Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

Министра надо снимать!
Ерсайын ЕРКОЖА, председатель общественного объединения "Судьба поколения - в образовании": Министра надо снимать!
Виктор БУРДИН
После серии публикаций в газете “Время” об отечественных учебниках “Человек и общество” и “Искусство” к нам в редакцию обратился председатель общественного объединения “Судьба поколения - в образовании” Ерсайын ЕРКОЖА (на снимке), более двадцати лет проработавший в Министерстве образования и имеющий представление о том, какой путь проделывают учебники, прежде чем попасть на школьные парты.

- Мне довелось работать в министерстве народного просвещения, а потом - образования при восьми министрах, - говорит Еркожа. - Начинал рядовым сотрудником, а закончил директором республиканского учреждения по техническим средствам обучения. Еще в 1993 году, когда начался спад в экономике, я обратился к тогдашнему министру МАМБЕТКАЗИЕВУ с предложением о том, что в стране в срочном порядке надо сохранять педагогические кадры и материально-техническую базу. Тогда меня никто не послушал.
И начался бардак. Стали издаваться отечественные учебники без учебных планов и программ: физики начали писать учебники по математике, преподаватели вузов - для школьников младших классов. Сколько копий было сломано, сколько было написано жалоб в министерство, премьер-министру и президенту, но учебники лучше не стали.

- А вы слышали, что министерство пытается исправить ошибки? Например, в этом году был признан непригодным 61 учебник, а недавно изъят из школьной программы учебник “Человек и общество”.
- Это не совсем правильно. Потому что никогда нельзя изымать учебник в середине учебного процесса! Ведь полгода дети уже по нему отзанимались, учителя подготовились. Я считаю, что если там и есть ошибки, то в пер¬¬вую очередь это вина не авторов или издательства, а самого Министерства образования, потому что именно оно отвечает за содержание учебника, оно утверждает учебные планы и стандарты. Издательства не имеют права вмешиваться в текст, их дело - грамматические и стилистические ошибки.

Нашли ошибки - есть выход: по технологии учебного процесса министерство рассылает так называемое “методическое письмо” по всем школам, где преподается предмет. В нем указывается, чтобы места, где найдены ошибки, не использовались. И всё!

А снять учебник легче всего. Но никто не думает о детях, которые сейчас учатся. В одиннадцатых классах, например, ведь их сейчас по стране более 200 тысяч! А по какому учебнику они будут учиться оставшиеся две четверти? Кто будет отвечать за средства, которые затрачены? Может быть, директор центра “Учебник” АБЫЛКАСЫМОВА? Вот она сняла более 60 учебников. А это - третья часть учебников, которые задействованы в образовательном процессе! И по каким пособиям должны заниматься школьники в таком случае?

- Иными словами, авторов вы прощаете?
- Да! Надо было снять не учебник, а министра ТУЙМЕБАЕВА , вице-министра, директора департамента дошкольного и среднего образования САНАТОВУ и директора центра “Учебник”. Я считаю, что эти люди совершили преступление перед нашим будущим поколением. Да у нас министр даже не знает, сколько школ в стране! Вот смотрите: в одном интервью Туймебаев называет цифру 8364 школы, а недавно на заседании правительства оглашает другую - 7802. Куда делись 562 школы? Он не знает, потому что не занимается этими вопросами.

- Все-таки, доля вины авторов, наверное, тоже есть?
- Все дело в их подборе. На самом деле учебники должны писать люди трех специальностей: ученый, который непосредственно занимается предметом; методист, который знает, как преподавать детям; и учитель, непосредственно преподающий в школе. А не как в случае с учебником “Человек и общество”, авторы которого - сплошь ученые. Кроме того, почти все учебники для средних школ сейчас пишут преподаватели вузов, которые не знают школьную программу. Их можно допускать к авторству только учебников 10-11-х классов, где есть взаимосвязь с вузовской программой.

Далее. Учебник должен два года проходить апробацию в экспериментальных школах и только на третий - допускаться во все школы страны. А у нас пробный тираж запустили в спецшколы, через полгода - во все остальные! Только на учебник “Человек и общество” государство потратило 18 млн. тенге, не считая гонораров авторам. Кто эти средства будет возмещать? Это же деньги налогоплательщиков!

- И какой выход из сложившейся ситуации вы видите?
- Прежде всего министерство должно руководствоваться тремя документами: госстандартом, учебным планом и учебной программой, на основании которых разрабатывается и должен выпускаться учебник.

- А у нас разве не так?
- У нас сначала пишется учебник, а потом только составляется стандарт, выпускается программа, которая восемь раз была изменена, и учебный план, также измененный неоднократно.
И потом, кто детей обучает?! Раньше в Казахстане было 18 педагогических вузов. Сейчас работают всего четыре. Четвертая часть учителей - не специалисты, а треть - вообще без высшего образования. И как, скажите, мы собираемся внедрять 12-летку? Кроме того, все учебники не обязательно писать самим - естественно-математический цикл нужно отдать на откуп россиянам. Что мы, лучше них пишем учебники, что ли?
Короче, надо что-то делать. Мне просто жалко наших детей…

Виктор БУРДИН, Алматы
burdin@time.kz
Фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА

-----------------------------7d836b2935011c
Content-Disposition: form-data; name="format"

1

Источник: http://Газета "Время", 16 февраля 2008 г.

Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2008-02-21)
Просмотров: 970 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 12:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru