Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Совершенствование развития современного образования с помощью дуальной системой обучения в Республике Казахстан.
В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана первоочередной задачей выдвигается повышение уровня образованности как фактора конкурентоспособности нации.[1] В последнем послании «Нұрлы Жол» Нурсултан Назарбаев сконцентрировал внимание на молодежи, сказав: «молодежь-основа нашего будущего». [2]
Поэтому закономерно, ставится важная задача создания национальной системы образования, соответствующей современным требованиям и мировым стандартам.
Казахстан также идет в ногу со всем миром, используя в системе образования все лучшее из мировой практики для формирования общества, основанного на знаниях.
Используя опыт зарубежных стран Национальная палата предпринимателей РК совместно с Министерством образования и науки запустила проект Дорожная карта внедрения дуального обучения. Сегодня по этой системе работают 60 стран мира.
Дуальная система обучения – самая распространенная, популярная в обществе, среди молодежи траектория профессионального образования ФРГ.[3]
На сегодняшний день уровень подготовки выпускников учреждения технического и профессионального образования зачастую не соответствует современным требованиям рынка труда, т.е. дуальное обучение - это более эффективный способ подготовки кадров. Эффективность заключается в том, что полученные теоретические знания подкрепляются практическими работами в учебных мастерских, а также во время производственного обучения. То, что сегодня расскажут студентам в аудитории, – завтра они применят в действии на предприятии. [4]
Суть дуальной системы обучения - сочетание теоретического обучения с практическим обучением на предприятии. По дуальной системе образования студенты получают более глубокие знания и навыки по выбранной специальности, т.е. эта система, при которой студенты половину всего своего учебного времени посвящают практике на том предприятии, где они в дальнейшем будут работать, что позволяет студентам не только успешно освоить учебную программу, но и получить хорошие практические навыки, наладить контакты в трудовом коллективе.
Практическая (производственная) часть составляет примерно две трети времени обучения, а школьная (профессионально-теоретическая) часть, примерно одну треть времени обучения. Эта система практикуется не только в Германии, а ещё в Австрии и в Швейцарии.
Такая форма образования - прекрасная возможность для работодателей обучить специалистов, нужных предприятию, а для студентов – получить не только теоретические, но и практические знания. [5]
Дуальная система обучения открывает дополнительные возможности повышения эффективности подготовки рабочих и технических кадров высшей квалификации, обеспечивает диверсификацию профессионального образования, т.е. позволяют увеличить разнообразие предлагаемых профессиональных программ. Также, такая система получения образования способствуют более разностороннему профессиональному развитию учащихся иобеспечивает взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимовлияние различных систем (наука и образование, наука и производство и т.п.), что приводит к качественным изменениям в профессиональном образовании.[6]
Работодателям, в конечном счете, экономически целесообразно инвестировать в образование, поскольку «на выходе» они получают готового специалиста, досконально знакомого с особенностями работы именно этого предприятия (организации).
Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».[7]
Подготовленные кадры по окончании обучения сразу же могут быть задействованы в производстве: необходимость профессиональной адаптации отпадает.
Благодаря сочетанию практики и теории будущим выпускникам предоставляется возможность проявить себя, доказать будущему руководителю, что он готов приступить к работе, не хуже специалиста с большим опытом. Появится здоровая конкуренция среди работников и студентов, что способствует улучшения качества получаемых теоретических и практических знаний, будущие специалисты будут заинтересованы и полностью вовлечены в процесс дуального образования.
Благодаря внедрению дуальной системы обучения, создается трехсторонний договор, каждый из участников которого имеет и заинтересованность.
В программе Дорожная карта дуального образования, которая содержит 11 приоритетных отраслей региона такие как: машиностроение, металлургия, сельское хозяйство, транспорт. На период 2014-2016 г.г. более 10 тысяч специалистов по 83 специальностям для порядка с 400 предприятиями совместно с более 170 колледжами осуществят свою деятельность. В этот период объединяться интересы бизнеса, государства и будущего специалиста. Данная система предполагает, что 70-80% времени учащийся обучается непосредственно на производстве, и только 20-30% - в колледже. Основной упор делается на технические специальности т.к. на данном этапе рынок труда наиболее нуждается в данных специалистов. Хотелось бы, чтоб данная программа заняла достойную нишу в нашей системе образования, и получила положительные результаты по итогам завершения. Думаю, что в скором времени дуальная система обучения расширится и предоставит возможность экономическим профессиям, также закрепить свои практические знания в области бухгалтерии и экономики, благодаря этому вырастит класс специалистов подкованных теоретическими знаниям, подкрепленных практическим опытом. [8]
В заключении , хотелось бы, отметить совершенствования современной системы образования с помощью дуального метода обучения позволит решить основную проблему профессионально-технического образования - разрыв между теорией и практикой.
Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни.
И в безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для своей экономики.

Список использованных источников:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г
2. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 11 ноября 2014 г
3. www.akorda.kz
4. www.palata.kz
5. www.meta.kz
6. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020
7. http://news.nur.kz/214021.html
8. Статья «Перспективы и возможности внедрения дуальной системы обучения.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Сапаркуль (2015-02-19) | Автор: Жамиля E
Просмотров: 440 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 5:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20717]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru