Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В условиях глобализации общества образование должно готовить специалистов к такому толерантному образу жизни, где одновременно сосуществуют разные культурные традиции, должно развивать культуру «жить вместе», т.е. формировать социокультурную компетентность.
В современном информационно-образовательном пространстве для этого применяются самые разнообразные технологии. Они отличаются друг от друга теоретическим обоснованием, методами, формами, содержанием, а главное востребованностью и актуальностью.
Анализируя современные тенденции в преподавании иностранных языков, можно сделать вывод о том, что они связаны как с радикальной сменой методической парадигмы, так и с техническим и технологическим обновлением процесса обучения.
Многочисленные исследования подтверждают факт, что лингвистика, основанная на облачных технологиях, позволяет интегрировать все существующие методы преподавания иностранного языка, дает возможность моделировать лингвистическую и коммуникативную реальность, создавая тем самым условия формирования социокультурной компетенции.
Использование информационных ресурсов, а также облачных технологий в обучении английскому языку проанализировано в научных работах таких ученых как J. Horwitz, E. Lunts, E. Polat, J. Robert, K. Beatty, C. Chapelle, G. Duden, N. Hockly, R. Merrill и др.
Под облачными технологиями (англ. Cloud computing) понимают технологии распределенной обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис [1].
Национальный институт стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology) в документе «NIST Definition of Cloud Computingv15» определил облачные технологии как модель предоставления повсеместного и удобного сетевого доступа (по мере необходимости) к общему пулу конфигурируемых вычислительных ресурсов (например, сетей, серверов, систем хранения, приложений и сервисов), которые могут быть быстро предоставлены и освобождены с минимальными усилиями по управлению и необходимостью взаимодействия с провайдером услуг [2].
При использовании облачных технологий данные постоянно хранятся на виртуальных серверах, расположенных в облаке, а также временно кэшируются на клиентской стороне – на компьютерах, ноутбуках, нетбуках, мобильных устройствах и т.п.
В настоящее время в мировой практике реализуются четыре модели развертывания облачных систем:
− приватное облако (private cloud) — используется для предоставления сервисов внутри одной организации, которая является одновременно и заказчиком, и поставщиком услуг. Это вариант реализации облачной концепции, когда организация создает ее для себя самой, в ограниченном использовании;
− публичное облако (public cloud) — подразумевает развертывание инфраструктуры с необходимым программным обеспечением и предоставление механизмов доступа к ним за пределами инфраструктуры учреждения;
- гибридное облако (hybrid cloud) — состоит из двух и более облаков различного типа;
− общественное облако (community cloud) — вид инфраструктуры, предназначенный для использования конкретным сообществом потребителей из организаций, имеющих общие задачи. Примерами общественных облаков является платформа Windows Azure, веб-сервисы Amazon, Google App Engine и Force.com [3].
В рамках нашего исследования интерес представляют публичные и общественные облачные системы, использование которых на занятиях в вузе и внеаудиторно включает следующие преимущества:
− экономические: основным преимуществом для многих образовательных учреждений является экономичность. Это особенно заметно, когда услуги, подобные электронной почте, бесплатно предоставляются внешними провайдерами. Оборудование для этих услуг может использоваться для других целей или ликвидироваться. Помещения освобождаются, что является актуальным в условиях, когда все чаще ощущается недостаток учебных аудиторий;
− технические: минимальные требования к аппаратному обеспечению (обязательным условием является лишь наличие доступа к сети Интернет);
− технологические: большинство облачных услуг высокого уровня либо достаточно просты в использовании, либо требуют минимальной поддержки;
− дидактические: широкий спектр онлайн-инструментов и услуг, которые обеспечивают безопасное соединение и возможности сотрудничества педагогов и учащихся [3].
В качестве дидактического средства для формирования социокультурной компетенции облачные технологии могут являться богатым источником возможностей. Среди преимуществ облачных технологий для формирования социокультурной компетенции представляются следующие:
 условия виртуальной социокультурной среды страны изучаемого языка;
 аутентичность материалов, представленных в сети;
 гипермедийное представление материала, способствующее наглядно¬сти, вариативности и индивидуализации усвоения приобретаемых знаний;
 мотивация к самостоятельной познавательной деятельности;
 возможность общения с реальными носителями иностранного языка и культуры посредством современных телекоммуникационных технологий;
 повышение информационной культуры обучаемого как необходимой составляющей общекультурной компетенции современной личности.
Облачные технологии дают возможность интегрировать различные активные методы обучения в информационную среду, привлекательную для нынешнего студента. В нашем исследовании в качестве методов обучения с использованием облачных технологий мы выбрали блог, веб-квест, веб-конференции и Интернет-чат.
Веб-квест используется нами как форма организации учебной деятельности в аудитории. На сегодняшний день применение веб-квестов является наиболее перспективным способом использования облачных технологий для обучения иностранному языку в вузе.
Веб-квест представляет собой образовательный сайт для самостоятельной исследовательской работы по определенной теме, который включает Интернет-ссылки и является сценарием проектной деятельности студентов, работающих в группе (парах).
В структуру веб-квеста входят обязательные разделы:
1) Introduction – формулирование темы или название проекта, а также описание его значимости и ценности при изучении текущей темы, раздела.
2) Task – цель проекта, условия выполнения, проблема и пути ее оптимального решения, конечный результат (форма отчетности).
3) Process – пошаговое описание процесса работы, распределение обязанностей каждого участника или каждой мини-группы с соответствующим перечнем ссылок.
4) Reaching consensus – критерии выполнения задания (описание критериев и параметров оценки веб-квеста). Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в веб-квесте.
5) Conclusion – подведение итогов, презентация и защита проекта.
Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания – отличаться степенью сложности. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, презентации, эссе, веб-страницы и т.п.
Так, по мнению Б. Доджа, веб-квест может охватывать следующие виды заданий:
1. пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа;
2. планирование и проектирование – разработка лана или проекта на основе заданных условий;
3. самопознание – любые аспекты исследования личности;
4. компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры;
5. творческое задание – творческая работа в определенном жанре – создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика;
6. аналитическая задача – поиск и систематизация информации;
7. детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых данных;
8. достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме;
9. оценка – обоснование определенной точки зрения;
10. журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов);
11. убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц;
12. научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных онлайн источников.
Главное преимущество данной технологии состоит в том, что веб-квест позволяет дистанционно управлять учебным процессом, оснащая студентов необходимым учебным материалом (как текстовым, так и видео), дополнительной информацией и коммуникациями, обеспечивая их высокую личностную включенность и деятельность самообучения. Учебный материал также может быть представлен аутентичной аудио-/ видео- и текстовой информацией.
Особый интерес для нашего исследования представляет аутентичный текст.
Г.И. Ворониной выявлено два вида аутентичного текста, представленных различными жанровыми формами: функциональные, выполняющие инструктирующую, поясняющую, рекламирующую или предупреждающую функцию (указатели, дорожные знаки, вывески, схемы, диаграммы, рисунки, театральные программки и пр.), и информативные, выполняющие информационную функцию и содержащие постоянно обновляющиеся сведения (статьи, интервью, опрос мнений, письма читателей в печатные издания, актуальная сенсационная информация, объявления, разъяснения к статистике, графике, рекламе, комментарий, репортаж и пр.) [4].
В лингвистическом аспекте аутентичные тексты характеризуются своеобразием лексики: в них присутствует много местоимений, частиц, междометий, слов с эмоциональной окраской, словосочетаний, рассчитанных на возникновение ассоциативных связей, фразеологизмов, модных слов; и своеобразием синтаксиса: краткость и неразвернутость предложений, фрагментарность, наличие структурно-зависимых предложений, употребленных самостоятельно. Также возможна недосказанность, обрыв начатого предложения, предпочтение отдается простым предложениям.
Социокультурный фон аутентичных материалов реализуется через продуктивный словарный запас, в который входят наиболее коммуникативно-значимые лексические единицы, распространенные в типичных ситуациях общения, в том числе оценочная лексика для выражения своего мнения, разговорных клише, а также слов с национально-культурным компонентом: фоновая и безэквивалентная лексика; реалии, связанные с отдыхом, времяпрепровождением, досугом, реалии повседневной жизни. Они позволяют обучаемым проникнуть в иную национальную культуру, овладеть повседневной лексикой носителя языка.
Облачные технологии предоставляют доступ ко многим перечисленным видам аутентичного текста, например:
– научно-популярные и страноведческие тексты можно найти на следующих сайтах:
http://school.discoveryeducation.com/schrockguide – ресурс DiscoveryChannel
http://ngl.cengage.com – обучающий сайт National Geographic
http://ngm.nationalgeographic.com/ - научный популярный журнал National Geographic
– реклама в печати:
http://www.allnewspapers.com/Classified/
– сайты с аутентичными сказками:
http://www.worldoftales.com/fairy_tales.html
http://www.brementownmusicians.com
http://www.kidsgen.com/fables_and_fairytales/
http://www.speakaboos.com/story/the-nightingale
http://www.bbc.co.uk/cbeebies/stories/theme/fairytales/
http://www.rosemarylake.com/
http://www.literaturepage.com/read/grimms-fairy-tales.html и другие
– аутентичные рецепты содержат богатый лексический материал по теме еда, питание, прием пищи в ресторане и прочее:
http://www.aarp.org/food/recipes/
http://www.tastebook.com/
http://www.101cookbooks.com/
http://aerbook.com/books/The_FreeBassel_Cookbook и другие
– аутентичные шутки и анекдоты:
http://www.english4it.com/jokes
http://iteslj.org/c/jokes-short.html
Помимо текстовых аутентичных материалов для формирования социокультурной компетенции могут быть использованы аутентичные аудиоматериалы, например, современные популярные песни.
Согласно полученным данным, в лингводидактике применяются различные виды песен: фольклорная (Е.С. Шерр, О.Е. Романовская), популярная аутентичная песня (Ю.А. Комарова, А. Бирюлина, Л.С. Большакова, А.А. Иванов), авторская (О. В. Максимова).
Эффективность использования песенного материала для формирования социокультурной компетенции обосновывается в нескольких диссертационных исследованиях. Е.В. Логинова раскрыла дидактический потенциал популярных французских песен с целью формирования диалогизированной социокультурной компетенции. А.А. Иванов рассмотрел современную аутентичную популярную песню в качестве средства совершенствования разговорной речи и лингвосоциокультурной компетенции студентов языковых специальностей. Е.В. Житкова описала пути развития иноязычных умений общения взрослых на основе применения музыкальной наглядности.
Формирование социокультурной компетенции на основе англоязычной популярной песни может происходить в процессе реализации лингводидактических задач различных видов: песня применяется как для формирования или совершенствования навыков операционного компонента иноязычного общения, так и для развития коммуникативных умений в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, письме и чтении).
Таким образом, аутентичность выбранных материалов является одним из условий повышения дидактической ценности использования веб-квестов для формирования социокультурной компетенции будущих учителей английского языка, так как они отражают реалии современной социальной жизни другой культуры.
Согласно исследованиям в данной области, помимо важности выбора аутентичных ресурсов, для сохранения дидактического потенциала веб-квеста в формировании социокультурной компетенции студентов необходимо соблюдать следующие условия:
– процесс выполнения веб-квеста должен стимулировать коммуникативную деятельность студентов;
– веб-квест должен охватывать все виды речевой деятельности: аудирование, чтение, письмо и говорение;
– должен быть обеспечен высокий уровень учебной мотивации студентов на основе творческих проектов с четко структурированным маршрутом поиска решения, достаточным информационным текстовым и видеоматериалом, четкими критериями оценки и полной свободой учебных действий в рамках задания;
– должны соблюдаться принципы наглядности, доступности, профессиональной направленности, актуальности и новизны информации учета индивидуальных особенностей студентов и уровня их языковой подготовки;
– использование технологии веб-квест должно опираться на целостную дидактическую модель, позволяющую дистанционно управлять самостоятельной учебной деятельностью студентов в методически структурированном облаке и предусматривающую соответствующие содержание, методы, формы и средства обучения и контроля.
Результаты экспериментальной работы доказали, что применение блог-технологий для организации внеаудиторной работы студентов повышает эффективность формирования социокультурной компетенции будущих учителей английского языка.
Блог – это «одна из технологий Веб 2.0, позволяющая любому пользователю сети Интернет создать личную страничку в виде дневника или журнала» [5]; это «виртуальный личный дневник, позволяющий делать записи, располагающиеся в обратном хронологическом порядке» [6].
Результаты анализа психолого-педагогической и методической литературы показали, что среди дидактических свойств блог-технологии особенную значимость для формирования социокультурной компетенции будущих учителей английского языка приобретают следующие:
1) публичность (блоги доступы всем участникам проекта, находящимся на расстоянии друг от друга) – дает возможность доступа любому участнику Интернет-проекта, независимо от того, где он находится. Данная технология может использоваться для организации сетевого взаимодействия между обучающимися на иностранном языке и организации внеаудиторной групповой учебной деятельности студентов, что дает возможность получения социокультурных знаний и умений.
2) линейность (изменения и дополнения размещаются в хронологическом порядке) – заключается в том, что информация (текстовая, фото-, видео-, аудио-) в блоге размещается в хронологической последовательности модератором блога или посетителями блога единовременно. Блог-технология не позволяет вносить дополнения и изменения в ранее опубликованную в блоге информацию. Модератор может ее только удалить. Такое дидактическое свойство блог-технологии дает возможность разрабатывать методики развития речевых умений обучающихся, при которых особая роль будет отводиться индивидуальной работе каждого студента (в рамках общего группового проекта) и организации сетевого общения между участниками проекта.
3) авторство и модерация (блогам присуще единоличное авторство, модерация блога осуществляется его автором) – дают возможность каждому студенту проявить свои социокультурные умения поиска социокультурной информации, ее переработке и использованию, рассмотренные выше на практике. Автором блога является один человек, который выступает и его модератором. Он определяет цель, тематическую направленность блога и координирует размещение материалов (текстовых, графических, аудио-, видео-) в нем другими пользователями сети. При необходимости он может удалить материал, не отвечающий каким-то критериям. В отличие от вики-технологии, направленной на реализацию групповых проектов, блог-технология позволяет услышать «голос» каждого участника учебного процесса.
4) мультимедийность (возможность использования при создании контента блога материалов разного формата: текстового, графического, фото-, видео-, аудиоматериала) – позволяет использовать материалы разного формата (текстового, графического, фото-, видео-, аудиоматериала). Эта возможность может быть использована для обогащения языкового и социокультурного материала при написании эссе, рецензий, обзоров, отзывов на основе блог-технологии.
В нашем исследовании, вслед за С. Доунсом, мы придерживались следующих пяти основных способов использования блога в обучении английскому языку:
1) преподаватели использовали блоги вместо стандартной классной веб-страницы, на которой они размещали расписание курса, тексты для дальнейшего прочтения и последующего обсуждения; примеры, модели, образцы для выполнения домашних заданий; путеводитель необходимый при написании исследовательской работы; тесты, опросники; материалы для индивидуальных проектов по дисциплине; материалы для обсуждения, для научной исследовательской работы и другое;
2) преподаватели размещали на блоге адреса сайтов, списки ссылок для получения дополнительной информации в соответствии с темой занятия;
3) блоги использовались для организации дискуссий, что позволило студентам и преподавателям лучше узнать друг друга, узнать мнения остальных, выявить сходства и различия;
4) преподаватели использовали блоги для организации классных семинаров и изложения прочитанного;
5) студентам предлагалось создать собственные блоги, в которых они выполняли упражнения, размещали эссе, статьи по предложенным вопросам и др.
Результаты проведенного эксперимента свидетельствуют о том, что использование блог-технологии в образовательном процессе высшего педагогического образования создает условия для выработки эффективных способов решения проблем в процессе формирования социокультурной компетенции:
 формирование коммуникативных умений, навыков работы с аутентичным материалом различной сложности;
 формирование умений самостоятельно получать знания, искать, анализировать и использовать информацию на английском языке, что способствует развитию умений студентов в критическом мышлении;
 формирование социокультурной компетенции как таковой, а также формирование картины мира;
 выявление студенческого креативного потенциала.
В нашем исследовании мы также использовали облачные технологии как платформу для конструирования виртуальной образовательной социокультурной среды, которая дает возможность максимального «погружения» в поликультурную среду, моделируя и имитируя реальные межкультурные ситуации общения.
Общаясь в языковой среде, созданной с помощью облачных технологии, студенты оказывались в реальных жизненных ситуациях. Они были вовлечены в большое количество значимых, реалистичных задач, решение которых требовало умений находить подходящий ответ спонтанно и адекватно, принимать независимые решения, отстаивать свою точку зрения корректно и разумно и другие. Все эти действия способствовали развитию критического мышления студентов, формированию умения монологической и диалогической речи, умения владения этикетом в коммуникации, личных взглядов, ценностей, вкусов, предоставили возможность «прочувствовать» и воспринять иную культуру.
Перечисленные выше облачные технологии имеют большое значение в формировании социокультурной компетенции, требующей приобретения личностного опыта общения с чужой лингвокультурой, создания ситуаций практического использования языка, как инструмента межкультурного познания и взаимодействия. С одной стороны встречи учащихся с иными культурами могут быть смоделированы педагогом в специальных игровых и деловых ситуациях, где уже сами студенты берут на себя роли представителей различных народов и, стараясь удерживать свою новую культурную позицию, вступают в предусмотренный игровым сценарием или заданной ситуацией «межкультурный диалог» по каким-либо проблемам. Но в данном случае имеется в виду расширение границ учебного процесса: не в плане увеличения количества учебных часов, а «выход за пределы классной комнаты/ школы» [7, с.7].
Уникальность данных информационных технологий состоит, с одной стороны, в продуктивном рассмотрении всех возможных аспектов (от лингвистического до культуроведческого и прикладного), с другой стороны, в реализации как традиционных, так и дистанционных методов и средств развития, совершенствования иноязычной компетентности [8, с.97].

Список литературы
1. Hewwit C. ORGs for Scalable, Robust, Privacy-Friendly Client Cloud Computing // IEEE Internet Computing. Vol. 12, no. 5. NY, USA, Sep. Oct. 2008. doi: 10.1109/MIC.2008.107
2. Mell P., Grance T. The NIST Definition of Cloud Computing v15. URL: http://www.slideshare.net/crossgov/nist-definition-of-cloud-computing-v15.
3. Колесникова Е. А. Направления модернизации процесса обучения аудированию // ИЯШ. 2007. № 6. С. 82–87., с. 82
4. Воронина Г.И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением иностранного языка // ИЯШ. 1999. № 2. С. 23–25
5. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направленияи перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2–9.
6. Шишковская Ю.В. Развитие учебной компетенции студентов технического вуза посредством технологий веб 2.0.// Вестник Томского Государственного Педагогического Университета.- 2011.- №6.- С.14-16
7. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе - 2004 - №1 - С.3-7
8. Грейдина Н.Л., Миракян З.Х. Как «Профессор Хиггинс» помогает изучать английский язык// Иностранные языки в школе - 2004 - №6 - С.96-99
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Sabrina0450 (2015-02-12) | Автор: Надежда Александровна E
Просмотров: 691 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 9:29 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [596]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20787]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru