Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Клуб любителей поэзии

Созвучие - литературная гостиная
СОЗВУЧИЕ
литературная гостиная, посвященная творчеству
Сакена Сейфуллина и Михаила Юрьевича Лермонтова
для 9-10 классов
Цель:
пробудить интерес к личности и творчеству Сейфуллина и Лермонтова; знакомство с мироощущением, идеалами поэтов, их нравственным и творческим выбором.

Оборудование:
столик для ведущих, книжная выставка «Созвучие», электронная презентация, интерактивное оборудование.

Библиотекарь:
Добрый день, дорогие друзья! Мы приглашаем вас на традиционную литературную гостиную, которая проходит в нашей библиотеке в осенние дни и сегодня герои нашей встречи казахский поэт Сакен Сейфуллин 120-летие со дня рождения которого отмечается 15 октября, и русский поэт Михаил Лермонтов 200-летний юбилей его отмечается тоже 15 октября этого года.
Конечно Сейфуллин и Лермонтов – великие поэты своих народов. Национальные гении. Но достаточно ли этого, чтобы соединить этих двух поэтов в одном мероприятии и говорить о них в одном контексте? Однако мы думаем: случись между ними встреча, им наверняка, было бы о чем поговорить по душам. И мы сегодня поговорим о гармонии духа, о целостном восприятии поэзии, о перекличке муз Сейфуллина и Лермонтова. Как это сказано у А.С. Пушкина?

Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует.

Чтец 1:
Душа людская – клад бесценный,
Она – хранилище сокровищ.
Таинственных и сокровенных.
Ее лишь другу ты откроешь.
(Сакен Сейфуллин)

Чтец 2:
«История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа».
(Михаил Юрьевич Лермонтов).

Ведущий 2:
При упоминании имени Сакена Сейфуллина перед нашими глазами возникают картины казахской степи, топот копыт, глухое бормотание домбры, схватки, яростная борьба, песни – неиссякаемый источник образного слова.

Чтец 3:
В нашем крае вам не счесть больших озер,
В нашем крае вам не счесть лесистых гор,
В нашем крае счета нет отважным людям,
Населявшим с давних пор степной простор.

Воды родины моей,
Широта моих степей—
С вереницами кочевий
И цепочками гусей!

Мне, Сары-Арка, втройне
Тяжко в дальней стороне,
0 твоих родных просторах
Не с кем слова молвить мне!

Ведущий 1:
Когда мы говорим о Лермонтове, тотчас в нашем воображении вспыхивают яркие картины с видами Москвы, леса среднерусской полосы, горные вершины Кавказа.

Чтец 4:
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой:
Они меня в младенчестве носили
И к небесам пустыни приучили.
Прекрасен ты, суровый край свободы,
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым синея, облака
Под вечер к вам летят издалека.

Ведущий 2:
Когда погиб Лермонтов, Сейфуллин еще не родился. Современники Лермонтова – Дулат Бабатайулы, Махамбет Утемисов, Суюнбай Аронулы. Такова временная дистанция, так, где же эта нить духовной близости гениев? Ответ на этот вопрос мы можем найти, прочитав их сочинения.

Чтец 5:
Я пел бы радостные песни,
Но жизнь мне петь их не дает,
Но – от земли до поднебесья –
Передо мной весь мир встает:
Несправедливость и обиды,
И торжествующее зло,
И люди добрые лишь с виду, -
И так на сердце тяжело.
(С. Сейфуллин)

Чтец 6:
Я жить хочу! Хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело;
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман: -
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
(М. Лермонтов)

Ведущий 1:
Сакен Сейфуллин родился 15 октября в 1894 году в кочевом ауле Карагандинской области. По словам поэта, отец его кроме скотоводства, занятий охотой, был отличным домбристом, исполнял на домбре песни и кюи, человеком веселого нрава. Мать также умела искусно рассказывать смешные истории и предания. Вся эта атмосфера способствовала пробуждению в душе Сакена яркого поэтического дарования.
С детских лет Сакен был влюблен в родные степи с их тюльпанами, маками, с пением жаворонков и курлыканьем журавлей, с ароматом полыни и шалфея. Мальчик любил степные скачки, охоту с ловчими птицами, пастушьи костры и высокие звезды.

Чтец 7:
Разливается юный простор
Пряным запахом яростных трав,
Летней степи зеленый ковер
В переливах цветов разостлав.

Необъятна ее ширина,
Мне открывшаяся опять.
И простерла объятья она,
Как ребенку родимая мать.
(С. Сейфуллин).

Ведущий 2:
Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве.
Его мать умерла, когда будущему поэту шел третий год. Воспитательницей его стала бабушка. Детство Лермонтова прошло в ее имении Тарханы недалеко от Пензы. Детские годы были омрачены тяжелой семейной распрей между бабушкой и отцом поэта. Сам Лермонтов так говорил об этом: «Я здесь как добыча, раздираемая двумя победителями, и каждый хочет обладать ею». Бабушка так любила своего внука, что для него не жалела ничего, ни в чем никому не отказывала. Проводя в Тарханах годы детства и отрочества, когда у юного человека ум и сердце особенно широко открыты всем впечатлениям, Лермонтов навсегда полюбил красоту родной русской природы.

Чтец 8:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я: сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
(М. Лермонтов).

Ведущий 1:
Сакен Сейфуллин не знал нужды. Жил в достатке, безмятежно в традиционном понимании неприхотливого степняка. Хотя прекрасно понимал, чувствовал истинную бедность и беспросветную нужду бесправных соплеменников и реалистически выразил свое понимание в своем творчестве.
И видя неимущих слезы,
Слезами плачет грудь моя,
В очах моих сверкают грозы,
И песнь борьбы слагаю я.

Ведущий 2:
Не знал нужды и Лермонтов. Не испытывал голода, страха из-за хлеба насущного, жил в довольстве, можно даже сказать в роскоши. Но поэт рано столкнулся с неправдой, злобой, завистью, хитростью, подлостью и многими проявлениями других людских пороков.
У них и рай и ад, - всё на весах,
И деньги сей земли владеют счастьем неба,
И люди заставляют демонов краснеть
Коварством и любовию ко злу!..

Ведущий 1:
Отец Сейфуллина уготовил для сына отнюдь не судьбу поэта. Он видел в нем человека образованного, знающего законы. С этой целью он послал его в русско-казахскую школу, которую он закончил в 1908 году. В том же году Сакен приезжает в Акмолинск и поступает в трехклассное училище. Здесь он пишет первые рифмованные стихи. Здесь происходит рождение поэта. Сейфуллин читает много книг, а стихи Абая он заучивает наизусть. Друг Сакена Константин Березовский вспоминал: «Сакен уже в юности был одним из самых замечательных казахов из тех, что мне встречались. Смелый, умный, самоотверженный, он поражал неукротимой жаждой знаний. Это был молодой степной орленок, рвущийся в большой полет. Мне не раз приходилось на ум, что из него вырастет незаурядный человек, преданный революционер, способный писатель. И я не ошибся». В 1913 году Сакен поступает в учительскую семинарию г. Омска, где он зарекомендовал себя как поэт и товарищи помогли ему издать первый сборник стихов «Минувшие дни», в который вошли 20 стихов.
Чтец 9:
На холме
На росистом холме на зеленом
Пел я песню под рокот домбры.
... Были степи светлы и щедры.
Но грустны были струнные звоны.
Простирал я задумчиво руки
Над домброю, над зыбкой струной.
Долго пел...
И подхватывал звуки
Буйный ветер - кочевник степной,
Бурей песня моя рождена!
Вечно жить и звенеть ей на свете!
И близка и понятна она
Лишь тому, кто неистов, как ветер!
(С. Сейфуллин).

Ведущий 2:
Бабушка Михаила Лермонтова уделяла большое внимание образованию своего единственного внука. Она решила отдать его в Благородный пансион при Московском университете. Исключительные способности, а также рвение, с которым Лермонтов постигал учебные предметы, позволили ему при аттестации за 5-й класс занять первое место среди учеников.
Особенно любил он уроки литературы. В Пансионе выпускались рукописные журналы. В них увидели свет первые стихи Лермонтова.
Чтец 10:
Нет! - я не требую вниманья
На грустный бред души моей,
Не открывать свои желанья
Привыкнул я с давнишних дней.
Пишу, пишу рукой небрежной,
Чтоб здесь чрез много скучных лет
От жизни краткой, но мятежной
Какой-нибудь остался след.
(М. Лермонтов).

Ведущий 1:
Продолжим биографические параллели.
Этапным моментом в становлении мировоззрения Сакена Сейфуллина явилось национально-освободительное восстание 1916 года. Работавший к тому времени аульным учителем Сейфуллин жил боевым духом протеста и возмущения народа. С болью в душе поэт говорит в своих стихах о нищете и невежестве. О несправедливости и насилии.

Чтец 11:
Вот лачуга стоит
На пути из аула -
От бесчинства ветров
Грустно спину согнула.

Из самана ее
Сбили чьи-то ладони.
Когда входишь в нее,
Гнешься, словно в поклоне.

Через окна и дверь
Слышен посвист метели;
Белым инеем все
Запорошены щели.

Воет-плачет труба
Дряхлой печки-времянки;
Пес голодный скулит
Там, за дверью землянки.

В общем, что говорить
Нам о бедности боле:
В доме нужного нет
И десятой-то доли.
(С. Сейфуллин).

Ведущий 2:
В конце 1825 года в Тарханы пришло известие о восстании декабристов в Петербурге. Нетрудно представить, какое впечатление на душу Лермонтова произвело все, что он узнал об этом восстании, а затем о казнях и ссылках. Ведь и себя самого он мог считать не чуждым декабристской среде: по материнской линии он принадлежал к роду Столыпиных, которые были друзьями декабристов. Поражение декабрьского восстания 1825 года явилась для Лермонтова таким событием, которое определило его духовное развитие.

В нас сердце молча содрогнулось,
Но мысль живая встрепенулась –
И путь назначен жизни всей.

Ведущий 1:
Революция 1917 года потрясла Сейфуллина. Он принимает активное участие в борьбе и становится автором боевых песен «А ну-ка джигиты», «В степи», «Мой крылатый скакун».
Как писатель - пропагандист Сейфуллин подвергается аресту и почти год пребывает в застенках тюрьмы. Его пешком в кандалах перегоняли из Омска в Петропавловск. Только бегством удается Сакену избежать гибели. Несгибаемая воля, неукротимый дух оптимизма и светлые чувства гуманности пронизывают его стихи, написанные в те тяжелые дни.

Выше флаги!
Жар отваги
Ты буди у всех в груди -
Песня-пламя,
Над полями,
Над просторами лети!

Ведущий 2:
Вся читающая Россия узнала имя Михаила Юрьевича Лермонтова в дни прощания с Пушкиным, убитым на дуэли. В те дни гневные строки стихотворения «На смерть поэта», прозвучали над Петербургом и всей Россией.

Чтец 12:
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде... и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь... — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Ведущий 2:
Текст стихотворения был доставлен царю с припиской - «Воззвание к революции». В феврале 1837 года Лермонтов был арестован.
Царь Николай 1 раньше всех разглядел в Лермонтове прямого преемника декабристов и Пушкина. Он приказал немедленно выслать молодого поэта на Кавказ, определив его в действующую армию. Царь рассчитывал, что здесь мятежный поэт скоро «успокоится», а то и погибнет в одной из стычек с горцами. Но Лермонтов не успокоился и не погиб. Он объехал всю линию боевых действий русской армии, участвовал в нескольких сражениях, сблизился с декабристами, отбывавшими ссылку на Кавказе и писал стихи.

Чтец 13:
Кавказ! далекая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна
И окровавлена войной!..
Ужель пещеры и скалы
Под дикой пеленою мглы
Услышат также крик страстей,
Звон славы, злата и цепей?..
(М. Лермонтов).

Ведущий 1:
Сакен Сейфуллин был новатором в литературе в полном смысле этого слова. Он выступил революционером в казахской поэзии. Как певец новой эпохи он живо откликается на все новое и для выражения нового содержания, новой современной тематики неустанно искал новые средства и формы. И материал для них он находил в арсенале русской, европейской и казахской народной поэзии. Собиратель и любитель народного фольклора Сейфуллин постоянно обращался к сокровищнице народного творчества и черпал из нее не только сюжеты и мотивы, но и образы и сравнения. Он великолепно понимал, что живой язык создает народ, и непрестанно учился у него. Примером такого использования богатств народного фольклора служат замечательные поэмы: «Разлученные лебеди», «Песня о лашине», «Кокшетау».

Чтец 14:
Кокшетау легенды в народе живут,
И не только певцы о ней песни поют,
Даже звучные ветры, летящие с гор,
Шепот древних легенд и преданий несут.
Здесь седыми легендами дышит простор,
Здесь легенды звучат в гулких волнах озер.
Ты услышишь легенду из уст старика,
И юнец про нее же начнет разговор.
Не записан нигде этот песенный клад,
Им владеет народ, им он горд и богат,
И сокровище это певцы берегут,
Старики его в памяти сердца хранят.
(С. Сейфуллин).

Ведущий 2:
М. Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, свой народ, тонко чувствовал красоту родной природы. Не удивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его произведений. Умение органично переплетать эмоции главных героев и явления природы сделало произведения Лермонтова настоящим шедевром русской поэзии. Поклонники сравнивают его четверостишия с музыкой, которую просто невозможно забыть.

Чтец 15:
Прекрасны вы, поля земли родной,
Еще прекрасней ваши непогоды;
Зима сходна в ней с первою зимой
Как с первыми людьми ее народы!..
Туман здесь одевает неба своды!
И степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родня с душой,
Как будто создана лишь для свободы...
(М. Лермонтов).

Ведущий 1:
Постичь, познать, понять, почувствовать многогранное творчество Сейфуллина и Лермонтова – задача неисчерпаемая. Читать их нужно не торопясь, вникая в слово, в мысль. Всю жизнь. Так читал – вдумчиво и серьезно Сакен Сейфуллин, так читал и Лермонтов.

Чтение – опора знания,
Для человека – пища.
Чтение – прелесть жизни,
Светоч всего живого.
Безграмотный невежда –
Погибший человек.
(Сакен Сейфуллин)

Ведущий 2:
И Сейфуллин и Лермонтов обладали могучим даром впитывать в себя все, что было достигнуто их предшественниками и современниками. Наверное, это удивительное свойство их интеллекта. У великого немецкого поэта Гете мы читаем: «Я обязан моими произведениями не только собственной мудрости, а тысячам людей, давшим этот материал. Творчество мое создано существом коллективным». Эти слова можно смело отнести и к творчеству Сейфуллина и к творчеству Лермонтова.
Какой же вывод напрашивается из нашей беседы?
Есть имена, которые олицетворяют собой целый народ. При слове Англия в нашем сознании вспыхивает Шекспир, при слове Россия – Пушкин, при слове Казахстан – Абай, но, несомненно, в один ряд с этими столпами поэтического слова можно поставить и Сейфуллина, как пионера новой казахской литературы, и Лермонова, как продолжателя лучших традиций русской литературы. А мы читаем их стихи и питаем свои души.

Чтец 16:
Есть сказочные уголки, в лесной одетые убор, —
Там, в глубине моей Арки, есть озеро средь синих гор.
И так светла его вода, что камешки видны на дне,
А берега его всегда в туманной легкой пелене.

Безмолвьем дышат берега, здесь нет огней и нет людей,
За зарослями тростника белеют шеи лебедей.
С утра до самой темноты здесь не смолкает птичий гам…
Они величье красоты дают безлюдным берегам.

И если я в степи бывал без провожатых, без друзей,
Я шел всегда к безмолвью скал, к призывным песням лебедей.
На мягком лежа берегу, я утопал в траве по грудь,
Здесь не бывать я не могу — прохлады светлой не вдохнуть.

Вдали от городов пожить немудрой жизнью степняка…
Как можешь ты к себе манить прекрасная Сары - Арка!
(Сакен Сейфуллин)

Чтец 17:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
(М.Ю. Лермонтов)
Ведущий 1:
Выдающийся сын казахского народа Сакен мечтал о светлой жизни для него, строил эту светлую жизнь. Видный государственный деятель, поэт, писатель, революционер — Сейфуллин был поистине многогранен. И все грани своего редкостного дарования, весь огонь своей души Сакен посвятил служению народу. Разве столь искренний порыв не прекрасен? Но вот вдруг кавалер ордена Трудового Красного Знамени номер один превращается во «вражеского диверсанта», «вредителя», «иностранного агента» и оказывается за решеткой. А спустя еще некоторое время, в конце февраля 1938 года, военной коллегией Верховного суда СССР за мнимовраждебные действия против советской власти приговаривается к высшей мере наказания… Разве это не трагедия, когда тебя расстреливают те, чьему делу ты был предан до конца...
Ведущий 2:
Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Ему было всего 26 лет. Лишь четыре года отделяли гибель Лермонтова от гибели Пушкина. «Наследник Пушкина», как говорил о Лермонтове В.Г. Белинский, которому предстояло утвердить своим творчеством новый период развития всей русской литературы, был остановлен злодейской рукой в том самый момент, когда он только начинал решение своих великих исторических задач.
Жизни Сакена Сейфуллина и Михаила Лермонтова оборвались трагически.
Этим жизням суждено было проблеснуть блестящими метеорами, оставить после себя ярчайший след и исчезнуть во всей красе своей, оставив потомкам сверкающие россыпи своих незабываемых сочинений.

Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,
Но преждевременно, противника рукой
Поэты вечные свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!

Библиотекарь:
Созвучие… Оно во всем. В природе. В музыке. В поэзии. В людских сердцах.
Существует созвучие духа, созвучие таланта.
Читателя с живой душой не может не волновать духовное родство двух национальных гениев – Сейфуллина и Лермонтова. Они были выразителями своей эпохи, своего времени. Этим и объясняется их родство.
Чтец 18:
И память о нас сохранится
До самой далекой поры,
О подвиге старшего брата,
О подвиге старшей сестры.
Надежный заложен фундамент.
Мы стены построим теперь,
В дворец, воздвигаемый нами,
Потомкам откроем мы дверь.
(С. Сейфуллин)

Список использованной литературы:
1. Антология педагогической мысли Казахстана/ Сост. К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев. – Алматы: Рауан, 1995. – 512с.
2. Сейфуллин Сакен. Тернистый путь. Историко – мемуарный роман. – Алматы: Жазушы, 1975. – 432с.
3. Бельгер Геральд. Гете и Абай: Эссе. – Алма-Ата: Жалын, 1989. – 104с.
4. Писатели Казахстана: Справочник/ Сост. Ауэзов М., Жорабеков К., Жангужина Р. – Алма – Ата: Жазушы,1982. – 280с.
5. По Лермонтовским местам: Москва и Подмосковье. Пензенский край. Ленинград и его пригороды. Кавказ/ Сост. О.В. Миллер; авт. Предисл. И.Л. Анроников. – 2-е изд., доп. – Москва: Профиздат, 1989. – 328с.
6. Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов: Очерки жизни и творчества. – М.: Детская литература, 1989. – 176с.
Категория: Клуб любителей поэзии | Добавил: gelena2013 (2014-12-05)
Просмотров: 1592 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-11, 5:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru