Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Филологическое образование в жизни человека. Утеубаева А.З., учитель высшей категории ШГ №17 г.Астаны
Филологическое образование в жизни человека
Утеубаева Айгуль Зияшевна
учитель русского языка и литературы
школы-гимназии № 17 г. Астаны
Самобытность каждой нации – в ее языке. Без языка нет народа. Справедливы слова поэта Расула Гамзатова: «И если завтра мой язык исчезнет, то я готов сегодня умереть». Вот почему Закон о языках в Республике Казахстан прежде всего защищает и утверждает в правах родной язык казахского народа, давшего название республике, на земле которой испокон веков жили казахи.
Я учитель русского языка в казахской школе. Когда-то любовь к слову привела меня на студенческую скамью филологического факультета. Мне посчастливилось учиться у корифеев филологического образования нашей республики, чьи учебники и учебные пособия каждый день открывают миллионы обучающихся в школах и вузах. Благодаря своим педагогам еще в стенах вуза я поняла, что учитель русского языка в казахской аудитории должен одинаково владеть двумя языками, что быть филологом сложно: словесник не просто учитель языка, он историк, географ, художник, воспитатель, ибо язык – междисциплинарная область и фактор решения больших воспитательных задач.
Незнание языка, неумение правильно им пользоваться чревато равнодушием не только к своему народу, но и к его культуре, к его истории, отсутствием любви к «родному пепелищу». Самобытность духовной культуры казахского народа проявляется в особо уважительном отношении казахов к СЛОВУ – меткому и выразительному, емкому и образному. И как научить современного учащегося правильно говорить и писать, любить читать, получить начальное филологическое образование в школе, если в век информационных технологий стало трудно бороться с печальными последствиями глобальной компьютеризации. Школьники, часто общающиеся с компьютером, утрачивают способность мыслить самостоятельно, творчески, так как в основе любой компьютерной программы лежит алгоритм – автоматизм, определенный порядок действий. Сейчас даже литература популярна та, которая написана по законам компьютерных игр. Возможно, что лет через десять-пятнадцать мы получим людей, по складу ума и функциональным возможностям напоминающих автоматизированную технику, не нуждающихся в выразительном, образном языке.
Нынешняя языковая ситуация в республике диктует настоятельную необходимость знаний трех языков, поэтому возрастает значимость качественного обучения языкам в школе. Причем речь идет не только о правильности речи, ее соответствии правописанию и грамматическим нормам, но и о речевой культуре, предполагающей умение пользоваться языком в разных ситуациях общения. Приятно слушать человека, если он умеет к месту употребить эпитет, красочную метафору, удачное сравнение, точный фразеологизм. Но, увы, таких людей с каждым поколением становится все меньше.
В жизни современного человека недостаток филологического образования означает кризис культуры. И надо признать печальный факт – филологическое образование мало кому сегодня нужно, ибо нет проблемы коммуникации в нашем обществе. Точнее, нет спроса на правильную коммуникацию. Формируется совершенно иной мир – мир виртуальной культуры, новый мир потребительских стратегий. И новой бедой общества становится нечитающее поколение. Чтение упало в самые низы рейтинга досуговых предпочтений детей и подростков. Без чтения пробудить интерес к изучению языка как к способу самореализации личности, научить мыслить по-новому будет трудно. Даже нынешняя форма итоговой аттестации учащихся в форме тестирования не способствует развитию филологического образования.
Как в сложившихся условиях создавать нам коммуникативное пространство? Возможно, надо выйти за пределы школьных представлений, которые больше не работают. Но одно ясно, сегодня мы должны учить детей культуре коммуникации, чтобы в будущем имели широкий кругозор и развитое языковое мышление.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Samal (2015-01-29)
Просмотров: 152 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20691]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru