Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Дайджест прессы

ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ: «ЗАЧЕМ НАМ ВЕРА?»
"Литературная газета", 2-8 апреля 2008 г.
Молитва для атеиста
Без преподавания мировых религий невозможно воспитать образованных граждан
Статьёй протоиерея Михаила Ходанова «Без культа духа нас ждёт тупик эволюции» («ЛГ», 2008, № 1) и полемической репликой доктора философских наук Владимира Гончарова «Нам нужен культ разума» («ЛГ», 2008, № 2) мы начали разговор о том, необходимо ли включать Основы православной культуры в число обязательных предметов общеобразовательной школы. Ввиду того, что пока в нашем обществе не сформировалось единого мнения на этот счёт, мы решили обратиться к зарубежному опыту. Собкоры «ЛГ» Аркадий Ваксберг (в Париже) и Алексей Славин (в Берлине) рассказали (в № 6, 7) о том, как решается проблема религиозного просвещения во Франции и в Германии. Сегодня тему продолжает собкор «ЛГ» в Лондоне.
«Религиозное просвещение – установленный законом предмет, который обязательно изучают во всех школах Соединённого Королевства». Таков здесь официальный постулат. Он определён Законом о реформе образования от 1988 года и подтверждён ещё двумя законами об образовании: от 1996 и 1998 годов… А что на самом деле?

Многие британские школьники не осведомлены даже об основах христианства (как и других религий). Они не знают Евангелие, не могут прочесть наизусть ни одну молитву. Ребята порой не имеют представления о том, что означает Рождество или Пасха, хотя с удовольствием проводят долгие каникулы по случаю этих праздников.

«В светских школах на глазах падает значение религиозного просвещения, – пишет в «Таймс» известный британский учёный Брайен Уильсон. – Этот предмет становится всё более второстепенным. Его часто преподают лишь для галочки – ради того, чтобы ученики сдали экзамен. На уроке религии предпочитают обсуждать... разные житейские, мирские проблемы».
Суровые выводы сделала правительственная комиссия по изучению уровня образования. Она опубликовала в минувшем декабре доклад, который основывается на данных, собранных за 2001–2007 годы. «Уровень преподавания религии в целом недостаточно высок, а знания учеников остаются поверхностными», – констатирует комиссия.

Недавний широкомасштабный опрос британских школьников показал, что большинство из них (53%) считают уроки религии скучными и ненужными. Лишь 29% ребят с интересом занимаются этой дисциплиной. На вопрос «Улучшает ли религиозное образование твою жизнь?» только 9% дали положительный ответ, а 68% – отрицательный. Симптоматична и реакция на вопрос «Хочешь ли ты знать много о боге?» (10% сказали «да», а 67% – «нет»).

Что можно и нужно сделать для позитивных перемен? Об этом я подробно говорил с профессором социологии Оксфордского университета Вексеном Крэбтри. Он – автор нашумевшей книги «Британия: незнание религии».

– Прежде всего необходимо изменить отношение к этому предмету, – сказал профессор. – Многие родители не хотят, чтобы их дети изучали религию. Она, мол, отвлекает от реальных сегодняшних задач, направляет мышление не в ту сторону. В действительности же эта дисциплина не менее важна, чем другие. Историю религии следует изучать так же глубоко и серьёзно, как светскую историю. Разве детям во вред знания, например, об ужасах фашизма? Точно так же они должны быть в курсе религиозных ужасов Средневековья. Никому не нанесёт ущерба и знакомство с другими религиями.

– По вашему мнению, в школе хватит времени для изучения нескольких религий? – интересуюсь я.
– Для изучения, наверное, не хватит, а для ознакомления – несомненно, – отвечает мистер Крэбтри. – Проблемы возникают как раз тогда, когда религиозное просвещение сфокусировано на одном вероисповедании. Тем более если преподаватель непримирим к другим религиям. А в идеале он должен быть светским либералом, который объективно и достаточно критически относится к любой религии. Ни один учитель истории, гуманитарных или научных дисциплин не может восторгаться всем, что происходит в мире, ему необходим критический подход. То же самое касается религиозного просвещения.

Речь заходит о специальных религиозных школах. Они составляют примерно пятую часть начальных учебных заведений в Великобритании. По мнению профессора, «хотя в них внимательно относятся к религиозному образованию, остальные предметы – от гуманитарных до спорта – запущенны».

– Ещё опаснее другой момент: эти школы усиливают обособление подрастающего поколения по расовому и религиозному признакам, обостряя первоочередную проблему в нашей стране – национальную, – говорит учёный.

В последнее время Британию накрыла гигантская волна иммиграции. Ежегодно 60-миллионное государство пополняют около полутора миллионов (!) гастарбайтеров. Многие приезжают из Восточной Европы, особенно Польши, однако большинство – мусульмане. Сейчас их – около 6,5% всего населения Соединённого Королевства. В здешней прессе некоторые города называют «мусульманскими вотчинами»: там собственные, отнюдь не английские законы и порядки, огромное количество мечетей. Даже своя «униформа»: женщины сплошь закрывают лица. Кое-где проходят шариатские суды для разбора споров.

Обитатели таких анклавов чаще всего пополняют отряды террористов. Взрывы в центре Лондона в июле 2005 года (тогда погибло около 80 человек) устроили пакистанцы из окрестностей Лидса. Этот полуторамиллионный город, на 70% заселённый выходцами из Азии, стал рекордсменом по безработице, преступности, наркомании.

Что касается столицы, то она превратилась в сегодняшний Вавилон: 300 языков,
14 религий, два миллиона уроженцев из стран третьего мира. И хотя англичане издавна гордились своими традициями многонациональности и веротерпимости, теперь в Лондоне, как и по всему Альбиону, на глазах накаляются страсти.
Одним из камней преткновения многие эксперты считают религиозные школы. За последние 10 лет их стало в Британии ещё на сто с лишним больше (сейчас около семи тысяч), несмотря на протесты с разных сторон. Так, активную кампанию за их закрытие ведёт Национальное светское общество Великобритании. Оно добивается, чтобы все начальные учебные заведения страны были без религиозного уклона и чтобы вероисповедание и национальность не разделяли учеников.

Подобных взглядов придерживается и профессор Крэбтри:
– Без кардинального улучшения преподавания мировых религий невозможно воспитать цивилизованных, образованных граждан ни в одном государстве. В то же время надо закрыть специальные религиозные школы (хотя это, вполне понятно, не понравится Церкви) и изучать религиозную историю, культуру только со светских позиций.

– Почему вы так считаете? – спрашиваю я.
– Этот шаг привёл бы к ослаблению напряжённости между этническими и религиозными группами, – отвечает учёный. – И наша система образования стала бы более справедливой, ведь в религиозных школах при приёме нередко отдают предпочтение детям из обеспеченных семей или же с более высоким уровнем подготовки. В результате уменьшились бы масштабы религиозного экстремизма и идеологической обработки подрастающего поколения. А это – один из главных вызовов, с которыми сталкиваются сегодня не только Великобритания, но и весь западный мир. И для России вопрос очень актуален. Есть единственный путь – воспитание в духе религиозной и национальной толерантности.
Content-Disposition: form-data; name="format"

1

Категория: Дайджест прессы | Добавил: collegy (2008-04-13)
Просмотров: 839 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-14, 9:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru