Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Западноевропейская симфония
Развитие Западноевропейской симфонии
Слово «Симфония» как известно, в переводе с греческого означает «созвучие». Путь развития этого жанра охватывает период с XVII века (время зарождения всех профессиональных жанров). Я не буду подробно останавливаться на том начальном этапе развития этого жанра, когда не было принципиально значительного различия вообще между оркестровыми сочинениями, да и состав симфонического оркестра еще не сформировался. Больше нас интересует период второй половины XVIII века, когда окончательно утвердились принципы гомофонно – гармонического склада, сформировались основные классические жанры (соната, симфония и т.д.) и формы классических жанров. Этот период связан с творчеством австрийского композитора И.Гайдна. Именно он в своих последних «Лондонских» симфониях показывает сформировавшийся симфонический оркестр, основные принципы развития материала на основе сонатно – симфонических форм. Большую роль в подготовке возникновения произведений Гайдна сыграла так называемая Мангеймская школа (группа чешских музыкантов в Мангейме под руководством Мича и Сталиша).

Итак, последние симфонии Гайдна №103 («С тремоло литавр») и №104 (Ре мажор), признаны самыми лучшими среди 104 – х симфоний мастера. I – часть – сонатная форма (форму которой тоже окристаллизовал Гайдн), II – часть – медленная, III – часть – менуэт, IV – часть – финал – такова структура Гайдновского симфонического цикла. Гайдновский симфонизм назван как жанрово – бытовой, т.к. основан на элементах песенно-народного склада немецкой и австрийской музыки. НАПРИМЕР: Гл.п. I части симфонии №103 или П.п. – австрийский лендлер, а Финал 104 – й - народная хорватская мелодия.

Главной стилистической особенностью последних симфоний Гайдна является принцип контраста, заложенный между медленным в одноименном миноре вступлении и веселой и живой мажорной Гл.п.(вступление №104 и Гл.п. 104)
Моцарт – развивает традиции Гайдна, но уже в лирико-драматическом ключе. Из его 41 симфонии. Всем известна 40 g-moll, которая по характеру названа лирико - драматической.

Менуэты Моцарта в отличии от Гайдновских решенных в разухабистом грубоватом народном танцевальном характере, становятся явно с трагической окраской. Следующий этап – творчество Бетховена. Известно что тема героической борьбы пронизывает все творчество композитора, и в его 9 – и симфониях это прослеживается особенно ярко. №3 «Героическая» (посвященная первоначально Наполеону), №5 с лейтмотивом рока, злой судьбы и конечно 9 – я с хором в финале дают характеристику симфонизма как героического (тема вступления №5, Гл.п. №3). В форме сонатно – симфонического цикла Бетховен заметно расширяет структурные и композиционные возможности - шире разработки, добавляются объемные коды, вместо менуэта вводит скерцо и сформировывает основные традиции скерцо как жанра.

Творчество Шуберта - новый важный этап в истории западно –европейской музыки - возникновение романтизма. Его 8 симфоний - творения мастера - симфониста, хотя мы знаем, что Шуберт вошел в историю как вокальный реформатор – композитор романсов и песенных жанров. Хотелось бы остановиться на его последней 8 симфонии, получившей название «Неоконченная» из 2 частей. Это первая романтическая симфония, которую еще назвали симфонией – романсом, т.к. мелодичная линия и характер сопровождения голосов напоминают романс или песню, с мелодически кантиленой в верхних голосах и арпеджированным аккомпанементом в остальных (вступление и Гл.п). Лирический характер тем определяет симфонизм как лирико - драматический. Далее романтический век расширяет возможности оркестровых форм. Тенденция к сжатию цикла приводит к возникновению симфонической поэмы в творчестве Листа, но и жанр классического цикла сохраняет свои принципы. Французский композитор Берлиоз – считается первым композитором, определившим основы программной симфонии. Нам известны примеры программности и в классическую эпоху. Симфониям Гайдна давали названия слушатели: «Медведь», «Часы», «Военная». Но это была программность иного рода. 6 -симфония Бетховена «Пасторальная» уже намечает традиции романтизма, каждая часть имеет название, но именно Берлиоз не только дает название симфонии и ее каждой части, но и приагает подробную программу к партитуре.

«Фантастическая» Берлиоза – первая программная симфония, основанная на сюжете романа Альфреда де Мюссе «Грезы курильщика опиума».В центре – образ музыканта, не нашедшего своего места в обществе, так называемый бунтарь – одиночка, как правило обречен. IXX как время расцвета лейтмотива, как главного принципа развития музыкального материала. Через все 5 частей симфонии проходит видоизменяясь, лейтмотив навязчивой идеи или лейтмотив возлюбленной. В последней части – «Сон в ночь шабаша» превращается в дикий «кривляющийся» мотив.

Брамс не признавал программности Листа и Берлиоза. И его 4 симфонии написаны в строгой классической форме. Как известно, фигура Брамса необычна в эпоху IXX века тем, что романтическое он облекал в классические традиции формы.

Также как и симфония Брамса лирическая по содержанию и знаменитая симфония Дворжака «Из нового света». Пребывание чеха в Америке около четырех лет подтолкнуло на создание уникальной в своем роде симфонии. Дворжак здесь, опираясь на традиционную структуру цикла (4 части) объединил мелодии в народном чешском стиле и элементы негритянского и индийского фольклора. НАПРИМЕР: явно блюзовскими воспринимаются интонации из II части или мелодия из IV части.

Импрессионистов не привлекал жанр симфонии. Дебюсси вообще считал его устаревшим, он развивал оркестровые жанры в иной форме, да и Равель, которого признают, как великого мастера оркестровой музыки обошел четырехчастный классический цикл. XX век дает также имена и определяет новые этапы в мировом симфонизме: Малер, русские композиторы.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: alinka_al_91 (2016-01-14) | Автор: Рахманбердиева Алия Канатовна E
Просмотров: 874 | Теги: инструменты, классическая музыка, композиторы, зарубежные композиторы, Партитуры, симфония, развитие симфонии, западноевропейская симфония, оркестр | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 2:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru