Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

К вопросу о необходимости привития основ гражданственности и патриотизма детям младшего школьного возраста с умственной отсталостью
На современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка.
Гражданское воспитание это обретение ребёнком опыта отношений с обществом, принятия на себя возлагаемых обществом обязанностей и готовности отстаивать перед обществом свои права. К основным элементам гражданственности Н.А. Бердяев относит нравственную и правовую культуру, выражающуюся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам и к государственной власти, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании патриотических, национальных и интернациональных чувств.
Формирование патриотического воспитания умственно отсталых детей является одной из задач специального образования. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано способствовать формированию гражданского общества. Безверие, агрессивность, переоценка жизненных ценностей делают необходимым гражданское развитие личности, формирование гражданина-патриота, начиная с младшего школьного возраста.
Патриотизм - это созерцательно-активное чувство, которое во многом зависит от индивидуально-психологических характеристик и особенностей личности. Под влиянием индивидуально-личностных свойств у людей формируются различные представления, включая и представления о Родине. Поэтому часто в реальной жизни случается, что «Родина у всех одна, но у каждого она разная». Очень многие просветители, педагоги, психологи в своих психолого-педагогических воззрениях на вопросы воспитания касались проблемы формирования патриотизма. Они придавали большое значение вопросам психологии воспитания, в которых всегда было обращено значительное внимание на формирование патриотических чувств уже в детском возрасте ( Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.Ф. Лазурский, А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев и другие ). Например, К.Д. Ушинский считал, что необходимо строго учитывать возрастные и психологические особенности детей. Он писал, что «педагогика, основанная на психологии, советует нам развивать душу человека сообразно с ее природой».
Сложность процесса гражданско-патриотического воспитания умственно отсталых школьников состоит в том, что результат не так ощутим, как при воспитании здоровых детей. Но наличие у ребенка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Общая идейная направленность в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы остается такой же и для массовой школы. Однако особенности развития умственно отсталого ребенка не могут не учитываться при решении школой воспитательных задач. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, более элементарным, чем в массовой школе.
Возникновение познавательных интересов – важное условие развития и воспитания ребенка, формирования положительного отношения к окружающей действительности. Общение с взрослыми во многом определяет содержание и направление развития познавательного интереса ребенка. Учитель как бы подтягивает ребенка на новый, еще не достигнутый ему уровень познавательной деятельности, создавая «зону ближайшего развития». Нельзя недооценивать правильную организацию деятельности детей, так как знания и чувства формируются, усваиваются и тренируются только в их собственной деятельности. Прямое отношение младших школьников с умственной отсталостью к окружающему миру, проявляется в игре, труде, изобразительной деятельности, общении и повседневной жизни.
Большое значение в процессе формирования у младших школьников любви к Родине имеет тот факт, что эмоциональные переживания детей приобретают более глубокий и устойчивый характер, способность проявить заботу о близких людях и сверстниках. В воспитании младших школьников огромное значение имеет пример эмоционального отношения взрослых к действительности. От богатства проявленных чувств взрослыми, зависит эмоциональное восприятие детьми того или иного явления действительности.
Воспитание такого сложного, многообразного чувства, как любовь к Родине, осуществляется на основе развивающегося и ставшего устойчивым чувства симпатии, сопереживания, доброты, ласки к родным и близким. С развитием ребенка растут и чувства, распространяясь на более широкий круг предметов и явлений.
Необходимо знакомить детей с культурой своего города, села, деревни, то есть той местности, где ребенок родился и живет – что является важной задачей развития личности младшего школьника, составляющая основу процессов гражданского воспитания.
Для более успешной организации гражданско-патриотического воспитания умственно отсталых детей необходимо учитывать следующие правила:
• Использовать наглядные средства: живые примеры, художественные образы, инсценировки, ролевые игры, рассказы и т.п.
• Обеспечить активность детей на занятиях: рисование, сочинение сказок, рассказов, отгадывание загадок, пословицы, поговорки.
• Стараться делать упор на положительное отношение, соблюдать меру в использовании отрицательных примеров.
• Преподносить материал так, чтобы стимулировать желание изучать и познавать.
• Постоянно следить за гражданско-патриотическим развитием детей.
Еще одна важная задача – воспитание гражданина цивилизованного общества, гражданина своей страны. В младше школьном возрасте появляется необходимость формирования у детей нравственных чувств, так как дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором живут.
Детство - это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Многое зависит от родителей, но очень многое и от учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Начальная школа - наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали человеческий характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм, гражданственность, благочестие и многие другие.
Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности. В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные, интеллектуальные особенности школьника и характер изучаемого материала.
Таким образом, привитие основ гражданственности и патриотизма детям с интеллектуальной недостаточностью должно осуществляться, начиная со скамьи начальной школы, в виде закладывания основных моральных ценностей, норм поведения в формировании личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества.

Литература:
1. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика. 1993. - 383 с.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Выготский Л.С., ред В.В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
3. Елизарьева С., «Методы формирования гражданственности младших школьников».
4. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. - М.,1974, -т.9 - С.117-118.
5. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0b65635a2bd78a5d53b89421316d37_1.html
Категория: Профессиональное образование | Добавил: yulyazilowa (2016-08-08) | Автор: Юлия Жилова E
Просмотров: 55 | Теги: умственная отсталость, патриотизм | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 7:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [590]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [167]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [589]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20734]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [181]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru