Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Развитие речи через использование универсального конструктора Г. Урадовских.
…Чтобы научиться говорить,
надо говорить.
.Р. Львов
Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с богатством языка: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи.
Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Год от года растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку.
Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей в детском саду, а также единые требования в дошкольном учреждении и семье, позволяют ускорить формирование речевой активности. Развитию речи в детских садах уделяется большое внимание на занятиях, что дает положительные результаты. Не отрицая необходимости специальных занятий по развитию речи, следует отметить: их эффективность находится в прямой зависимости от того, как ребенок будет включать в активную речь полученные навыки. Одно из основных условий нормального психофизического развития ребенка и подготовки его к обучению в школе — это своевременное овладение правильной, активной речью.
Курс предшкольной подготовки нацелен на развитие у детей интереса к обучению в школе и формирование волевой готовности к учению. Владение навыками языковой деятельности является необходимым условием решения задач интеллектуального развития и нравственного воспитания детей. Чем полноценнее будет обучение языку в дошкольном возрасте, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Современные требования государственного стандарта – это освоение старшими дошкольниками базовых норм и правил языка в пределах возрастной компетентности, формирование умения их применять в конкретных ситуациях, овладение основными коммуникативными навыками.
Многими учеными доказано, что продуктивная деятельность напрямую связана с речевой.
Имя кандидата педагогических наук Галины Урадовских хорошо известно многим педагогам. Она — автор «лоскутного» конструктора, или лоскутной мозаики, как иногда называют педагоги это пособие. Ею предложена система занятий по конструированию. Я расширила область применения «лоскутного» конструктора и успешно использую его на занятиях развития речи.
Через применение универсального конструктора Г. Урадовских реализуются программные задачи:
• формируется активный словарь;
• формируется монологическая и диалогическая речь;
• формируется грамматическая правильность речи;
• дети учатся размышлять, фантазировать.
Конструктор состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, и «рабочих полей» — стендов, обтянутых светлоокрашенной тканью. Работа с конструктором предполагает выкладывание фигурок на фон в соответствии с замыслом маленького художника. Малыш, таким образом, с успехом осваивает основы композиции, обучается различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от той же аппликации конструктор позволяет ребенку легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом работа доставляет ему еще и приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.
Так как для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов. То есть конструктор представляет собой «потенциальное поле успешности» для самых разных детей. Подобное конструирование – это синтетическая деятельность, в ходе которой могут одновременно решаться образовательные задачи речевой, изобразительной и конструктивной деятельности, предоставляя детям дополнительные возможности для развития сенсорных, познавательных, речемыслительных и творческих способностей.
Я, опираясь на опыт Г. Урадовских, разработала рекомендации по применению универсального конструктора на занятиях развития речи. Основанием является представление о взаимосвязи продуктивной деятельности ребенка и его речи. Детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе деятельности, так и в процессе обсуждения её результатов, побуждают детей говорить. И даже трехлетки могут создавать с его помощью разнообразные варианты предметных, сюжетных, пейзажных и декоративных композиций, а участие ребенка в создании коллективного произведения естественным образом порождает ситуации общения, речевого диалога. Это означает, что собственно продуктивную деятельность можно органично «вживлять», имплантировать в занятия по обучению детей правильно и красиво говорить.
Работа воспитателя по развитию речи в процессе конструирования включает несколько этапов и предполагает определенную последовательность:
1) Сначала воспитатель побуждает ребенка произнести слова вместе с собой (сопряженная речь).
2) Далее ребенка побуждают к самостоятельному высказыванию. Это высказывание состоит из одного слова, затем приобретает форму простого предложения.
3) Составление простого предложения, наконец, разрастается до самостоятельно построенного распространенного предложения.
Работая с конструктором в системе, мною накоплен комплекс дидактических упражнений, игр с лоскутной мозаикой.
Выкладывание предметных картинок
- Выложи домик, животное и опиши.
- Составь предложение по выложенной картине.
• Заучивание.
Лоскутный конструктор так же можно использовать при заучивании. При повторном чтении стихотворения дети выкладывают из лоскутков его сюжет
• Выкладывание картинок на определенный звук на занятиях звуковой речи.
• Чтение сказки и выкладывание сюжета сказки, восстановление сюжета.
Например, на занятии по ознакомлению с окружающим по теме «Волшебница-Водица» для закрепления знаний о воде дети по подгруппам выкладывали сюжет сказки «Жила-была Речка».
• Моделирование сказок
Например, моделирование сказки «Жихарка». Дети рассказывают сказку с заместителями, выкладывая из деталей конструктора.
Еще раз хотелось бы отметить, что цель использования данного пособия не выложенная картина, а результат речевой деятельности.
После систематического использования универсального конструктора дети могут составлять мини – рассказы, рассказы-описания, сочинять сказки, придумывать загадки и т.д..
Диагностика, проведённая мною в начале учебного года в старшей группе для выявления уровня речевого развития детей показала следующие результаты: высокий уровень речи – 20% , средний – 47%, низкий – 33%.
После использования на занятиях и вне занятий выше описанной методики, результаты изменились: высокий уровень – 50%, средний уровень – 47%, низкий уровень – 3 %.
Методика работы с универсальным конструктором Г. Урадовских показала эффективность, практическую значимость, дающую в работе с детьми высокий положительный результат.
В результате чего:
- у детей повысился интерес к языку, внимание к слову;
- повысилась активность речи, каждый ребенок стремится к самостоятельному выстраиванию речевых высказываний;
- повысился речевой уровень развития;
- совершенствуются конструкторские умения, конструирование детей носит творческий характер.

«Африка»
«В моей Африке всегда светит солнце, оно нагревает песок, и поэтому он всегда желтый. На другой стороне Африки есть речка, и там купаются жители Африки. Среди песков растет большая – пребольшая пальма, на ней всегда много вкусных кокосов. В Африке небо всегда ярко – синее».
Афанасьева Аня (5 лет).
Категория: Профессиональное образование | Добавил: afrodita (2015-04-03) | Автор: Евгения Боровикова E
Просмотров: 439 | Теги: развитие речи у дошкольников, Галина Урадовских, универсальный конструктор | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:32 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20702]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru