Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Учебно-методическое пособие по курсу "Подготовка водителей транспортных средств" по теме "Типы кузовов легковых автомобилей"
ГУ «Межшкольный учебно-производственный комбинат»
г.Темиртау

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для учащихся 10-го класса
по курсу
«Подготовки водителей транспортных средств»

учебный предмет
«Устройство и техническое обслуживание автомобиля»

Типы кузовов легковых автомобилей

Учебно-методическое пособие разработал:
учитель курса «Подготовка водителей ТС»
Межшкольного УПК
Павлюк А.Н.

Типы кузовов легковых автомобилей
________________________________________
Как называется кузов Вашего автомобиля? Не торопитесь отвечать, даже если на сто процентов уверены в ответе. Точное определение кроется в его форме и содержании. Вопрос совсем не так прост, как кажется. Только в России существуют минимум три разные классификации автомобильных кузовов. А ведь есть еще французская, английская, немецкая...
Что такое кузов
«Металлическая, пластиковая или деревянная коробка для перевозки пассажиров и грузов», — скажут транспортники. «Несущий элемент конструкции», — добавят инженеры. «Самая дорогая и тяжелая часть легковой машины», — уточнят эксплуатационники. «Произведение искусства», — будут утверждать дизайнеры. И все будут правы. «Ни в каком другом промышленном изделии, — писал в своей книге «Автомобильные кузова» польский исследователь Януш Павловский, — не выступают так тесно связанные и такие разные дисциплины, как технология производства и перевозок, механика, эргономика, архитектура, психология, экономика, сбыт и т.д. С этой точки зрения правильнее определить кузов как принятую форму для перемещения людей, грузов или средств обслуживания». И далее продолжил: «Автомобильный кузов — это продукт существующего уровня развития техники, организации и уровня жизни, а также взглядов на функции автомобиля».
Разнообразие форм
Еще недавно на наших дорогах можно было встретить всего две разновидности автомобильных кузовов — седан (четырехдверная «Волга», «Москвич» или «Жигули») и его пятидверный вариант — универсал. Исключение — правительственные лимузины, парадные фаэтоны, иностранные купе, кабриолеты, родстеры, спайдеры — были настолько редки, что воспринимались скорее как экзотика. Лишь теперь можно по достоинству оценить великое множество форм автомобильных кузовов. Ведь ныне, в отличие, скажем, от 50-60 годов, любая крупная фирма выпускает практически каждую модель не с одним-двумя, как раньше, а с тремя, пятью, полудюжиной и больше различных кузовов. Голова кругом идет — фастбеки, хэтчбеки, ночтбеки, одно-, двух- и трехобъемные, вагонные, среднекапотные, невиданные помеси универсалов и купе, пикапов и кабриолетов, фургонов и лимузинов. Встречаются и такие кузова, которые и не определишь с ходу.
Функциональное назначение
Попробуйте дать определение кузову «ушастого» «Запорожца» ЗАЗ-968 или его предшественнику, «горбатому» ЗАЗ-965. Да что далеко ходить, — а как вам «Нива»? По форме это настоящий универсал, но вот по содержанию...
С точки зрения функциональной принадлежности универсал — это грузопассажирский кузов с 3 или 5 дверями и, как правило, вагонной компоновкой задней части. А много ли в «Ниву» войдет груза? Поэтому всем известный вазовский вездеход можно определить скорее как купе. То есть кузов с одним основным рядом сидений или одним основным и одним дополнительным и двумя или тремя дверями. А как же вагонная задняя часть машины? Для нее в 70-е годы придумали название —хэтчбек — то есть с дверцей в задней стенке.
В России принято называть хетчбеком пятидверную легковую машину с покатой задней стенкой. Но с функциональной точки зрения такой кузов называется седаном — конструкция с двумя основными рядами сидений. Седан может быть двух-, трех-, четыре х- и пятидверным, с выступающим сзади багажником (то есть трехобъемным) или покатой задней стенкой (двухобъемным), и даже вагонной компоновки! В первом случае мы назовем его седан-нотчбек (notch — по-английски выемка, зарубка, вырез), во втором фастбек (2 или 4, как у «Победы», двери) или хэтчбек (3 или 5, как у « Иж-Комби»).
Вот почему «ушастого» правильнее назвать седаном. Ведь покупали его для целой семьи, и, значит, второй ряд сидений, несмотря на неудобный к нему доступ, был все-таки основным, а не дополнительным.
Впрочем, сколько людей — столько и мнений. Так что молодая супружеская пара, не обремененная детьми, вполне может назвать свою «Таврию» трехдверным седаном-хэтчбек, купе, просто хэтчбеком или даже универсалом.
Кузов по ОСТу
С 1 января 1985 года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности был введен отраслевой стандарт на основные термины и определения типов кузовов легковых автомобилей. Нельзя сказать, что он идеально сочетал в себе особенности классификаций «по форме» и «по содержанию». Да и союзного министерства, диктовавшего всем заводам и потребителям свою волю, давно не существует. Тем не менее ознакомиться с трактовкой единственного в своем роде документа, думаем, будет не лишне. Мы также сопроводим официальную точку зрения собственным комментарием и сравним отраслевой стандарт с некоторыми зарубежными классификациями.
Далее по тексту: USA — Соединенные Штаты Америки, GB — Великобритания, F — Франция, D — Германия, I — Италия.
БЕСКАПОТНЫЙ КУЗОВ
(дословно – «маленький грузовой фургон») – однообъемный, грузопассажирский кузов с двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений. Задняя часть салона, как правило, выполняется аналогично кузову типа «универсал», но имеет большее число трансформаций кресел и оборудования. Предназначение минивэнов – это перевозка людей в количестве до 7 человек, что не требует дополнительной водительской лицензии D класса. В салоне автомобилей этого класса все предназначено для максимального комфорта перемещения пассажиров. Багажное отделение небольшое, но вместительное.

БРОГАМ (Brougham, Coupe de Ville)
Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений, также названия кузовов автомобилей начала ХХ века с убирающейся крышей над передним сиденьем (или совсем без нее). До появления автомобиля так именовались экипажи с аналогичной конструкцией.

КАБРИОЛЕТ (Cabriolet)
Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и опускающимися боковыми окнами.
По общепринятой международной классификации этот кузов оснащается не опускающимися, а съемными боковыми окнами. Существуют также кабрио-лимузин с неубирающимися боковинами, торпедо — без крыши и боковых стекол и фо-кабриолет — с убирающейся стойкой между окнами боковой стены.

КАБРИОЛЕТ-ХАРДТОП (Cabriolet)
Пассажирский кузов со съемной жесткой крышей.

КУПЕ (Coupe, Gran turismo)
(от французского «couper» – «отрезать») – крышка багажника у купе дверью не является, то есть через багажник проникнуть в салон нельзя. Трехобъемный или двухобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и двумя рядами сидений. Второй ряд сидений может быть со стесненными посадочными размерами (схема 2+2). Такие модели кузова зачастую используются в спортивных автомобилях. Их отличает высокая комфортность для водителя и пассажира, сидящего спереди. Однако наличие только двух посадочных дверей затрудняет посадку на заднее сиденье, если таковое вообще имеется. Багажник у этих моделей, как правило, несколько больше по сравнению с седаном, но не существенно.

ЛАНДО (Loundoulet)
(от Landau – город в Баварии (Германии), где с XVII века начали изготавливаться экипажи под названием «ландо») – первоначально – четырехместная карета с открывающимся верхом; сейчас – пассажирский кузов легкового автомобиля с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений.

ЛИМУЗИН (D-Pullman)
(от названия исторической провинции Лимузен во Франции). На дорогих автомобилях начала ХХ века водитель располагался вне салона (такой кузов назывался лимузином). Трехобъемный пассажирский кузов с четырьмя или шестью боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений и застекленной перегородкой, отделяющей пассажирский салон от места водителя. При трехрядной компоновке салона второй ряд сидений либо складной, либо расположен спиной к направлению движения.

ПИКАП (Pick-up)
(от английского – «pick up» – «поднимать») – грузопассажирский кузов с закрытой кабиной для водителя и пассажиров и открытой бортовой платформой для груза. Кабина может быть оборудована двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями и иметь один или два ряда сидений по схеме 2+1, 2+2 или 2+3. У грузовой платформы откидной задний борт, мягкий или жесткий верх. Возможна и установка пассажирских сидений. Мини-грузовичок – как его называют ласково в народе. Автомобили с данным типом кузова могут быть предназначены как для перевозки пассажиров, так и грузов в специально для этого отведенном отсеке.

РОДСТЕР (Roadster, Spider)
Пассажирский кузов со складывающимся верхом, двумя боковыми дверями и одним или двумя рядами сидений. Второй ряд сидений отличается стесненными посадочными размерами (схема 2+1 или 2+2). В отдельных случаях эти кузова могут комплектоваться съемным жестким верхом.

СЕДАН (USA-Sedan, GB-Saloon, F- Berline, D-Limousine, I- Berlina)
(происхождение термина, вероятно, от французского города Седан) – трехобъемный кузов с двумя, четырьмя или шестью дверями. Данная модель кузова типична для большинства легковых автомобилей. Различается объемом багажника и салона. Удобен для перевозки пассажиров, однако практически не предназначен для перевозки грузов. Даже перевозка лыж вызывает неудобства. Хотя для этих целей в импортных автомобилях предусмотрен открывающийся отсек в заднем сиденье. Но это не решает проблемы в полном объеме.

ТАРГА (Targa)
Пассажирский кузов типа «Купе» со складной или съемной частью крыши над первым рядом сидений. В конструкции крыши возможны варианты. Например, так называемая «Т-образная» крыша – с центральной, продольной балкой, разделяющей съемную часть на две половины.

УНИВЕРСАЛ (USA-Station Wagon, GB-Estate car, F-Break, D-Kombi, I- Giardinera)
Двухобъемный кузов с задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задний ряд сидений складывающийся). Пассажиры третьего ряда сидений могут также располагаться или спиной к направлению движения, или на отдельных креслах вдоль бортов кузова. Автомобили с универсальным типом кузова являются настоящими семейными автомобилями.

ФАСТБЕК (Fastback, D-Fliessheck)
Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей.
Пологая задняя стенка седана получила распространение вместе с повальным увлечением аэродинамическими формами в 30-е годы. В настоящее время практически не используется.

ФАЭТОН (Phaeton, Convertible)
(от имени персонажа греческой мифологии Фаэтона – сына бога солнца Гелиоса) – первоначально – конный экипаж с открывающимся верхом; затем данное название стало применяться по отношению к автомобилям – пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами.

ФАЭТОН-УНИВЕРСАЛ (Universal Mehrzweck Fahrzeug)
Грузопассажирский кузов, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов, с мягким складывающимся или съемным тентом и со съемными боковыми окнами (надставками дверей).
Яркими представителями этого типа кузова можно считать УАЗ-469 и ЛуАЗ-969. Подобную конструкцию обрекли на вымирание жесткие нормы на безопасность при опрокидывании. Зато сейчас все большей популярностью пользуются «пляжные» открытые джипы-пикапы и им подобные «помеси».

ФУРГОН (USA, GB-Van, D-Kastenwagen, F-Fourgonette)
Закрытый кузов с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов.
В 80-90-е годы фургоны с боковыми окнами, съемными сиденьями в грузовом отсеке, без перегородки получают все большее распространение.

ХАРДТОП-СЕДАН (Sedan-Hardtop, Sport-Sedan)
Кузов седан (трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.
Моду на такие кузова ввели американцы в 50-е годы, но в настоящее время они встречаются достаточно редко — у такой конструкции сложно обеспечить прочность крыши при опрокидывании машины.

ХАРДТОП-КУПЕ
(«хардтоп» в переводе с английского – «жесткий верх») – кузов купе (двух- или трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.

ХЭТЧБЕК (Комби, Hatchback, D-Heckklappenlimousine)
(от английского «hatch» – «люк» и «back» – «задний») – двухобъемный грузопассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и одной грузовой в задней части кузова (общее число дверей три или пять). Два ряда сидений. Второй ряд и расположенную за ним полку можно складывать или вообще снять, резко увеличив полезный объем грузового помещения. Крыша плавно спускается назад, в задней стенке большой багажный люк.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: психология (2016-02-20) | Автор: Павлюк Андрей Николаевич E
Просмотров: 157 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 11:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20691]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru