Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

возможности применение ИКТ в реализации технологии критического мышления
А.Е. Борисов
Возможности применения ИКТ в реализации технологии критического мышления на уроках спец. дисциплинах

Введение
На сегодняшний день интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает. В связи с этим отмечается положительная тенденция повышения компьютерной грамотности, так использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет разнообразить формы работы с учащимися, сделать занятия более эффективными.
Под применением ИКТ в работе преподавателя понимается использование компьютера, демонстрации презентаций и мультимедиа.
Компьютер является эффективным техническим средством, а мультимедиа - это представление объектов и процессов с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Применение мультимедиа помогает воссоздать ситуацию, погружая нас в определённые состояния. Именно этот механизм – эмоциональное погружение – и лежит в основе новых возможностей.
Компьютерные технологии позволяют информации быть краткой, и в то же время – яркой. Добавим к этому интерес студента, и мы получим включение эмоциональной сферы, которая и формирует особое отношение к миру, то самое «ценностное сито».
Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов и не ограничивается только демонстрацией презентаций и мультимедиа.
Возможности использования ИКТ технологий:
1. повышают и стимулируют интерес у учащихся;
2. позволяют моделировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности;
3. предоставляют студенту возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов;
4. создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

Основной целью применения ИКТ является:
1. развитие мышления
2. формирование приемов мыслительной деятельности

1. Применения ИКТ в реализации технологии критического мышления на уроках спец. дисциплинах

Требования, предъявляемые к учителю, работающему с применением ИКТ в реализации технологии критического мышления на уроках спец. дисциплинах:
1. владения основами работы на компьютере
2.иметь навыки работы с мультимедийными программами
3.владеть основами работы в Интернете

Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Для проведения учебных занятий с помощью ИКТ мне помогает оборудование учебного кабинета: мультимедийная установка, компьютерная и автомобильная техника.
Каждый студент следует индивидуальному ритму обучения, со своим, именно ему необходимым уровнем помощи, темпом работы, с заданной глубиной изучаемого материала, то есть кто-то усваивает изучаемый материал мгновенно («на лету»), кому-то необходимо объяснять более одного раза – для облегчения этой задачи используется презентация. При использовании презентации у студента участвует зрительная восприятие: студент слышит, видит и читает учебный материал. Примененные на занятиях презентации, создаются мной самостоятельно, их активно используют студенты для представления проектов. Широко использую дидактические материалы - это сборники задач, упражнений, – представленные в электронном виде. Эта дает возможность четко определить результат усвоения учебного материала каждого студента. Применение на уроке компьютерных тестов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его корректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного студента. Основной «плюс» в использовании ИКТ технологий это наглядность и доступность.
Опыт показывает, что применения ИКТ во внеклассных мероприятиях по плану воспитательной работы колледжа способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему в колледже, стимулирует познавательную и творческую активность учащихся.
Особое место в моей деятельности отводится работе в программах «Power Pаint», которая позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяют вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку. Текстовой редактор Microsoft Word - один из важнейших дидактических принципов – наглядность. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью можно подготовить наглядные пособия, разнообразные материалы программы, дидактические карточки, создать иллюстрированные тесты, упражнения, организовать выпуск периодических изданий по предмету, оформить кабинет. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для творческой работы. С его помощью можно выполнять творческие проекты, задания, исследования, доклады для конференций можно представлять в интересной, визуально привлекательной форме.
В помощь проведения занятий мной используется видео материал (видеофильм). Читая учебный материал, включается видеофильм, который останавливает на середине просмотра, это делается с целью - побудить студента к размышлению, к анализу, то есть студент из услышанного материала и увиденного ролика должен сделать анализ (предположить) дальнейших ход событий. Данный способ позволяет преподавателю оценить аудиторию, а именно понять все ли студенты работают на занятиях и как они усваивают учебный материал, определяется способность к мышлению, анализированию и принятию решения. Видеофильм служит помощником, как для усвоения теоритических знаний, так и для закрепления практических знаний.
Применение ИКТ на уроках делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным приводит к необходимости пересмотра различных способов подачи учебного материала различных подходов в обучении. Но не следует забывать, что к информационным технологиям необходимо обращаться только в том случае, когда они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса на том или ином этапе обучения по сравнению с другими методами.
На мой взгляд, для формирования критического мышления являются методы проблемного и исследовательского обучения, которые позволяют привлекать студентов к «открытию для себя» новых знаний на основе информационно-коммуникационных технологий.
Таблица 1. Использование информационно-коммуникационной технологии на различных этапах урока спец. дисциплин
Этапы урока Информационно-коммуникационные технологии Через что осуществляется процесс формирования критического мышления
Побуждение • Слайды с текстовыми и графическими изображениями.
• Повышается интерес к процессу обучения и активному восприятию учебного материала. Способность к усвоению новой информации.

Реализация • Работа в программе «Power Point» и «AutoPlay Menu Builder», .
• Создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для урока. Гибкость мышления.
Умение мыслить самостоятельно, понимать мысль другого, выделять главную идею в содержании.
Умение применять теорию на практике.
Рефлексия Компьютерные тесты, предназначенные для контроля за уровнем усвоения знаний учащихся.
• Выполнение творческих заданий и научно-исследовательских работ.
• Презентации учащихся.
• Просмотр кинофильмов. Умение работать не только со знаниями, но и с собственными способами получения знаний.
Умение применять полученные знания на практике.
Формируются навыки самоконтроля.

От опыта учителя и его творческой фантазии зависит, в какой мере и на каких этапах урока он будет использовать возможности новых информационных технологий. Но при этом все¬гда нужно соблюдать чувство меры и помнить, что никакие сверхсовершенные технические средства не заменят живое, эмоциональное слово учителя, художественную книгу.
В заключение отмечу, что персональный компьютер сегодня одно из самых мощных и эффективных из всех существующих до сих пор технических средств обучения, позволяющий заметно повысить качество усвоения информации и интерес к предмету, а так же осуществлять интерактивный подход в обучении.

2.Перспективы применения ИКТ
Повышение квалификации педагогов:
1. обеспечение доступа к ресурсам Интернета
2. дистанционные курсы повышения квалификации, в том числе с использованием режима видео-конференций.
3. курсовая подготовка сотрудников.
4. участие в Интернет — конференциях.

У образовательной системы колледжа, на базе уже накопленного опыта работы с использованием информационных технологий, должны прослеживаться характерные особенности:
1. Роль преподавателя - функция координирования образовательного процесса, корректировка и консультирование студента с помощью компьютерных и сетевых технологий;
2. Роль студента - самоорганизация, мотивированность, овладение навыками самостоятельной работы;
3. Гибкость - возможность обучаться в удобное для студента время, в удобном месте и удобном темпе;
4. Внедрение и использование информационных технологий и средств обучения - технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа ресурсах, Интернет-технологиях, специализированного программного обеспечения для обучения студентов;
5. Тестовый контроль качества знаний - использование тестовых оболочек на базе компьютерных технологий.

Литература:
1. Джусубалиева Д.М. Формирование информационной культуры студентов в условиях дистанционного обучения. Алматы, 1997. – 228 с.
2. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы – составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006.
3. Е.В. Одинокова, ст. преподаватель филиала Московского государственного университета технологий и управления (г. Мелеуз). «Информационно-коммуникационные технологии в образовательной среде - технического ВУЗа». СПО № 8, 2009 год, с. 20.
4. Концепция информатизации среды образования Российской Федерации // Бюллетень «Проблемы высшей школы». 1998. № 3-4.
5. Г.П. Скамницкая, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова. «Информационно - коммуникационные педагогические технологии как фактор повышения качества профессионального образования». СПО № 1, 2008 год, с. 55.
6. Информационные технологии в образовательном процессе. Материалы III – ей научно-практической конференции. Г. Семей, 3 мая 2008 года.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Евгеньевич (2015-02-12) | Автор: Борисов Андрей Евгеньевич E
Просмотров: 450 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 7:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [596]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20787]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru