Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Профессиональная рефлексия как фактор развития инновационного потенциала педагога.
Профессиональная рефлексия как фактор развития инновационного потенциала педагога.
Елентаева Жанот Узакбаевна
(Каргалинский районБадамшинская средняя школа № 2)

Одной из главных задач на сегодня является образование. Знания во все времена имели большую ценность, но особенно сейчас, в условиях развития конкурентноспособного общества, эта задача – получение качественного образования – является как никогда актуальной. Наше государство стремиться сделать свое образование одним из самых лучших в мире. Прямое тому подтверждение- послание Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»», одним из направлений которого является»знания и профессиональные навыки- ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров» В последнее время в профессиональном развитии учителей происходят глубокие изменения , затрагивающие не только методы преподавания,но, в первую очередь, их философию, взгляды и профессиональные убеждения. В этой связи , я считаю важным обратить внимание на явление , имеющее приоритетное направление для процесса профессионального развития - это профессиональная рефлексия учителя Именно благодаря рефлексии новые идеи, информация, не используемые ранее формы практики не только осознаются, но и становятся частью личности педагога, глубоко осваиваются им и принимаются им. Отмечая принципиальные трудности в анализе рефлексии, многие исследователи подчеркивают и важность ее изучения. По мнению Ю.Н. Кулюткина, рефлексия - это осмысление форм и предпосылок деятельности, критический анализ знания и методов познания, процесс самопознания, раскрытия внутреннего строения и специфики духовного мира человека [1]. Им же отмечено, что благодаря «рефлексии человек становится способным проанализировать прежние основания и методы деятельности и выработать новые мыслительные стратегии, адекватные новым ценностям [2]». Представление учителя о понимании его учащимися ─ это и есть образ, сформированный в результате прогнозирования, который опирается на прошлый опыт и актуальную ситуацию взаимодействия. Учитель смотрит на себя как бы глазами учащихся. И чем выше у учителя развита эта способность к рефлексии, тем выше его педагогическое мастерство. Таким образом, к осуществлению педагогической рефлексии начинающий учитель приходит, накапливая опыт педагогической деятельности. Не случайно российский педагог Б.З. Вульфов [3] разграничивает профессиональную рефлексию и педагогическую рефлексию. Профессиональная рефлексия ─ это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия, в том числе с существующими о ней представлениями. Педагогическая рефлексия понимается им так же, как и профессиональная рефлексия, но в содержании, связанном с особенностями педагогической работы и собственным педагогическим опытом. В данных определениях указывается на необходимость в процессе обучения взаимодействия двух разнонаправленных видов рефлексивной ориентации сознания педагога: исследование собственных действий и исследование им действий ребенка. Ясно просматривается необходимость позиции учителя «Я и дети». Если у будущего учителя не сформирована подобного рода рефлексия ─ это означает, что его внутренний мир как бы выключен из его профессиональной деятельности, он отчужден от духовного совершенствования. Профессионально-личностная рефлексия способствует формированию у начинающих учителей обобщенного представления о профессии, о содержании и структуре педагогической деятельности. Благодаря данной способности появляется эталонный образ педагога-профессионала, расширяется его информированность и осведомленность об актуальных педагогических проблемах. С помощью профессионально-личностной рефлексии учитель получает представление о степени своего соответствия профессиональным эталонам, определяет границы своих возможностей, обретает знание о своих сильных и слабых сторонах, вероятных зонах успешности и неудач, путях самосовершенствования. При проявлении профессионально-личностной рефлексии идет процесс самосозидания педагога как субъекта педагогической деятельности через соотнесение своих возможностей, своего индивидуального опыта, своей компетентности с требованиями профессиональной деятельности, происходит оценивание своей профессиональной готовности. Будущему учителю необходимо знать, какими умениями, способностями он должен обладать, осознавать, в какой мере у него развиты данные умения и способности для успешной самореализации в педагогической деятельности. Следовательно, подготовка к педагогической рефлексии и развитие необходимых для этого умений должны начинаться уже в педагогических учебных заведениях до начала педагогической деятельности со способности студента к профессионально-личностной рефлексии ─ с соотнесения себя и возможностей своего «Я» с тем, что предъявляет избранная профессия Имея большой педагогический опыт прошлых лет я думаю, что сама профессия учителя глубоко рефлексивна, так как невозможно глубоко и вдумчиво обучать, если при этом ты не стараешься увидеть себя со стороны, понять и осознать то, как происходит воздействие на ученика, каково твое место в процессе урока и процессе учения в целом. Учитывая роль, которую рефлексия играет в процессе профессионального роста, важно понять - почему рефлексивная практика учителей связана с некоторыми трудностями. Во многом анализируя свою деятельность мне кажется, что мы не видели проблем рефлексии, потому что не выделяли ее как значимую сторону профессиональной практики. Анкетный опрос показывает, чтоучителя много рефлексируют на тему своей практики и лишь только 4,5% , что рефлексия, с их точки зрения, качественна. Зачастую она носит поверностный характер, быстро затухает, не ведет к выводам и преобразованию практики.Для многих учителей рефлексия выливается в процесс «самоуспокоения», не ведет к постановке вопросов к себе самому, которые способствовали бы дальнейшему развитию . К группе причин можно отнести «непонимание учителями необходимости в рефлексии», «привычка искать метод, прием, а не сфокусироваться на смысле и философии деятельности», «учителя боятся признать, что что-то в их работе не так, как надо», «неприятие или отторжение нового», «личные амбиции учителей». Так что же способствует эффективному рефлексированию? Надо найти стартовые позиции для размышлений о том, как осуществляется развитие рефлективной культуры и навыков у учителей, для осознания значимости рефлексии для их профессионального роста. Я считаю, что важными составляющими данного процесса будут наличие специально организованной деятельности учителя, наличие среды , в которой стимулируется сотворчество, создаются условия выбора и активизация отношений между участниками рефлексивной деятельности, которые обеспечивают сложение сил, единство действий и взаимосвязь деятельности ее участников. Необходимо ,чтобы каждый учитель сделал рефлексию повседневной потребностью, так процесс обучения чрезвычайно емкий по каждодневным событиям для личности, если эти события замечать, использовать как инструмент роста личности каждую минуту обучения. Особенностью новых госу¬дарственных стандартов общего образова¬ния является их ориентация на универсаль¬ные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Важное требование - формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Мне как учителю истории важно научить рефлексировать своих учеников , потому что стадия рефлексии необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы. «По своей сути рефлексия представляет собой обращённость познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, своё психологическое состояние. Именно во время рефлексии мы можем сомневаться, делать выводы, осознавать новое». Цель рефлексии не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими результатами. Поэтому рефлексия должна осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексия дает возможность понять ученику, как он мыслит, зафиксировать сильные стороны деятельности. Важно , что в процесс рефлексии должны быть вовлечены и учащиеся , и учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным. Рефлексия может осуществляться в устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию. Еще более важно, чтобы этот процесс осуществлялся без принуждения. Каким же образом я могу стимулировать рефлексию на своих уроках? Исходя из своего опыта работы учителя истории , считаю действенным механизмом могут быть вопросы. Но это не просто способ стимулирования активности процесса рефлексии, но это еще и способ показать учащимся путь к самостоятельной рефлексии. Побуждение к постановке вопросов учащимися - наиболее важная и одновременно трудная задача преподавателя в процессе обучения. Результатом является изменение уровня сформированности ключевых компетенций у школьников. Таким образом, рефлексия содействует учителю осознать собственные действия и действия учеников, в становлении нового педагогического опыта, связанного с ТРКМ, а рефлексия ученикам помогает в осознании своего «Я», собственных действий и действий других учащихся и преподавателей, помогает рождению нового знания, развитию личности В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным. Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже сложный вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких, как история, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, очень актуальна технология критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Подводя итоги всему выше сказанному, остановимся на главных выводах:
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
При проведении рефлексии следует учитывать возраст учащихся и их категорию.
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения: букет настроения, цветок настроения либо дерево настроения; эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент). На среднем и старшем этапах обучения можно использовать следующую опору. Рефлексия деятельности - этот вид рефлексивной деятельности приемлем на разных этапах урока. На этапе защита проектных работ я использую оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. В начале урока на этапе warm-up я обычно использую прием «Корзина идей, понятий, имен» или прием «Кластер». На любом этапе урока можно использовать «Диаграмму Венна», прием «Кубик». В старшем звене эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость». Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); достаточно известный прием синквейна. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, в каждом коллективе. Он доступен по форме и средствам воплощения. Надеюсь, мои знания, мой опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.

Пристатейные списки литературы
1.Кулюткин Ю.Н., Бездухов В.П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. – Самара : Изд-во СамГПУ, 2002. – 400 с.
2. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. − СПб. : Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1996. – 175 с.
3. Вульфов Б.З. Профессиональная рефлексия в непрерывном образовании // Гуманизация образования. – 1994. – № 2. – С. 31–34.
Список литературы
1. Бизяева А.А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя : автореф. дис. ... канд. психол. наук. − СПб., 1993. – 20 с.
2. Насырова Г.У, Тимченко Т.М. Приемы активизации исследовательской деятельности учащихся.-Алматы ,2014
3.Сабитова Л.Б. Способность к профессионально-личностной рефлексии как фактор успешного становления будущего учителя. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5
4. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.
5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: zhanna1271 (2015-10-11) | Автор: Елентаева Жанот Узакбаевна E
Просмотров: 458 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20700]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru