Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

«ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ»
«ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ»

Аманжолова Алмагуль Ермагамбетовна

Алматинский государственный колледж новых технологий

Представьте, что Вам нужно сделать 5 вещей:
1. Снять трубку звонящего телефона
2. Успокоить кричащего ребёнка
3. Открыть входную дверь, в которую кто-то стучит
4. Снять сохнущее на балконе бельё, потому что начинается дождь
5. Выключить кран на кухне, потому что вода сейчас начнёт переливаться через край
Напишите цифры, в какой последовательности Вы будете это делать, и узнаете, возможно, о себе что-то новое...
Вот ключ к этому тесту:
1. ТЕЛЕФОН - ЭТО РАБОТА
2. РЕБЕНОК - ЭТО СЕМЬЯ
3. ДВЕРЬ - ЭТО ДРУЗЬЯ
4. ОДЕЖДА С БАЛКОНА - ЭТО ДЕНЬГИ
5. КРАН С ВОДОЙ - ЭТО СЕКС И ЛЮБОВЬ
Формирование учебной мотивации студентов является одной из актуальных проблем. Одна из главных проблем в области профессионального образования связана с демотивированностью большинства студентов, с изменением ценностей современной молодёжи, когда самоцелью становится не сам процесс познания, овладения специальностью, а получение диплома, что в свою очередь, приводит к снижению показателей обучения.
Мотив учения — это направленность студента на различные стороны учебной деятельности.
Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определённой цели.
Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать». Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для учащегося.
Так как истинный источник мотивации человека находится в нем самом, то необходимо, чтобы он сам захотел что-то сделать и сделал это. Поэтому основным мотивом учения является внутренняя побудительная сила.
По мнению О.И. Павлюка, мотив, в отличие от мотивации, – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностный свойством, изнутри побуждающим к совершенствованию определенных действий.
Е.П.Ильин различает две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями студента с другими людьми.
Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на овладение новыми знаниями. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации студентов на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда;
Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей студентов в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу.
Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности.
К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Одной из разновидностей таких мотивов В.И.Ковалев считает так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родных и товарищей по учебе.
3)социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что студент не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с товарищами, администрацией постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
Для того чтобы, выявить какими мотивами руководствуются студенты используются нормативные методики по определению уровня мотивации обучения. В моей работе были использованы следующие методики:
Результаты исследований
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберг-Андреева 2014-2015 учебный год

По результатам диагностики мотивации обучения были выявлены по следующим показателям: в основном преобладают показатели среднего уровня.
Познавательная мотивация среднего уровня 63 %, связанна с содержанием учебной деятельности, к занимательным фактам, явлениям, на это должны влиять внутренние мотивы, которые характеризуется интересом к самому процессу и его результату, стремление развивать какие-либо способности, хотят докопаться до истины.
Мотивация достижения среднего уровня 53 % связаны с различным взаимодействием подростка с другими людьми: стремление быть полезным обществу , чувство ответственности перед родителями, учителем. Получать хорошие отметки, прилагают силу, чтобы хорошо учится, стремятся показать свой ум и способности.
Тревога средний уровень 78.4% . Это когда учащийся чувствует напряжение и неуверенность по отношению к учебному процессу, волнуют возможные неудачи , чувствуют себя неудачниками.
Гнев высокий уровень 28,2% средний 70.6%, низкий 36,3% учащиеся, которые могут проявлять эмоциональную реакцию (стукнуть по столу, порвать тетрадь, хлопнуть дверью)на критику и замечания, неудачи в учебе.
Со временем я стала использовать другие методики так как используя ту или иную методику нужно учитывать индивидуальные особенности контингента их возможности.
В данном колледже работаю недолго учитывая их социальные и умственные возможности использовала следующую методику для диагностики учебной мотивации студентов по Н.Ц.Бадмаевой.
проведенном мною исследовании мотивов учебной деятельности в колледже приняли участие студенты 1 курса.
Предлагаемый метод диагностики мотивации обучения основан на опроснике А.А. Реан и В.А.Якунина, направленного на изучение уровней познавательной активности. Модификация опросника для изучения отношения к учению осуществлена Н.Ц.Бадмаевой.


По результатам диагностики мотивации обучения были выявлены следующие результаты:
В основном преобладают показатели социальных мотивов 17,2 %. Это
связано с различным взаимодействием студентов в социальной среде с другими людьми: стремление быть полезным обществу, потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.
На втором месте идут профессиональные мотивы 16,7% это связано с желанием студентов, обеспечить успешность своей будущей профессиональной деятельности, стать хорошим специалистом. Учатся потому что, им нравится избранная профессия.
На третьем месте преобладают мотивы престижа 16,5%. Студенты стремятся быть в числе лучших студентов, быть на хорошем счету у преподавателей. Чувствуют ответственность перед родителями, учителем. Получать хорошие отметки, прилагают силу, чтобы хорошо учится, стремятся показать свой ум и способности.
Самый важный компонент, это учебно-познавательная мотивация, она составляет всего 15,2% и занимает четвертую позицию. Она связана с содержанием учебной деятельности, к занимательным фактам, явлениям, на это влияют внутренние мотивы личности, которые характеризуется интересом к самому учебному процессу и его результату, стремление развивать какие-либо способности.
Анализируя полученные данные, можно проследить общие тенденции, проявляющиеся у студентов: мотив «Стать хорошим специалистом» доминирует у студентов 44, 3%; мотив «Получения диплома» 29,7%; «Получение знаний» - у 26% студентов.


Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что основными направлениями формирования мотивации учения студентов являются:
- развитие целеполагания. Это приводит к пониманию и принятию смысла учебной деятельности, осознанию важности учения для собственной личности и будущей профессиональной деятельности.
- формирование положительного отношения к учению, что в свою очередь в полной мере будет способствовать формированию профессиональной компетентности.
Основные причины обращения к проблеме мотивации студентов к обучению заключаются в следующем:
а) неудовлетворённость работодателей уровнем подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений;
б) пассивность некоторой части студентов в ходе учебных занятий и во время внеурочной деятельности по изучаемому предмету;
в) противоречие между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на занятиях.
Что необходимо предпринять для повышения мотивации студентов к обучению?
Пути решения проблемы:
Восточная мудрость гласит: «И один человек может привести лошадь к водопою, но даже сто не могут заставить ее пить воду».... Так и ученика можно заставить сидеть на уроке, но невозможно принудительно чему-то научить и развить его способности. Конь пьет воду тогда, когда хочет пить, а ученик учится, когда хочет учиться. Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности.

Как же повысить мотивацию студентов?
Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации у учащихся профессиональных учебных учреждений.
Процесс мотивирования студентов преподавателем. Студент — это не школьник, которому можно сказать “так надо”, студенту необходимо объяснить каким образом знания ему пригодятся в будущем. Студент приходит в профессиональное учебное заведение не только за знаниями, а и за тем (в большей степени), чтобы стать хорошим специалистом в своей области. Поэтому преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в их будущей деятельности.
Стимулирование на результат, а не на оценку.
Студента необходимо не только заинтересовать предметом, но и открыть для него возможности практического использования знаний. Для этого можно проводить интегрированные уроки (семинары), на которых прослеживается связь образовательного и специального предметов. Здесь широко используются познавательные мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию.
Связка студент-преподаватель. Студенту очень важно, чтобы педагог был его наставником, чтобы к нему можно было обратиться за помощью во время учебного процесса. Преподаватель должен использовать эффективную форму мотивации — укреплять уверенность в собственных силах студента. Чем больше доверяют учащимся, тем охотнее они сотрудничают с преподавателем в процессе обучения.
Уважение к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения.
Д.Карнеги советует: «…не скупитесь на комплименты, признавайте достоинства (даже не существующие). Тогда у вашего воспитанника будет больше возможностей стать таким, каким вы хотите его видеть. Дайте другому то, что вы хотите получить от него».
Заинтересовать их. Все студенты будут с удовольствием посещать занятия, если заинтересовать их своим предметом.
Использовать метод кнута и пряника. Эффективное средство для повышения мотивации учебной деятельности студентов и их самостоятельности — это введение рейтинговой системы оценки.
Знания оценивать в баллах, которые набираются в течение всего периода обучения по тому или иному предмету за разные виды успешно выполненных работ (как самостоятельных и практических, так и аудиторных). Т. е. в самом начале семестра обозначить расширенные возможности перед учащимися, чтобы студент осознавал и понимал, что его отсутствие на лекции или практическом занятии — это минус какой-то определенный балл, а подготовка доклада, выступление на конференции, подготовка презентации и т. д. — плюс столько-то баллов. В итоге учащийся будет замотивирован конкретными бонусами и с большей ответственностью отнесется к учебному процессу.
Мотивация личным примером. Интерес учащегося к изучаемому предмету обусловлен не только профессиональностью, но и личными качествами педагога. Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими.
Сдерживание своих обещаний. Нельзя обманывать студентов. Если обещали увлекательную экскурсию или провести интересный тест, соревнование или посмотреть фильм, то не отступать от намеченных целей.
Формирование положительного отношения к профессии.
Необходимо подбадривать и одобрять выбор профессии студентов, акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах. С
Доброжелательный, спокойный тон, положительный, приветливый настрой, залог эффективного труда. Интонации должно быть достаточно, чтобы выделить важное, сделать акцент, заставить задуматься.
Одобрять успехи студентов, демонстрировать их достижения (например, за хорошее или отличное выполнение работы). Публичная похвала, особенно с описанием достоинств и отличительных особенностей прибавляет студенту уверенности в себе, повышает его внутреннюю мотивацию.
Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности и их личным мнением по каким-либо вопросам. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и учащимся.

Учащиеся профессиональных учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ.
Действительно, практический опыт, и тем более профессиональный, невозможно приобрести во время выполнения разовых практических и лабораторных работ. Необходима система подготовки, обеспечивающая приобретение и совершенствование опыта. И если в учебном процессе студент шаг за шагом будет осваивать приёмы выполнения работ и выполнять конкретные действия в ходе решения профессиональных задач, приобретая первоначальный опыт, а затем и профессиональный, то заставлять его, учиться будет не нужно,
1. введение в процесс обучения комплекса практико-ориентированных задач.
В этом году наш колледж осуществляет подготовку по дуальной системе обучения. Заключено четырехстороннее соглашение на подготовку специалистов с техническим и профессиональным образованием по дуальной системе обучения между колледжем, Управлением образования, Региональной палатой предпринимателей города Алматы. предприятиями ТОО «КазСПО-N», ТОО «КазЛегПром-Алматы», ТОО «GLASMAN». Разработан и утвержден экспериментальный рабочий учебный план в котором содержание практики составляет 70%.
В рамках дуального обучения студенты группы МК-21 прошли практику на базе Координационного центра выполняя работы по техническому заданию предприятия ТОО «КазСПО-N» под руководством наставников от предприятия. Студенты группы МК-22 проходили практику непосредственно на рабочих местах, на предприятиях ТОО «КазЛегПром-Алматы», ТОО «GLASMAN».
По специальности «Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования» колледж уже второй год работает по экспериментальному учебному плану по внедрению дуальной системы обучения. В экспериментальном учебном плане этого года соотношение практики и теории составляет 60%.
Для реализации дуального обучения заключены четырехсторонние договора с крупными радиотехническими предприятиями ТОО «Профессиональные охранные системы» и ТОО «Елкос». Пока этот проект реализуется, на начальном этапе будут проявляться недостатки, которые нужно будет учитывать. В целом, проект привлекателен тем, что студенты приобретают навыки работы и опыт на производстве. Они понимают важность и значимость предложенных задач в своей будущей профессиональной деятельности, что и обеспечивает реальную заинтересованность студентов к изучению дисциплины, мотивирует их к обучению.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Повышение заинтересованность студентов в изучении дисциплины.
2. Улучшение успеваемости студентов.
3. Данный проект нацеливает студентов не на оценку, а на результат, что также является хорошим мотивом к обучению.
2. Использование на уроках активных методов обучения.
Для формирования профессиональных умений и навыков, активизации познавательной деятельности студентов обучения наряду с традиционными методами, использовать активные методы обучения. Для реализации задач подготовки специалистов следует применять активные методы обучения систематически и целенаправленно.

активные методы обучения
неимитационные имитационные
игровые неигровые
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;
эвристическая беседа;
учебная дискуссия;
самостоятельная работа с литературой;
семинары;
дискуссии деловая игра;
педагогические ситуации;
педагогические задачи;
ситуация–нсценирование различной деятельности коллективная мыслительная деятельность;

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.
Лекции - нетрадиционная форма проведения
Проблемная лекция начинается с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Успешность достижения цели проблемной лекции обеспечивается взаимодействием преподавателя и студентов.
Лекция с заранее запланированными ошибками.
Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.
Лекция-пресс-конференция
Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.
Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию.
Деловая игра – это контролируемая система, так как процедура игры готовиться, и корректируется преподавателем. Если игра проходит в планируемом режиме, преподаватель может не вмешиваться в игровые отношения, а только наблюдать и оценивать игровую деятельность студентов. Но если действия выходят за пределы плана, срывают цели занятия, преподаватель может откорректировать направленность игры и ее эмоциональный настрой.
Выводы:
1. Введение в процесс обучения комплекса практико-ориентированных задач и активных методов оказывают большое влияние на подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности. Вооружают студентов основными знаниями, необходимыми специалисту в его квалификации, формируют профессиональные умения и навыки, т.к. для практики необходима теория, а для теории практика.
2. Способствуют развитию творческих способностей студентов, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизируют мышление.
Рекомендации:
При использовании этих методов необходимо учитывать уровень развития и подготовленности студентов, определяя индивидуальный подход к студентам.
С целью формирования профессиональных умений и навыков рекомендуется учитывать специфику содержания изучаемого материала, задач подготовки специалиста, времени, особенности состава студентов, наличие средств обучения.
Таким образом, можно сказать, что использование этих методов обучения эффективно сказывается на подготовке специалистов.

Список литературы:
1. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых. Стимулы и мотивы. – М.: Педагогика, 1987. – 183 с.
2. Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности. – М.: Перемена, 1992. – 88
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы - СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
4. Павлюк О. И. Эмоциональные компоненты мотивации. – М. –1987.
5. Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986
6. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)
7. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению Спилберг-Андреева
Категория: Профессиональное образование | Добавил: 20alma11 (2016-12-21) | Автор: алмагуль E
Просмотров: 107 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2017-04-24, 12:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [625]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [170]
Личности [114]
Великие педагоги [36]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [79]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [395]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [43]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [617]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [197]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [21566]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [184]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Обратная связь

    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Адрес веб-сайта:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru