Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

методическая разработка урока по предмету метрология, стандартизация и сертификация на предприятиях общественного питания
Тема: «Государственный метрологический контроль и надзор».

Тип урока: комбинированный.

Цель: а) Закрепить знания учащихся о метрологии как науке.
б) Сформировать навыки применения метрологии на практике.
в) Расширять кругозор учащихся.

Межпредметные связи: производственное обучение, общественное питание, сертификация, стандартизация, история, литература.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал.

СЛАЙД -1 Эпиграф:

"Наука начинается тогда, когда начинают измерять ". Д.И. Менделеев

План урока:

I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания
III . Закрепление изученного материала.
IV. Обобщение урока.
V. Задание на дом.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Проверка готовности группы, проверка отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания
Тема: «Государственный метрологический контроль и надзор»

На прошлом уроке мы рассмотрели тему «Государственный метрологический контроль и надзор» сегодня мы продолжаем эту тему и она является завершающей в разделе метрология. Чтобы понять, что в себя включает государственный и метрологический контроль и надзор, нам необходимо знать основные понятия метрологии. И нам как будущим работникам предприятий питания нужно знать какую роль играет он и метрология в целом для общественного питания.

Поэтому цель нашего урока: Закрепить знания метрологии как науки и научиться на практике применять знания метрологии.


1. Какую науку называют метрологией?
-Метрология (от греч. «метро»-мера, «логос»-учение) – это наука об измерениях, методах и средствах измерений.
2. Когда зародилась метрология как наука?
-Первыми средствами обеспечения единства измерений были объекты, которые имелись в распоряжении человека всегда, т.е. люди ориентировались на те, что были "под руками и под ногами". У казахов, как у воинов всегда под рукой была сабля.
Для каждого человека размер сабли индивидуален. Если протянуть прямую линию от кончика рукоятки до острия, то она должна составлять 12 кулаков владельца оружия. 12 своих кулаков как раз составляют размер руки каждого человека.
Размер боевого топора зависел от величины человеческой пяди, то есть максимальное расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев. В этом заключается мудрость народной метрологии.

Преподаватель: История отечественной метрологии берет свое начало с 1923г. Когда было организованно Семипалатинское отделение Томской поверочной палаты. Тогда она состояла всего из семи человек. Сегодня метрологии Казахстана – 80 лет.

3.Что является объектом и субъектом метрологии?
- Объектами измерения в метрологии являются физические и нефизические величины.(свойства объекта- длина, масса и т.д.)
Субъекты метрологии - это Государственные метрологические службы, которые обеспечивают единство измерений (ГМС). ГМС в свою очередь находятся в ведении Госстандарта РК.

3.Что называется измерением?
-Измерение – это совокупность операций, которая выполняется с помощью технического средства для того чтобы получить значение измеряемой величины.
4. Что называется погрешностью измерения?
- Погрешностью называется отклонение результата измерения от действительного значения измеряемой величины.
5. Что называется средством измерения?
- это механическое устройство, которое используется для измерений и имеет нормированную погрешность (измерительные приборы, измерительные установки).

СЛАЙД -2

6. Что называется эталоном величины?
-Эталон величины - это высокоточная мера, предназначенная для воспроизведения и хранения единицы величины, с целью передачи ее размера другим средствам измерения.

СЛАЙД-3

Государственный эталон(первичный)
Государственный первичный эталон единицы массы, хранящийся в Эталонном центре РГП «Казахстанский Институт Метрологии», предназначен для воспроизведения, хранения и передачи размера единицы массы рабочим эталонам по ГОСТ 7328. Действительное значение единицы массы, воспроизводимое эталоном, на основании сличений с эталоном-копии прототипа килограмма ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» составляет 1 кг -0,229 мг. (2000г)

7. Что такое порог чувствительности и диапазон измерения? -
-Это метрологические характеристики средств измерений.
Диапазон измерений - это нижний и верхний предел измерений.
Порог чувствительности - это наименьшее изменение измеряемой величины, которое вызывает заметное изменение сигнала.

Преподаватель: Сегодня большое значение имеет применение метрологии в общественном питании.
8.Какую роль играет метрология в общественном питании ?
-В общественном питании рассчитывают расход сырья, выход полуфабрикатов и готовых изделий. Производят калькуляцию блюда, на основе нормы вложения продуктов по массе брутто, нетто и их цены, получают стоимость блюда или изделия.

III . Закрепление изученного материала.
СЛАЙД-4

Калькуляция блюда
Для составления калькуляции блюда «Бутерброд с паштетом и яйцом» нам необходимы следующие продукты:

Бутерброд с паштетом и яйцом.
Наименование продуктов Брутто, гр. Нетто, гр. Цена за кг. Сумма, тг.

Паштет из печени - 25 720 18
Масло сливочное 5 5 400 2
Яйцо 1/4 шт. 10 18 4,5
Хлеб 30 30 70 2,1

Выход 70 гр. 26,6 тг.

Практическое задание: По аналогии составить калькуляция других блюд.

9. Какие еще измерительные установки используются в общественном питании?
Различные технические установки и средства измерений применяются так же для измерения влажности муки, определения калорийности блюда, времени и температуры приготовления блюда.

СЛАЙД-5

Рассмотреть измерительную установку и метод измерения на примере определения влажности муки

Влажность муки — важнейший показатель ее качества, в соответствии с которым рассчитывается количество воды для замеса теста.
Во всех сборниках рецептур указано кол-во муки и воды для замеса.
Как определили соотношение компонентов?
Ответ: зная влажность муки! Влажность хлебопекарной муки в соответствии со стандартом не более 15,0%. Все расчеты на хлебопекарных предприятиях ведут на базисную влажность муки, равную 14,5%.

10. Как определить влажность муки? .
-Определение влажности муки осуществляется согласно ГОСТ 9404 воздушно-тепловым методом, заключающемся в обезвоживании муки в воздушно-тепловом шкафу СЭШ-ЗМ при фиксированных параметрах температуры и продолжительности сушки.
Берут две пробы в бюксы и помещают их в сушильный шкаф, нагревают до температуры 140 градусов в течении 40 мин., затем вынимают и охлаждают в течении 20 мин.и взвешивают, за результат принимают среднее арифметическое двух измерений.
Электрический сушильный шкаф СЭШ-ЗМ



11.Какие факторы могут повлиять на результат измерения?

СЛАЙД-6

Факторы, влияющие на результат измерения

Факторы, влияющие на результат измерения

1.Объект измерения.

(характер объекта, плотность, кривизна) 2.Субъект-оператор, проводящий измерение.

(квалификация оператора, собранность, настроение и т. д.)
Искусство оператора заключается в том чтобы соответствующими способами исключить факторы, искажающие результат измерения. 3. Условия, при которых проводится измерение.

(влажность воздуха, температура окружающей среды.) 4. Освещение



(при естественном освещении производительность труда на 10 % выше) 5. Режим труда.

(Наибольшая работоспособность наблюдается в утренние часы с 8-12ч. Затем работоспособность снижается с 12-14ч., с 14-16ч повышается, и с 16ч снова идет на спад.

Преподаватель: предприятия общественного питания в основном работают с измерительными приборами, определяющими массу и вес продуктов и сырья. На примере весов давайте рассмотрим:
Задача
На работе Миша и Витя получили задание расфасовать сахар на порции по 500гр, каждому дали по 15 кг. И Миша и Витя работали с товарными весами, но Миша успел взвесить все с 9.00 до 10часов, а Витя принялся расфасовывать с 17.30 часов. Все правила взвешивания были соблюдены у обоих операторов. Но после контрольного взвешивания выяснилось, что Витя в отличии от Миши распределил вес по мешочкам не точно.
Вопрос: почему?

Преподаватель: В метрологии есть такие понятия как калибровка и поверка средств измерений.

12. Что такое калибровка и поверка измерительных приборов и в чем их различие?
-Калибровка- это совокупность операций, для определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик, а так же для выяснения пригодно ли средство измерения к применению. Калибровку проводит любая метрологическая служба.
-Поверка- это совокупность операций, выполняемых органами гос.метрологической службы. С целью подтвердить, что средство измерения соответствует установленным обязательным требованиям.

13. В каких случаях осуществляется поверка средств измерений?
-СИ подлежат метрологическому контролю при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту, при продаже и при эксплуатации. Если СИ по результатам проверки признанно пригодным к применению, то на него и его техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма и выдается «Свидетельство о поверке».
Далее проводится клеймение СИ. Клеймо наносится на металлическую пломбу, имеет как правило форму круга внутри которого изображение.

СЛАЙД-7 (свидетельство об утверждении типа средств измерения)

СЛАЙД-8 (Рисунок клейма и свидетельства о поверке)

14.Кто несет ответственность за состояние весоизмерительного оборудования? -
-Руководитель предприятия.

15.На какой нормативной базе основывается метрология?

СЛАЙД-9 (закон)

Закон Республики Казахстан «Об обеспечении единства измерений»
от 7 июня 2000 года N 53

16.Что влечет за собой нарушение метрологических правил?
-В соответствии с законом РК виновные в нарушении несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в виде штрафных санкций от 10 до 20 мин.размеров оплаты труда.

IV. Обобщение урока.
Сегодня на уроке мы с вами повторили и закрепили тему «Государственный метрологический контроль и надзор» Научились на практике применять знания, полученные при изучении данной темы.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: diko_83 (2015-09-04) | Автор: Динара Валерьевна E
Просмотров: 740 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 6:49 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [594]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20780]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru