Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Бутылка , брошенная в море
185 (16816) от 03.10.2009
Гульнара САБУРОВА, Алматы
Познай себя - и ты познаешь мир. 25 веков спустя, в наше время, эта знаменитая сократовская фраза звучит в национальном образовательном центре "Бобек". Именно здесь учителя сумели зажечь своих учеников активным отношением к жизни, жаждой самопознания.
Гость нашей редакции - педагог по призванию, генеральный директор национального образовательного центра "Бобек" Тлек Карымсаков (на фото).
- Мы в себе носим все и в течение жизни своей разными способами открываем из всего богатства кое-что, - так сказал на склоне лет Михаил Пришвин. Пример многих людей доказывает, что процесс самопознания бесконечен, - говорит Тлек Увалиевич. - В нем есть что-то сходное с поиском смысла жизни, и в обоих случаях важен не результат, важно само движение: мыслю - значит существую, живу, рвусь к лучшему. Это беспокойно, ну и что же? Лучше ли свое обретенное место в жизни принять за высшую гармонию и не заглядывать в себя? Можно, конечно. Только не значит ли это остановиться, не жить?
Довольство собой - страшная болезнь. Это, как сказал Лев Толстой, какая-то ледяная корка, которая мешает и росту, и духовному общению. Познание себя - отнюдь не праздное занятие. Знать себя, реально оценивать свои способности и возможности, отдавать себе отчет в своих недостатках практически необходимо человеку. Необходимо для того, чтобы прожить ненапрасную жизнь. Ведь все грустные истории о "человеке не на своем месте" имеют первопричиной не проклятые обстоятельства, как часто принято думать, а пренебрежительное отношение человека к своей индивидуальности.
Знать себя - это не только изучить свое "хочу", но и трезво выверить свое "могу". Привести в соответствие "хочу" и "могу" - значит осуществить себя как личность. Человек недооценивает себя: Человек переоценивает себя: Человек вообще не способен себя оценить: Все эти варианты отношения к себе зависят от того, научили ли человека с детства относиться к себе как к сложному явлению, научили ли его задумываться над своими поступками, извлекать уроки из своих ошибок, анализировать закономерности своего характера. А ведь они же существуют, эти закономерности. Поведение каждого человека зависит от каких-то только ему свойственных особенностей. И потому он обязан изучить свои внутренние механизмы, чтобы вернее управлять ими. И для этого нельзя жалеть ни времени, ни сил.
- Расскажите, пожалуйста, о методах влияния педагогов вашей школы на детей в плане раскрытия личности на пути к наивысшему себе?
- У нас учитель и ученик находятся в тандеме, в постоянном взаимовлиянии друг на друга. Самопознание превратилось бы в бесполезную, пустую абстракцию, если бы не было других "само": самовоспитания, самосовершенствования, самоутверждения и так далее. Слова эти потому и начинаются с "само", что способ их реализации каждый ученик должен вырабатывать сам.
Самовоспитание - осознание себя личностью - происходит порой очень рано, а иногда наступает слишком поздно, далеко за школьным порогом, и это настоящая беда. Однако ясно, что потребность и умение ребенка воспитывать самого себя могут родиться исключительно благодаря правильному, умному руководству родителей и педагогов. К чему мы и стремимся в каждодневном учебном процессе.
Наши учителя, начиная с директора школы Людмилы Петровны Бекмагамбетовой, тесно общаются с детьми и их родителями. Создается мнение, что дети легче вступают в контакты с педагогами, чем со своими родителями. Ведь в основном пап и мам волнуют только проблемы бытового характера. А наши педагоги, беседуя с учениками о совершенном им проступке, умело подводят ученика к искреннему осознанию вины, показывают, что плохой поступок унижает прежде всего того, кто его совершил, заставляют устыдиться не столько перед одноклассниками, сколько перед самим собой.
Ведь дети растут, с одной стороны, ревниво защищая неприкосновенность своего личного мира, а с другой - хотят во что бы то ни стало выговориться, "чтобы душу разгрузить" и "чтобы их обязательно поняли". Откровенные сочинения учащихся нашей школы на темы: "Каков человек наедине с собой?", "Можно ли пускать других в свой внутренний мир?" помогают раскрытию их личностей. Приведу некоторые выдержки из сочинений старшеклассников:
"Мама считает, что нужно быть милой и откровенной со всеми, нравится тебе человек или нет, так как все люди - это люди. А я согласна с Чеховым: "Около меня нет людей, которым нужна моя искренность и которые имеют право на нее".
"Меня занимает вопрос, какая честность сильнее - перед собой или перед людьми? Я уверена - перед собой. По-моему, никто в мире так не осудит человека, как он сам, если увидит свой промах, свое отступничество или обман. Наедине с собой человек всю жизнь, как всю жизнь - перед лицом своей совести. Не верю, что есть люди, которые всерьез это отрицают. Просто кому-то некогда, а кому и неуютно от этого становится".
Подытоживая нашу беседу, я хочу отметить тот факт, что дети - это как бутылка с посланием к миру, брошенная в море: неизвестно, кто ее выловит. Каждый из детей верит в чудо, что на пути самопознания встретится ему самый добрый и мудрый человек. А это и есть Учитель в прямом смысле этого слова.
- Тлек Увалиевич, что бы вы хотели пожелать учителям в канун вашего профессионального праздника?
- Профессия учителя - трудная, ответственная, но благородная. Желаю всем своим коллегам большого терпения, здоровья и творческих успехов.
http://www.express-k.kz/show_article.php?art_id=33530
Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2009-10-06)
Просмотров: 1076 | Теги: Бобек | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 3:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru