаги и распространялись все больше, в то время как другие группы животных, например, древние млекопитающие, становились все малочисленнее. Хищники, такие как херразавры (Herreasaurus), и растительноядные, например, платеозавры (Plateosaurus), были основными видами динозавров, живших в то время. Триасовый период по праву можно назвать началом эры динозавров.
Следующий за ним юрский период длился до начала мелового периода, что произошло 144 миллиона лет назад. В течение этого времени климат на Земле стал более влажным, но оставался значительно теплее, чем сегодня. Повышенная влажность позволила растениям заселить пустыни, которые постепенно превращались в леса, состоящие из гигантских деревьев, и в луга, покрытые папоротниками, хвощами. В начале юрского периода континенты начали двигаться в разные стороны и образовались морские впадины между Северной Америкой и Европой и между Европой и Африкой. Сегодня эти впадины представляют собой Атлантический океан и Средиземное море. В течение юрского периода количество динозавров значительно выросло, появились новые виды, включая гигантских, хорошо вооруженных стегозавров (Stegosaurus) и огромных хищных аллозавров (Allosaurus).
Последняя часть мезозойской эры - меловой период. В этом быстро меняющемся мире динозавры достигли своего расцвета. К концу мелового периода континенты заняли приблизительно то положение, которое существует сегодня, хотя Индия все еще оставалась огромным островом посреди океана, а Австралия, Антарктида и Южная Америка соединялись неширокими полосками суши. В начале мелового периода отмечалась самая высокая температура воздуха, но со временем климат становился холоднее. Это было время господства гигантского хищника тираннозавра (Tyrannosaurus), трехрогого трицератопса (Triceratops) и утконосых гадрозавров (Hadrosaurus). К концу мелового периода, около 65 миллионов лет назад, все эти удивительные существа исчезли со многими другими видами животных и растений. Причина такого массового вымирания самых разных видов живых существ всё еще обсуждается учеными. Но ясно одно: конец мелового периода стал завершением эры динозавров на Земле. Ни один из динозавров ( за исключением их прямых потомков- птиц) не выжил в наступившей следом кайнозойской эре, которую часто называют эрой млекопитающих.

III. Исчезновение.
На протяжении более 150 миллионов лет назад динозавры оставались доминирующими животными на Земле. Затем около 65 миллионов лет назад все они погибли. Наряду с динозаврами в конце мелового периода подверглись вымиранию и многие другие группы живых существ. Среди вымерших животных были птерозавры - гигантские летающие рептилии, аммониты и все рептилии, населявшие морские глубины, например, плезиозавр. Вымиранию подверглись также многочисленные виды рыб.
Сотни разнообразных теорий выдвигались для объяснения неожиданного вымирания животных, но многие из этих идей не оправдали себя. Некоторые ученые полагали, что мелкие млекопитающие, жившие рядом с динозаврами, пожирали их яйца. Но в этом случае численность млекопитающих должна быть очень высокой. Однако факты говорят, что млекопитающие были довольно редки в конце мелового периода. Кроме того, динозавры и млекопитающие успешно соседствовали многие миллионы лет, поскольку обе группы животных появились в конце триасового периода. Если млекопитающие пожирали яйца динозавров, почему последние не вымерли раньше?
• Необычные версии.
Есть предположение, что повышение температуры окружающей среды и увеличение потока солнечной радиации привело к тому, что динозавры ослепли. Они не могли ни питаться, ни передвигаться, ни размножаться, но убедительных доказательств резкого изменения солнечной активности в описываемый период времени нет. В качестве гипотезы о причинах вымирания рассматривается также неизвестная болезнь, но крайне трудно себе представить себе такое заболевание, которое убило бы самые разнообразные виды динозавров, пощадив при этом других животных. Предлагались и другие, более курьезные теории. Кто- то предположил, что динозавров истребили пришельцы. Ни одна из этих версий не имеет под собой фактической основы и не может считаться научной.
• Вымирание других животных.
Большинство псевдонаучных теорий не принимают во внимание тот факт, что в конце мелового периода произошло вымирание и других животных, помимо динозавров. В море погибли многие виды рыб, моллюсков и кораллов, а также большинство морских рептилий. На суше пропали птерозавры и другие виды рептилий. Любая теория, пытающаяся объяснить гибель динозавров, должна включать в рассмотрение и других животных.
• Модели вымирания.
Ученые подметили и другие признаки в геологической летописи, относящиеся к концу эпохи вымирания в меловом периоде. Ни одно из животных, весивших более 50 кг, не выжило. Этот факт предполагает нарушения в цепочках питания и изменения окружающей среды, носившие глобальный характер и затронувшие в первую очередь особо крупных животных, особо чутко реагирующих на недостаток пищи. Не все животные вымерли одновременно. Некоторые группы животных, например, морские рептилии, исчезли за несколько миллионов лет до конца мелового периода.
Другие группы - динозавры и аммониты - просуществовали до самого конца эры динозавров. Кроме того, разнообразие видов динозавров уменьшалось постепенно в течение нескольких миллионов лет, пока они полностью не вымерли. В конце мелового периода на Земле осталось только несколько типов динозавров, включая трицератопса (Triceratops) , эдмонтозавра (Edmontosaurus) и тираннозавра (Tyrannosaurus).
• Несколько причин.
Как можно совместить все эти факты, чтобы объяснить причины вымирания таких разных видов животных?
До недавнего времени ученые искали одну причину этого явления. На самом деле, вероятнее всего, имели место несколько событий катастрофического характера, которые привели к уменьшению и последующему вымиранию динозавров и других животных.

IV. Споры продолжаются.
• Две теории.
Существует множество теорий относительно причин, вызвавших вымирание динозавров. В основном ученые делятся на два лагеря: на тех, кто высказывает мнение о постепенном вымирании, и тех, кто склонен рассматривать в качестве объяснения внезапную катастрофу, хотя понятие «внезапный» в геологических терминах может обозначать полмиллиона лет.
Сторонники первой теории настаивают на том, что на протяжении большой части позднего мелового периода условия были весьма стабильны: десятки миллионов лет проходили без каких либо изменений. В результате раскола единого континента и дрейфа материков к местам их сегодняшнего местонахождения изменились направления океанических течений и господствующих ветров, что послужило причиной похолодания климата на Земле. В растительном мире стали доминировать цветковые растения, занявшие место хвойных и папоротниковых деревьев, царствовавших ранее. В геологическом масштабе времени эти события происходили быстро и привели к уменьшению количества видов динозавров в течение последних нескольких миллионов лет мелового периода. Но эти изменения происходили все- таки постепенно и не могли быть причиной резкого вымирания.
Другая теория говорит о том, что сдвиги континентов явились причиной того, что животные обрели способность мигрировать и нести с собой в новые географические регионы болезни, для которых местные популяции могли быть уязвимы. Я предполагаю, что эта теория также не является главной причиной вымирания динозавров и животных.
Две мировые катастрофы, произошедшие в конце мелового периода,- падение на Землю гигантского метеорита и извержение огромного вулкана - теоретически могли стать вероятной причиной трагедии.
• Смерть с неба.
Земля постоянно подвергается бомбардировке мелкими обломками небесных тел и и пылью из космического пространства. Обычно эти объекты сгорают в атмосфере, не достигая поверхности Земли. Только иногда встречаются достаточно большие обломки, которые падают на Землю в виде метеоритов. Большинство метеоритов маленькие, не больше теннисного мяча. Но если метеорит большой, он может вызвать значительные разрушения. Доказательством таких ударов служат кратеры, образующиеся при столкновении этих глыб космических пород с земной поверхностью. Метеориты в больших количествах содержат редкий металл - иридий. В слоях глины, образовавшейся в конце мелового периода, ученые обнаруживают аномальные концентрации этого металла.
Это свидетельствует в пользу предположения, что вымирание животных произошло в результате падения на Землю гигантского метеорита. Подтверждением этой теории может служить кратер в несколько сотен километров диаметром, располагающийся частично на полуострове Юкатан в Мексике, а частично на дне моря.
• Смерть из земных глубин.
Юкатан и Индия 65 миллионов лет назад были расположены в точности на противоположных сторонах планеты. Мощный удар метеорита в одной точке мог вызвать вулканическую активность в другой. Примерно в это же время в районе современной Центральной Индии произошла серия сильнейших вулканических извержений. Во время извержения миллиарды тонн пыли и лавы изверглись на землю, и эта природная катастрофа продолжалась не один миллион лет. Такой «супервулкан» выбрасывал массу пыли и газов в атмосферу на высоту в несколько километров. Это облако закрыло солнце, вызвав резкое понижение температуры на всем земном шаре. Падение метеорита могло дать такой же эффект, выбросив при ударе большое количество обломков пород и пыли, остававшейся в атмосфере многие годы.
Я считаю, что эта теория является самой верной, потому что только глобальные катастрофы могли погубить такое огромное разнообразие и количество динозавров.
• Последствия выбросов пыли.
Пылевое облако закрыло Солнце. Земля остывала, гибли растения, и вместе с ними погибали растительноядные животные. Лишенные пищи, они умирали от голода. С гибелью растительноядных животных хищникам стало сложнее добывать себе пропитание, и они в свою очередь стали погибать. Всего за несколько месяцев потребоваться, чтобы погибли все растения, а за ними и животные. К тому времени, когда пыль рассеялась, динозавров на Земле уже не было.
Эта теория вымирания пользуется большой популярностью. Однако, как утверждают ученые, есть и другие тонкости. Статистический анализ ископаемых находок показал, что динозавры вымирали на протяжении нескольких миллионов лет до конца мелового периода. Тогда возможно, что они уже были на пути к вымиранию.

V. Заключение.
Итак, я могу с уверенностью предположить, что именно глобальные изменения на нашей планете, произошедшие в конце мелового периода мезозойской эры, послужили причиной вымирания таких уникальнейших существ, как динозавры. Движение материков, похолодание климата, изменения в составе растительного мира, метеорит, извержения вулканов - все это сыграло решающую роль в судьбе динозавров.
Какова бы ни была причина, царству динозавров пришел конец. Площадка была расчищена и подготовлена к тому, чтобы ее колонизировали некие новые формы жизни. Этими новыми формами оказались млекопитающие. Во времена динозавров это были маленькие, незначительные существа, но они обладали такой способностью к адаптации, что воцарились на Земле, когда динозавры уступили им место. В результате они эволюционировали, распространились и заняли все ниши, которые раньше принадлежали динозаврам.


Литература:
1. Дугал Диксон. «Всемирная энциклопедия динозавров» - М.: «Эксмо», 2008
2. Гамазкова И. «Моя первая энциклопедия. Динозавры» - М.: «Стрекоза Пресс», 2006
3. Шульман М. «Динозавры» - М.: «РОСМЭН», 2008
4. Прохоров А.М. «Советский Энциклопедический словарь» - М.: «Советская Энциклопедия», 1981
5. Интернет
Категория: Школа, как она есть | Добавил: svetik-1219 (2012-09-27) E
Просмотров: 2289 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-20, 5:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru