Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

«Развитие творческих и интеллектуальных способностей через использование интенсивных педагогических технологий»
«Развитие творческих и интеллектуальных способностей через использование интенсивных педагогических технологий»
Тасименова Лилия Владимировна - преподаватель химии УТКС
Химия – один из самых трудных предметов. А между тем, химическое образование необходимо для создания у учащихся отчетливых представлений о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества. К сожалению, в учебных программах не используется научно – практический потенциал химической науки. Усилить практический аспект подготовки учащихся можно за счет использования теории практико – ориентированного обучения, основная цель которой – подготовка учащихся к решению задач, возникающих в практической деятельности человека, формирование готовности к применению знаний и умений в процессе жизнедеятельности [2]. Наряду с последовательным и логичным изложением основ науки важно на всех этапах обучения в каждую изучаемую тему включать материал, отражающий значение веществ, природных закономерностей в повседневной жизни.
Однако, основная масса предлагаемых авторами учебников заданий - стандартные, а в жизни человек сталкивается с задачами нестандартными. Поэтому я систематизирую и апробирую систему учебных практико – ориентированных заданий по некоторым наиболее значимым темам курса химии для специальностей «Повар», «Модельер-закройщик», «Портной». Содержание таких заданий опирается на программу соответствующего класса, несет познавательную нагрузку, искомые и заданные величины реальны [1]. Для успешного выполнения таких заданий необходимо не только и не столько знание фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция. А это шаг к воспитанию творчески активной личности. Практико – ориентированные задания можно разделить на 3 группы: теоретические, экспериментально – теоретические, расчетные).
Приведу некоторые примеры таких заданий:
Можно также использовать задания, способствующие формированию творческой информационной компетентности: «Полезные рекомендации начинающему портному», мини – пособий («Техника безопасности на домашней кухне», эссе («Жизнь без топлива», «Такая простая алюминиевая ложка»), сообщений («Химический характер житейских ситуаций»). Решение экспериментальных задач практической направленности, хотя бы таких как, а также обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности. Учащихся захватывает сам процесс поиска путей решения задач. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление [3]. Практико – ориентированные задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу (и не только по химии), что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности.
Понимая и осознавая необходимость интеграции, в нашем училище преподавателями биологии, информатики, географии, и химии разрабатываются и проводятся интегрированные уроки. Тесное сотрудничество учителей-предметников, делает процесс обучения более качественным и интересным. В качестве примера можно привести недавно проведенный интегрированный урок с учителем биологии Сулейменовой А.Р. по химии и биологии в группе поваров на тему «Элементы жизни».
Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину. Основные его свойства - синтетичность, универсальность. Он позволяет посвятить учащегося в конечные цели изучения не только данной темы, раздела, но и всего материала, быстрее включить его в познавательный процесс.
Интегрированные уроки позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, способствует формированию творческих, коммуникативных и организаторских умений, способности работать в группе, навыков практической деятельности. Еще Ушинский говорил: «Развитие без накопления знаний – мыльный пузырь».
Активное развитие уровня мышления у учащихся, привитие интереса к предметам естественного цикла на уроках химии достигается мной путем применения современных технологий.
На всем протяжении развития человечества была необходимость обучать и воспитывать подрастающее поколение. Любая дидактическая задача решается при помощи соответствующей технологии обучения.
Каждую дидактическую задачу можно решить с помощью соответствующей технологии, то есть дидактических процессов, организационных форм и учителя, вернее, его отношения к ученикам и процессу их обучения.
Дидактическая задача, поставленная сегодня перед образованием - это воспитание личности.
Но в лицей приходят не просто учащиеся, в лицей приходят личности. Каждый из них приносит в лицей свой мир чувств и переживаний, ничем не отличающийся от мира учителя. В трудах Авиценны имеются слова: «Обращайся с человеком так, как ты хотел бы, чтобы обращались с тобой». Этот подход на своих уроках применяю я и стараюсь, чтобы каждый учащийся почувствовал в себе уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться, не допускать, чтобы он отстал и заметил свое отставание.
При объяснении нового материала - ученик слушает (или имитирует, что слушает), запоминает и воспроизводит услышанное (по определению психологов, это-1 уровень развития личности); либо слушает, запоминает, воспроизводит и может применить полученные знания в практической деятельности (по определению психологов- II уровень развития). Нашему обществу, которое стремится соответствовать современному уровню прогресса, необходимы прежде всего личности, умеющие на основе полученных знаний создавать что-то новое, творчески подходить к делу, иметь свое собственное мнение (3 уровень развития).
В своей практической деятельности я использую такие виды уроков, как урок-лекция, урок-беседа, киноурок, урок практических работ, урок самостоятельных работ, урок-семинар, урок контрольная работа, лекция – визуализация. Для учащихся со сниженным эмоциональным компонентом, которым свойственно холодность, равнодушие, слабые отрицательные эмоции, проявляющиеся в учебной деятельности, являются особо полезными уроки-конкурсы, уроки КВН, которые вызывают непосредственное желание участвовать в уроке, осваивая необходимый учебный материал и др. Чтобы любой урок был интересным, познавательным, считаю важным в планировании любой темы оставлять место неизвестному, загадочному, чтобы каждый урок был маленьким окошечком в большой мир науки. Для этого в любое задание включаю элементы, связанные с развитием логики, выявлением причинно-следственных связей. И здесь самое сложное – отбор информации для заданий, чтобы они носили не репродуктивный характер, а развивающий, причем независимо от типа урока, даже в зачетный урок включаю задания – «изюминки», которые не только обучают, но и способствуют развитию творческого мышления.
Активизировать познавательную активность, способствовать развитию творческого потенциала каждого ученика и наладить процесс сотрудничества с учениками мне помогают нестандартные формы уроков. Выделю следующие группы нестандартных уроков: 1.Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, деловая игра, викторина, ролевая игра, дуэль и т.д.
2. Уроки, основанные на формах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.
Немаловажное значение для организации урока принадлежит выбору методов и приемов обучения. Мной применяются методы, стимулирующие познавательную деятельность: эвристическая беседа, проблемное обучение, выполнение прогностических заданий типа «Что будет, если…».
Развитие творческих способностей учащихся будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе ко¬торого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достиже¬ние конечной цели [4].
Основным направлением моей педагогической концепции стало: «Создание условий для развития у учащихся практических навыков, знаний, умений и ценностей, которые позволят им принимать индивидуальные и коллективные решения». Сам процесс образования я рассматриваю не просто как процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков, а, главным образом, как продуктивную встречу поколений, как сохранение и обновление высокой духовной культуры [5].
Для реализации данной концепции мною выбрана и применяется смешанная модель образования, которая представляется наиболее перспективной. Основные задачи, которые я решаю на уроках и внеклассных мероприятиях:
развитие творческих способностей учащихся и химического мышления;
формирование разносторонней личности, способной к исследовательской деятельности;
воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.
На своих уроках использую следующие приемы педагогической техники: для контроля за уровнем усвоения учебного материала применяю такие формы опроса: дидактические карточки, словарный марафон, словарный и кодированный диктант, опрос по цепочке, взаимоопрос, беседа. Изучая новую тему, я стараюсь использовать не только традиционные формы и методы (рассказ-объяснение, лекция, эвристическая беседа), но и не традиционные «лови ошибку», «удивляй», «привлекательная цель», «практичность теории», «карта сознания», «светофор», «да-нетка»[6].
Чтобы способствовать развитию творческих способностей учащихся необходимо и изменить формы и методы ведения урока, разнообразя их, сделает ученика активным участником учебного процесса. Совместная работа учителя и ученика на уроке делает этот урок интерактивным. Таким образом, новые, нестандартные (интерактивные) формы обучения, личностный подход к учащимся - это пути совершенствования учебных занятий, нацеленных на эффективное решение образовательных и воспитательных задач, активизацию познавательной деятельности учащихся, развития творческих способностей каждого ученика.

Литература
1. Выготский Л.Н. Воображение и творчество - СПб., 1997.
2. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М., 1992.
3.Гречухина Т.И. Учебно-исследовательская и проектная работа учащихся как средство освоения социального проектирования. Образование. 2002. Выпуск №5. стр. 323.
4. Курганский С.М. Реализация развивающих целей обучения на уроках химии.2002. Образование. Выпуск № 4 стр. 43.
5. http://festival.1september.ru/
6. http://nsportal.ru/shkola/khimiya

Источник: http://Литература 1. Выготский Л.Н. Воображение и творчество - СПб., 1997. 2. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Лир (2015-02-28) | Автор: lir E
Просмотров: 694 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 8:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru