Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Школьная петля
№ 25 (340) от 02.07.2007, "Мегаполис"
Владимир НАГОРНЫЙ, Костанайская область
Этот выпускной они запомнят надолго. Обычный одиннадцатый класс обычной школы Карабалыкского района Костанайской области. За этот учебный год в классе добровольно ушли из жизни двое ребят. Дима в начале учебного года. Кайрат – на следующий день после сдачи Единого национального тестирования (ЕНТ). Ни они, ни другие школьники, сведя счеты с жизнью, предсмертных записок не оставили. Посему остается гадать. Родители говорят об ошибках школьного воспитания, педагоги, напротив, – о недостатках семейного. А психологи – о том, что и те и другие глухи к внутреннему миру подрастающего поколения.
ЕНТ ни при чем?
Около десятка выпускников сидят на лавочке в парке райцентра. Они не прячут от журналиста глаз, они просто не знают, что и сказать. В начале последнего школьного учебного года их одноклассник Дима был найден в петле. Тогда говорили, что с девушкой поссорился. Но кто может сказать точно, если предсмертной записки не было? В тот 2006-й год в Карабалыкском районе из жизни добровольно ушли 26 человек и еще 12 пытались, но не получилось. Причем двое из них – учащиеся. С начало этого года уже два суицида среди школьников. И это в районе с населением менее 40 тысяч человек.
Одноклассники Димы рассказывают о том, что он и его друг Кайрат были вполне нормальными ребятами из так называемых благополучных семей. Еще совсем недавно Кайрат возвращался с ними из Костаная в автобусе после сдачи ЕНТ. И вроде все нормально. По словам ребят, Кайрат набрал нужное количество баллов для поступления в школу милиции в городе Актобе. Сдачу ЕНТ даже отметили. Причем вместе с родителями. А на следующий день ребята узнали, что в их выпускном классе случился второй суицид.
Рассказывая об этом, ребята все же не раз упоминали ЕНТ. Это стресс еще задолго до того, как ты сел за парту и начал ставить галочки в выбранных клеточках. Дело в том, что некоторых из ребят весьма настоятельно уговаривали не сдавать ЕНТ, а сдать обычные экзамены. И даже родителям звонили домой: мол, ваш ребенок все одно ЕНТ провалит. Родители, которые подошли к лавочке, по этому поводу горели возмущением. А некоторые из вчерашних школьников гордо сообщали, что поехали-таки на ЕНТ и «утерли им (учителям и администрации школы. – Прим авт.) всем носы»! То есть набрали нужное число баллов.
Классная обстановка
Примечательно, что, продолжая высказываться по поводу суицидов, одноклассники Димы и Кайрата часто переводили разговор на тему общения с классным руководителем. По их словам, свою классную они, мягко говоря, недолюбливают. Говорят о том, что она бывает груба и не живет жизнью класса. И родители, и дети уверены, что, закончив последний год школы, вздохнули с облегчением. Они устали от школьных поборов на ремонты, конфликтов с классным руководителем. И главное – они полагают, что смена обстановки поможет им отойти от шока двух суицидов. Родители заявляют прямо: они боятся за своих детей.
Сама классный руководитель Алия Абишева отвечать на вопросы при включенном диктофоне наотрез отказалась. А рассказать могла многое. Ведь эту группу школьников она ведет с пятого класса.
– Два суицида за один год в одном классе. Можно ли ставить вопрос о профессиональном несоответствии классного руководителя? – спрашиваю начальника районного отдела образования Галину Дмитриеву.
– Мне кажется – это слишком. В школе обстановка нормальная.
Социальный педагог второй школы Любовь Солдатова также теряется в догадках: в чем причина двух суицидов в одном классе? Ведь Кайрат после того, как его друг повесился, осуждал этот поступок. Он об этом сам говорил во время бесед в классе, которые последовали после самоубийства Димы.
– Хорошо, вы социальный педагог, проводите беседы с учениками. А к вам хоть раз кто-нибудь из школьников подошел сам для того, чтобы поделиться своими проблемами?
– Ни разу не было. Мы сами выявляем. Чаще всего я сама. Я постоянно хожу в классы с беседами, тестами. Может, они еще не привыкли к этому.
Без комментариев.
Кому доверять
В коридоре школы висит специальный почтовый ящик. Ученики могут написать о своих проблемах, предложениях. Раз в неделю производится выемка. Социальный педагог говорит, что за 7 дней бывает несколько писем от школьников. Именно туда, по словам одноклассников Димы и Кайрата, они опустили коллективное письмо с просьбой заменить им классного руководителя. Позже и классная Алия Абишева, и социальный педагог Любовь Солдатова будут отрицать – никакого такого письма не было.
Вот вам и вопрос: кому верить? Вопрос доверия, пожалуй, определяющий в поиске причин подростковых суицидов. Мальчишки своими личными проблемами далеко не всегда поделятся даже с самыми близкими друзьями. Это могут посчитать за слабость. А рассказать о наболевшем родителям – все зависит от обстановки в семье. От того, насколько доверительные отношения с предками. В этом плане посторонним или нейтральным человеком, которому можно довериться, мог бы стать психолог или социальный педагог школы. Собственно, это его работа. Но, если за рубежом давно принято ходить к психологам на задушевные беседы почти так же, как в магазин за сигаретами, то с менталитетом нашего общества такое еще не стыкуется.
– Социальные педагоги в школах занимаются только «неблагополучными» детьми, – говорит врач-психиатр райбольницы Вера Денисенко. – А два мальчика из одного класса второй школы, которые покончили жизнь самоубийством, как раз таки были из вполне благополучных семей. Что касается ЕНТ, то самоубийство Кайрата я бы не связывала с этим. Насколько мне известно, он приехал домой довольный. А потом ему позвонили, и все случилось за секунды. Я думаю, что мы никогда не узнаем причины.
– А почему школьники, которые добровольно уходят из жизни, не оставляют предсмертных записок?
– Возможно, потому, что все происходит моментально, за секунды.
– Родители не видят души ребенка своего, – считает начальник районного отдела образования Галина Дмитриева. – Наверное, сыграла роль перестройка. Нужно было в первую очередь одеть, обуть и накормить ребенка. Но дети все равно чувствуют свою ущербность: у того сотка такая, у этого еще лучше, у одних есть в семье машина, у других нет. Дети сейчас практичные – материальные блага преобладают. Они мало делятся с родителями своими проблемами. Это основная причина. Тем более, что дети сейчас оторваны от идеалов, которые были у нас раньше. Сейчас просто другое время.
– Насколько я понимаю, любой суицид среди школьников – ЧП для района. Это ЧП случилось сегодня, и что вы делаете завтра?
– Разговариваем с детьми. С каждым. Выясняем, почему он не подошел к тебе – ты же его друг. И со взрослыми разговариваем.
– А что еще, кроме разговоров и составления учебных планов «по профилактике суицидов»?
– Когда появились статьи в газетах, мы начали проводить на эту тему «круглые столы», я подумала: а может, мы, напротив, добавляем какую-то мысль у ребенка. Когда об этом говорят, то в сознании ребенка это закладывается. И закладывается, что это возможно.
Школьники-участники «круглого стола» на тему подростковых суицидов.
Е. Березина:
Мои родители никогда на меня не давят. И я не буду никогда давить на своих детей.
В. Бердник (его отец покончил жизнь самоубийством):
И все же стоящих жизни проблем нет и быть не может. Жизнь дороже всего…
Врач-психиатр Центральной райбольницы Вера Денисенко думает, что в школе воспитанием подрастающего поколения, мягко говоря, занимаются мало. Какому учителю охота влезать в конфликты между учениками? Какому педагогу нужна какая бы то ни было огласка нездоровой обстановки в коллективе? Это ведь повод порассуждать о твоем профессионализме. Да и подход присутствует формальный: ты должен не пропускать уроки – и все! А почему ученик их пропустил?
– У нас родители вообще не знают, как детей воспитывать, – уверена врач-психиатр райбольницы. – Начинают воспитывать и не знают, что ребенок потом «выкинуть» может в качестве протеста. Нельзя огульно в деле воспитания детей давать какие-либо рекомендации для общего пользования. Главное, чтобы школьники не держали все проблемы в себе. Если нет доверия к родителям, общаться надо со своими друзьями. Не надо держать все в себе.
Примечательно, что немало школьников в Карабалыкском районе, покончивших жизнь самоубийством, именно из семей благополучных. Местные жители рассказывают, что среди них были дети полицейского, нотариуса, бизнесмена. И вообще район в этом плане неприглядно засветился на всю Костанайскую область. Вот только, судя по словам учителей и родителей, они сами не знают, что делать, чтобы остановить детей от последнего поступка.
P.S. Имена ребят, покончивших жизнь самоубийством, изменены.
Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2007-07-04)
Просмотров: 1130 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 4:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru