Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Использование одного из модулей программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии уроков
Использование одного из модулей программы
«Обучение критическому мышлению»
при планировании серии уроков

Проходя трёхуровневые курсы повышения квалификации учителей 3-го базового уровня, сделала вывод о том, что необходимо пересмотреть свой подход к преподаванию. «Убеждение учителя играет большее значение, чем его знания, поскольку убеждения в процессе обучения влияют на всё, что он делает в классе» [1,48]. Невозможно применение на практике лишь одного из семи модуле, необходимо применять их в совокупности, то есть интегрировать. Одном из наиболее сложных, но в то же время необходимых и важных, я выделила применение такого модуля, как «Критическое мышление». С данным понятием я сталкивалась неоднократно, но знала только его название. Проходя курсы, я заинтересовалась сутью данного модуля, попыталась углубить свои теоретические знания и попыталась воплотить их на практике. По данному вопросу консультировалась с коллегами, прошедшими уровневые курсы. На данный момент я понимаю философию данного модуля.
«Критическое мышление» - один из модулей, применяемых в современной системе обучения. Именно применение данного модуля способствует развитию мышления, развитию особого вида умственной деятельности, суждению, определённому уровню поведения в обществе. «Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане» [1,47]. Критическое мышление – это определённый подход к осмыслению, анализу, синтезу, который в дальнейшем в результате наблюдения и опыта станет основанием к действию. Это позволит принимать во внимание различные альтернативные взгляды, суждения, мысли, идеи. Именно поэтому мною выбрана данная тема.
Придя на практику, у меня возник вопрос: «Как применить данный модуль на практике?» Составляя среднесрочное планирование, я выбирала те стратегии, которые позволят воплотить в реальность идею Критического мышления. При составлении ССП и при проведении серии уроков, основной упор я сделала на Руководство для учителя, изучила идеи модуля. [1,47]. В ресурсах данного этапа «Лицом к лицу» мною выбраны приёмы развития и формирования критического мышления у обучающихся. Выбирая задания для проведения серии уроков так же опиралась на ресурсы первого месяца прохождения курсов, где авторами предложены стратегии, формы, приёмы и методы для деятельности обучающихся на уроке. Все уроки, разработанные и проведённые мною, соответствуют требованиям ГОСО и программе преподавания русского языка в 4 классе.
Опираясь на теорию конструктивистского подхода к обучению, изучая идеи авторов, мы рассматриваем критическое мышление, как приобретение доказательств посредством наблюдения и слушания и применение соответствующих решений для принятия решений. [1,47].
Мною была найдена основа для применения модуля «Развитие критического мышления». Планируя каждый свой урок, делала упор на современную модель и структуру урока. Модель современного урока состоит из трёх этапов - это «Вызов – Осмысление – Рефлексия». Вызов – это мотивация. Здесь необходимо психологически настроить на урок обучающихся, мотивировать на самообразование, создать коллаборативную среду. Все те задания, которые я подбирала к этапу вызова соответствовали возрастным особенностям обучающихся, имели элемент игры и занимательности. Конечно, у меня были временные ограничения, поэтому старалась регламентировать время каждого этапа, начиная с этапа вызова. На этом этапе мною применён диалог: учитель – ученик, ученик – ученик. Все проведённые мною уроки проведены, как групповая работа с использованием и парной работы, и индивидуальной работы.
Может возникнуть вопрос: «Зачем применять данный модуль и предложенные стратегии?» Ответ очевиден: «Это позволяет талантливым и одарённым детям получать поддержку учителя и одноклассников, а всем обучающимся – возможность найти себя, способ самовыражения. Стадия «вызова» - это начальный этап урока. Именно на этой стадии формируется отношение к уроку, поэтому составленные мною задания и подобранные стратегии позволяли учащимся самостоятельно формулировать, извлекать тему и цель урока. Учащимся было предложено составить ассоциативный ряд, извлечь нужную информацию. Особенно ребятам понравилась предложенная мною стратегия «Портфель и корзина». Эту стратегию применила не только в серии уроков, но и в ходе других уроков. Данное задание ведёт к развитию трёх элементов саморегулируемого обучения (по Перри): самонаправленность, самостоятельное определение темы и цели, выбор стратегий.
Все задания для проведения уроков мною разработаны на основе таксономии Блума, на первом этапе, этапе «вызова» детям даны задания на имеющиеся у них знания. Одно из главных преимуществ модуля Критическое мышление – это основной возможностью является пробы, действия, размышления (по Кохлбергу).
На этапе вызова обучающимся предложено ознакомиться с информацией визуального или устного характера, применялся опрос. Здесь же необходимо было определить ключевые позиции, предположения, или гипотезы. Основой этого этапа на уроках стало применение диалогического обучения (по Алесандеру). «Возрастающее количество современных исследований подтверждает, что дети обучаются эффективнее, и их интеллектуальные достижения выше при условии активного их вовлечения в обсуждения, диалог и аргументацию.» [1,49].
Александер выделяет пять типов диалога:
- механическое запоминание (повторение );
- декламация (вопросы, подсказки для обдумывания);
- инструкция (объяснение);
- обсуждение (обмен опытом);
- диалог (взаимопонимание, понимание понятий и принципов).
На первом этапе, этапе вызова, я предлагала обучающимся, применяла стратегии «Портфель и корзина», «Мозговая атака», «Верно – неверно», «Вопрос – ответ», «Рикошет». Это позволяет сформировать у обучающихся понятия: «знаю – не знаю», «что хочу узнать».
Основным этапом урока является этап Осмысление». Именно здесь учащиеся реализуют свою потребность «Что хочу узнать». На этой стадии урока применяла такие стратегии, как «Кластер», «Карусель», «Найди лишнее», «Синквейн». Здесь, на стадии осмысления происходит знакомство обучающихся с новым, интересным, важным в процессе обучения. Успех усвоения и добывания знаний зависит от правильно подобранных стратегий и предложенных форм работы. При изучении материала было важно узнать как и что именно хотят по теме узнать учащиеся. Для этого систематически велась запись в «Бортовом журнале».Также на этапе осмысления использовались презентации. Ряд уроков проведены с предложенными презентациями для учащихся, в ряде уроков ребята сами их выполняли в виде флипчартов, различных схем и кластеров. Это мною были использованы задания второго уровня – уровня понимания. Мною была выбрана групповая форма работы. Почему? Ответ прост: эта форма даёт возможность каждому высказывать свою точку зрения, выдвигать предположения, делать выводы: развивает умение анализировать и синтезировать материал. Развитие критического мышления повышает самооценку, даёт возможность взаимооценивать учащимся друг друга. Самой основной проблемой и трудностью для меня было правильно подобрать задания различного уровня сложности с учётом особенностей и возможностей каждого ученика. Главное на любом этапе, особенно на этапе осмысления, правильно сформулировать проблему, которую учащимся надо решить. Одним из заданий предложенных мною, было составление кластера на тему «Члены предложения». Зачем? При изучении однородных членов предложения опора была сделана на предыдущий опыт. Понятие члены предложения уже было сформировано. Обучающимся необходимо было опираться на предыдущий опыт, чтобы выполнить данную работу.

Это задание вызвало особый интерес, так как кластеры ребята ещё не составляли. Одновременно с этим задание стало достаточно сложным, потому что не все смогли себе представить итоговый вариант. Ученики группы «С»- Г. и К. вообще не поняли смысла задания. Первые несколько минут не принимали участие в работе. Ситуация улучшилась после повторного распределения ролей. Ребята в группе смогли сами вовлечь одноклассников, предложив им «роль оформителя». Данное задание, эта стратегия даёт возможность развивать саморегуляцию, самоорганизацию, которые являются индикаторами развития критического мышления. Немаловажным является и процесс оценивания. Стратегия «Карусель», с целью выхода информации, даёт возможность, как самооценке (что сделал я?», взаимооценке «что сделано другой группой учащихся», так и возможность оценить работу учителем. Учащиеся критически рассматривали результат работы других групп. Ими были заданы вопросы и получены ответы.
При взаимооценивании возникла некоторая трудность. Был ученик, который не был согласен с оцениванием работы их группы членами другой группы. После небольшого обсуждения, было принято решение заслушать выступление спикера на аудиторию всего класса. После этого была выставлена оценка уже и членами других групп. Это является результат того, что не все учащиеся пока могут правильно интерпретировать материал, донести его до слушателя, а также неумением принимать критику. Но все трудности и барьеры мы преодолели, так как были сформулированы критерии составления кластера, критерии выступления,критерии оценивания. На стадии осмысления, так же как в ходе всего урока, все вопросы и задания мною были составлены и подобраны по таксономии Блума.
На стадии вызова я отвела себе роль не управленца, а участника и наблюдателя. Я в ходе серии уроков дала возможность обучающимся самим вырабатывать схему действий, составлять план работы, план действий, они имели возможность самостоятельно собирать информацию. Я не ограничивала при этом в выборе источника информации, это учебник, и словари, и энциклопедия, и интернет. Данный мною выбор позволял расширить зону действия, разнообразить материал, а мне дал возможность применить в совокупности все семь модулей. В начальной школе особый интерес вызывает применение такого модуля, как ИКТ. На одном из уроков я применила стратегию «Выбирай –ка». В планшеты, которые были в каждой группе, я поместила тексты. Тексты были одинаковыми, а по жеребьёвке нужно было выбрать именно текст, относящийся к той или иной группе: повествование, описание, рассуждение. Почему я посчитала это важным, на что это работает? Осмысление происходило через прочтение, осмысление, включило в себя возможность диалогического обмена информацией. Это дало возможность интерпретировать, каждому по своему, прочитанную информацию, высказать своё мнение и выслушать аргументы других участников группы. Именно здесь уже стал слышен «Голос слабого ученика». Ученик Г. активно принял участие и сам защищал и отстаивал точку зрения по выбору текста при помощи одногруппников. Почему произошли эти изменения? Наверное, это явилось результатом преодоления определённого психологического барьера. Явно было видно, что ученик Г. не боится допустить ошибку, зная, что члены команды сопереживают, а в случае необходимости могут оказать помощь.
Одной из проблем во время проведения уроков отметила для себя то, что обучающиеся слабо умеют задавать вопросы друг другу. Это является следствием того, что у учащихся скудный словарный запас, слабо развито самосознание, которое является «Осознанием субъективности собственных предположений, предубеждений, точек зрения и эмоций. [1,52]. Только продолжая и углубляя работу по внедрению в обучение модуля Критическое мышление, можно ждать от обучающихся «активности в процессе постановки вопросов» [1,52]. Планируя уроки дальше, буду делать упор на постановку вопросов разного уровня, на развитие речи через диалог и с использованием дебатов.
Важным этапом урока является рефлексия. Этот этап отражает степень саморегуляции. Его нельзя упускать из хода урока. На стадии рефлексии мною учащимся предлагались задания, направленные на оценку ситуации и изложение своих действий, на умение синтезировать материал. Мнение складывается на основе изученного материала, на его актуальности в жизни. Конечно, в классе есть обучающиеся, которым сложно рефлексировать, делать анализ и синтез изученного материала. Это связано с индивидуальными особенностями. Несмотря на это оценку собственных изменений за время урока выполняли все. Эти задания учат саморефлексировать, что и является одной из целей обучения критическому мышлению. Это позволяет ученику внести изменения в собственное обучение. Для планирования своей дальнейшей деятельности, с целью выявления проблем у учеников, в классе были заведены дневники рефлексии. В них ребята записывали все свои выводы, впечатления, наблюдения, отзывы и пожелания. Были ребята, которые отвечали не на все вопросы.
Проводя серию уроков, я наблюдала учеников трёх уровней: А,В, С. Я сделала вывод, что при использовании групповой формы работы учащиеся уровня А демонстрировали высокий уровень навыка наблюдения, анализа, интерпретации. Они могут оценивать учебную ситуацию, собирать информацию, собирать доказательную базу. Это является ярки подтверждением того, что критическое мышление у учащихся данного возраста развито на достаточно высоком уровне. Ученики группы В могли анализировать предоставленный материал, собирать информацию, но редко подвергали сомнению предоставленные доказательства. Ученики этой группы могут приводить свои примеры, могут опираться на известные факты и доказательства, но не всегда могут выявить недостатки, чётко сформулировать проблему или доказательство. Это наблюдение свидетельствует о том, что у обучающихся группы В сформирован достаточный уровень развития критического мышления.
Критическое мышление у учеников группы С развито очень слабо. Ученики этого уровня демонстрировали низкий уровень наблюдения, анализа информации. Доказательства эти ученики изучали поверхностно, не обращали внимания я детали и уточнения. При выполнении самостоятельной работы всегда опирались на образец, иллюстрации, алгоритм выполнения задания.
Опираясь на теоретическую основу модуля «Обучение критическому мышлению», я апробировала идеи внедрения данного модуля в практику, используя различные приёмы и стратегии. Исходя из практики, мною сделан вывод о том, что развитие критического мышления помогает ломать старое сознание, стереотипы и находить новые пути решения проблем. Проведя серию уроков, я заметила изменения в мышлении обучающихся. Ученики стали думать, смело говорить, высказывать свою точку зрения, анализировать и синтезировать материал, что является основой развития критического мышления.
Подводя итог, делаю вывод о том, что дальше необходимо работать по формированию критического мышления. Базовым в формировании критического мышления является: умение составлять схемы, обрабатывать текст, извлекая нужную информацию, общаться со сверстниками, подбирать стратегии для решения проблем, формулировать вопросы, анализировать промахи и удачи, адекватно реагировать на мнение других. Всё это даёт возможность обучаться осмысленно. Развитие критического мышления позволяет понимать, думать, делать выводы и умозаключения, двигаться вперёд, действовать.
Для себя отметила пути своего развития и самообразования. Это развивать коммуникативные способности, не вести учебный процесс, а быть его наблюдателем и соучастником, следить, чтобы процесс обучения был достаточно сложным, но не завышать планку сложности. Интегрировать модули обучения так, чтобы продвигать обучение обучающихся вперёд.

Список используемой литературы:
1. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание.
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012
2. Снетков В.М. Психология коммуникации в организациях (учебное пособие) СПб., 116с.
3. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия, А.А. Бизяева, 2004г.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Надежда73 (2015-11-12) | Автор: надежда E
Просмотров: 399 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-11, 5:10 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [596]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [193]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20787]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru