Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Хочешь жить – обновляйся
Сагин-Гирей Байменов
     «Лучшее в мире образование – полученное в борьбе за кусок хлеба»,
Уэнделл Филлипс, публицист, лидер аболиционизма в США (XIX век)
     О нашей национальной школе глава государства в свое время вынужден был сказать весьма нелестные слова: «Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто, попав в ловушку времени, они продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась».
     В последние годы набили оскомину разговоры о перепроизводстве в сфере образования «плохих» юристов, экономистов, дипломатов, журналистов и т.п. Но сегодня подпадают под сокращение и лишаются работы и представители других, куда более востребованных профессий – в нефтегазовом секторе, в горном деле и металлургии, в строительной отрасли и других важнейших сферах нашего хозяйства. Увольняют в первую очередь малоопытных, некомпетентных специалистов, а это в основном молодежь, выпускники вузов и колледжей. А тут – новый выпуск, еще тысячи потенциальных безработных. Может получиться, что человек со «свеженькой» корочкой, так и не успев освоить выбранную профессию, вынужден будет переучиваться, спешно приобретать квалификацию, востребованную рынком труда в условиях экономического кризиса.
     На Западе, в частности в США, еще за десятилетия до кризиса наметилась и развивалась тенденция людей к смене профессий, осваиванию новых специальностей, востребованных в меняющихся условиях рынка труда. Многие тамошние университеты еще в 80-90-х годах прошлого века перешли к более гибким программам обучения лиц, уже имеющих высшее образование. Учитывая их ограниченное время, на производстве и в учреждениях им могли установить индивидуальный гибкий график работы, а пропущенные из-за учебы дни компенсировались выходными. Некоторые учебные заведения организуют занятия для переобучаемых во время уик-энда: уезжая на учебу в пятницу вечером, люди возвращаются домой к концу воскресенья. Особенно приспособили к этим целям заочное и дистанционное обучение.
     Такая надобность и для Казахстана очерчена главой государства довольно четко. Он поручил правительству совместно с акимами организовать переподготовку специалистов на базе существующих учебных заведений.
     Авторитет руководителя страны у нас очень высок. Министры и акимы, наверное, уже выполняют поручение. Но первое, с чем столкнется данная программа, – готовность и состоятельность существующих учебных заведений в смысле организации переподготовки специалистов. Самым слабым местом большинства из них как раз и является плохо налаженная, если не сказать – эклектическая, связь с производством, где бы студенты проходили основательную практику. А наличием собственной базы обучения, на которой закрепляются знания, навыки и компетенция будущих специалистов, могут похвастаться лишь единицы из ныне действующих вузов и колледжей. Беря «под козырек» перед вышестоящими инстанциями, вузы и профтехобразование сами себя загонят в ловушку: сегодня во многих из них с грехом пополам организуется производственная практика набранного контингента студентов, а тут еще хлынут незапланированные толпы «переобучающихся». Трудно представить достойный выход из создавшегося положения.
     И все же от реально наступившего кризиса никуда не уйти. Переучиваться, видимо, надо не только низам, но и верхам. Министрам и акимам, ректорам вузов, директорам колледжей, руководителям организаций образования, от чьих решений и распорядительности зависят судьбы людей, оставленных кризисом без работы, и молодежи после учебных заведений со знаниями в голове, но без практического багажа, получаемого в процессе работы.
     Все годы нашей независимости было слишком много упований на то, что рынок отрегулирует как производительные силы, так и производственные отношения. О законе их обязательного соответствия друг другу, как учили нас когда-то классики марксизма, напрочь забыто. В результате производительные силы, то бишь люди с их заботами о занятости, были предоставлены самим себе, а производственные отношения, или рынок труда, подчинялись безудержному диктату наживы. В этих условиях о переподготовке кадров, об усовершенствовании специалистов, как о важнейшей государственной нужде, мало кто думал.
     Пришедший кризис властно диктует и всему нашему обществу, и каждому из нас необходимость самообновления. Профессионалы, лучшие специалисты в жизненно важных сферах, обеспечивающих насущные потребности людей, всегда будут в цене.
     Кстати, о цене. То бишь о платном образовании. Какими бы своевременными ни были принятые недавно меры в виде дополнительных грантов и кредитов, вспомоществований студентам-сиротам и детям из малообеспеченных семей, сохранить этот сектор в целости вряд ли удастся. У многих родителей, считавших себя прежде состоятельными, сокращаются доходы, и некоторые из них уже не смогут продолжать оплату обучения своих чад. Да и рынок труда в условиях кризиса ответит решительным отторжением новых толп уже «плохих» нефтяников, металлургов и других молодых кадров, которые совсем недавно были нужны на преуспевающих предприятиях даже в таком «сыром», полуфабрикатном виде. В результате сам собой будет сокращаться набор в вузы и колледжи на платной основе. И вполне возможно, постепенно, без репрессивных мер сверху уменьшится и сеть высших и средних специальных учебных заведений.
     Хорошо это или плохо? Как посмотреть. Для ректоров частных вузов, директоров колледжей, возникших в результате неограниченной коммерциализации образования, для их питомцев, озабоченных лишь получением абы-какой «корочки», - перспективы далеко не радужные. Для других учебных заведений, имеющих прочный авторитет, мощно поддержанных государством грантами и кредитами, - это возможность достойного существования в трудной обстановке кризиса.
     Словом, кризис при всех негативах, которые он несет с собой, все-таки устранит явные перекосы. А их в нашем образовании, на рынке труда, в практике нашего общества еще ой как много. Но на это потребуется время.
     Одно ясно: жить так, как было до кризиса, не получится. И сфера образования, как чуткий барометр, реагирует на эти изменения, внося коррективы в жизнь с учетом новой погоды, которая устанавливается на дворе.
31 июль 2009
http://www.izvestia.kz/news.php?date=31-07-09&number=14
Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2009-08-02)
Просмотров: 986 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 9:43 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru