Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

«Направления деятельности Школьной Библиотеки: индивидуальная, групповая и массовая работа с читателями»
Занятие школы молодого библиотекаря
«Направления деятельности Школьной Библиотеки: индивидуальная, групповая и массовая работа с читателями»
Подготовила: библиотекарь КГУ «Школа-лицей №14» г.Абай
Ушакова Т.В.(слайд №1)
Уважаемые коллеги! В первый раз в библиотеку пришел читатель, либо группа читателей, либо сразу весь класс, скорее всего это 1 класс. Вопрос: ваша деятельность, как библиотекаря?
1. Посещение библиотеки юным читателем начинается с ознакомительной экскурсии (слайд №2), где читатель изучает эстетический вид библиотеки, внутреннее расположение (абонемент, читальный зал); если у вас маленькая библиотека, то деления на зоны обслуживания: зона отдыха и чтения, зона справочно-библиографического аппарата (место хранения словарей, справочников, календарей, энциклопедий и тд.)
Далее:
2.Ознакомление с правилами пользования библиотекой: (слайд №3) (до регистрации в библиотеку)
3. Правилами бережного отношения к книге при индивидуальном чтении (слайд №4)
4. Библиотекарь знакомит с фондом и справочно-библиографическим аппаратом, работа направлена на воспитание культуры чтения, знание основ библиотечно-библиографической грамотности (слайд №5)
5. Консультации у книжных полок, помогают читателям ориентироваться в пространстве книжного фонда открытого доступа. (слайд №6)
6. Библиотекарь учит пользоваться справочным аппаратом самой книги (предисловием, послесловием, оглавлением, аннотацией) – у книжной выставке (слайд № 7), у места обслуживания (слайд № 8), у книжных полок (слайд №9)
При этом библиотекарь, является первым помощником для читателя, как новичка, так и постоянного.
7. Консультации у книжных полок сопровождаются беседами о рекомендуемой литературе, а также беседами о прочитанном. Предлагаемая литература может заключаться в том, что этот автор более чем известен, мнение других читателей, отзывы, рецензии критиков.(слайд №10)
Рекомендательная беседа у книжной выставке (слайд № 11)
8. Библиотекарь может кратко поделиться впечатлениями о содержании книги, выбранной читателем самостоятельно, либо по её рекомендации. (слайд №12, 13)
9. Составление списка литературы. Например: «Что читать дальше...?», с учетом культурных интересов, моды на определенных писателей современного мира и т.д.. (слайд №14)
10. Составления рекомендательных списков, планов индивидуального чтения, библиографических указателей, бюллетеней (слайд №15)
11. Библиотека может издавать: путеводители по библиотеки, буклеты: сведения о библиотеки, где характеризуется состав фонда, структурных подразделений, выполняемые ими функции, оказываемые услуги.(слайд №16)
Но при этом нужно не забывать, что библиотекарь обязан создать в библиотеке уютную, доброжелательную атмосферу для общения, направленную на удовлетворения образовательных, информационных, культурных и досуговых потребностей читателя (слайд №17)
Библиотекарь проявляет инициативу и строит диалог на доверии.
Применяются: беседы-диалоги, беседы-откровения, беседы-диспуты, беседы-рекомендации, беседы-консультации, тематические беседы; моно-беседы (психологического типа), где читатель выговаривается о наболевшем (педагоги, сотрудники, подростки в период взросления, и в момент трудного жизненного периода).
Само общение нужно строить без авторитарности и формализма, на равном уровне, несмотря на возрастные ограничения; опираясь на зрелую мудрость, необходимо быть открытым к общению всегда, несмотря на занятость и внутреннюю нагрузку. (слайд №18)

Характеристика общения:
+ =

Результат (слайд №19)

Метод личного общения в процессе индивидуального обслуживания библиотекарь изучает интересы читателей, рекомендует необходимую литературу.
Индивидуальная работа - во время выдачи и приема книг, у тематических полок и выставочных стеллажей. Библиотекарь осуществляет непосредственный контакт с учетом интересов, возрастной индивидуальности и характера читателя. Например: беседа о правилах в библиотеке, о прочитанных книгах и т.д.
В конце каждой четверти возможно проведение читательских опросов, анкетирования, анализ чтения через изучение читательских формуляров каждого класса (своей возрастной группы), что позволяет библиотекарю и классному руководителю, а также руководителю чтения (предмета) совместно сделать соответствующие выводы. (слайд №20)
Воспитательная и массовая работа, заключается в привлечении к чтению книг, пропаганда той или иной литературы. (слайд №21)
Формы и методы работы:

МАССОВАЯ РАБОТА (слайды № 22-30)
Библиотечные посиделки.
Вечер – портрет
Вечер – диалог
Литературная игра
По дорогам любимых сказок
Литературный турнир
Конкурс знатоков книги
Конкурс смекалистых
Час знаний
Праздник знаний
Вечер загадки
Блиц турнир
Музыкально – поэтический час
Интернет – беседа
Библиотерапия
Премьера книги
Презентация книги
Салон новой книги
Конкурс эрудитов
Мини – викторина
Литературный клуб
Библиотечный ринг
Библиографическая ёлка
Литературная мозаика
Час – спор
Актуальный разговор
Трибуна мнений
Книжный аукцион
Информина
Литературная пауза
Поэтическая пауза
Краеведческая рулетка
Литературный суд
Литературно – музыкальная гостиная
Поле чудес
Праздник имён
Школа маленького читателя
Урок - знакомство
Урок – экскурсия
Уроки доброты
Громкие чтения весёлых книг, смешных рассказов, стихов
Часы вежливости
Беседы – игры
Литературно – игровой коктейль
Книжные путешествия
Экспедиция в «затерянные» миры
Литературный круиз
Географический информжурнал
Журнальный коктейль
Литературный бой
Интеллектуальное шоу
Литературное кафе
Экономические посиделки
Бизнес-тренинг
Книжный рай
Интеллектуальный марафон
Интеллектуальная экономическая игра
Деловая игра
Игра – обзор
Мозаика детства
Обсуждение повести
Обсуждение книги
Коллективная беседа по книге
Комментированное чтение по книге
Конкурс на лучшее исполнение стихов
Геовикторина
Экономическое лото
Зоологическое лото
Тематическое лото
Литературное лото
Викторина – конкурс
Творческий портрет писателя
Обзор творчества
Литературная визитка
Литературная байга
Айтысы
План чтения с кроссвордом
Литературно – музыкальный бал
Театрализованное шоу
Музыкальная гостиная
Музыкальный час
Музыкальная минутка
Парад любимых книг
Парад любимых книжных героев
Конкурс на лучшее стихотворение
Конкурс на лучший кроссворд
Конкурс на любимую мягкую игрушку
Конкурс на лучшую поделку из пластилина
Конкурс кроссвордов
Обзор – путешествие
Урок мужества
Урок добра
Праздник добра
Праздник красок
Отдел интеллектуального отдыха
Литературный круиз

Выставки
Выставка – вернисаж
Выставка - дискуссия
Выставка – викторина
Выставка – альтернатива
Выставка – вопрос
Выставка – диалог
Выставка забытых книг
Выставка – реклама
Экспресс – выставка
Выставка – дилижанс
Выставка – обозрение
Выставка любимой игрушки
Выставка одной книги
Выставка одного журнала
Литературный дастархан
Литературная панорама
Литературная мозаика
Выставка - протест
Литературная композиция
Книжная церемония
Книжная мозаика
На примере КГУ «Школа-лицей №14» отдела образования Абайского района (слайды № 31-35) показаны несколько проведенных массовых мероприятий:
-Игра-викторина «Фестиваль профессий» о труде взрослых и их профессиях
«Увлекательная книга»!»: бенефис читателя
-Будем мы с тобой друзья, куда ты туда и я»!»: минутки досуга (выборочное чтение отрывков из известных произведений)
-Библиотечные посиделки: «В гостях у зимней сказки…»

Занятие школы молодого библиотекаря
«Направления деятельности Школьной Библиотеки: индивидуальная, групповая и массовая работа с читателями»
Подготовила: библиотекарь КГУ «Школа-лицей №14» г.Абай
Ушакова Т.В.(слайд №1)
Уважаемые коллеги! В первый раз в библиотеку пришел читатель, либо группа читателей, либо сразу весь класс, скорее всего это 1 класс. Вопрос: ваша деятельность, как библиотекаря?
1. Посещение библиотеки юным читателем начинается с ознакомительной экскурсии (слайд №2), где читатель изучает эстетический вид библиотеки, внутреннее расположение (абонемент, читальный зал); если у вас маленькая библиотека, то деления на зоны обслуживания: зона отдыха и чтения, зона справочно-библиографического аппарата (место хранения словарей, справочников, календарей, энциклопедий и тд.)
Далее:
2.Ознакомление с правилами пользования библиотекой: (слайд №3) (до регистрации в библиотеку)
3. Правилами бережного отношения к книге при индивидуальном чтении (слайд №4)
4. Библиотекарь знакомит с фондом и справочно-библиографическим аппаратом, работа направлена на воспитание культуры чтения, знание основ библиотечно-библиографической грамотности (слайд №5)
5. Консультации у книжных полок, помогают читателям ориентироваться в пространстве книжного фонда открытого доступа. (слайд №6)
6. Библиотекарь учит пользоваться справочным аппаратом самой книги (предисловием, послесловием, оглавлением, аннотацией) – у книжной выставке (слайд № 7), у места обслуживания (слайд № 8), у книжных полок (слайд №9)
При этом библиотекарь, является первым помощником для читателя, как новичка, так и постоянного.
7. Консультации у книжных полок сопровождаются беседами о рекомендуемой литературе, а также беседами о прочитанном. Предлагаемая литература может заключаться в том, что этот автор более чем известен, мнение других читателей, отзывы, рецензии критиков.(слайд №10)
Рекомендательная беседа у книжной выставке (слайд № 11)
8. Библиотекарь может кратко поделиться впечатлениями о содержании книги, выбранной читателем самостоятельно, либо по её рекомендации. (слайд №12, 13)
9. Составление списка литературы. Например: «Что читать дальше...?», с учетом культурных интересов, моды на определенных писателей современного мира и т.д.. (слайд №14)
10. Составления рекомендательных списков, планов индивидуального чтения, библиографических указателей, бюллетеней (слайд №15)
11. Библиотека может издавать: путеводители по библиотеки, буклеты: сведения о библиотеки, где характеризуется состав фонда, структурных подразделений, выполняемые ими функции, оказываемые услуги.(слайд №16)
Но при этом нужно не забывать, что библиотекарь обязан создать в библиотеке уютную, доброжелательную атмосферу для общения, направленную на удовлетворения образовательных, информационных, культурных и досуговых потребностей читателя (слайд №17)
Библиотекарь проявляет инициативу и строит диалог на доверии.
Применяются: беседы-диалоги, беседы-откровения, беседы-диспуты, беседы-рекомендации, беседы-консультации, тематические беседы; моно-беседы (психологического типа), где читатель выговаривается о наболевшем (педагоги, сотрудники, подростки в период взросления, и в момент трудного жизненного периода).
Само общение нужно строить без авторитарности и формализма, на равном уровне, несмотря на возрастные ограничения; опираясь на зрелую мудрость, необходимо быть открытым к общению всегда, несмотря на занятость и внутреннюю нагрузку. (слайд №18)

Характеристика общения:
+ =

Результат (слайд №19)

Метод личного общения в процессе индивидуального обслуживания библиотекарь изучает интересы читателей, рекомендует необходимую литературу.
Индивидуальная работа - во время выдачи и приема книг, у тематических полок и выставочных стеллажей. Библиотекарь осуществляет непосредственный контакт с учетом интересов, возрастной индивидуальности и характера читателя. Например: беседа о правилах в библиотеке, о прочитанных книгах и т.д.
В конце каждой четверти возможно проведение читательских опросов, анкетирования, анализ чтения через изучение читательских формуляров каждого класса (своей возрастной группы), что позволяет библиотекарю и классному руководителю, а также руководителю чтения (предмета) совместно сделать соответствующие выводы. (слайд №20)
Воспитательная и массовая работа, заключается в привлечении к чтению книг, пропаганда той или иной литературы. (слайд №21)
Формы и методы работы:

МАССОВАЯ РАБОТА (слайды № 22-30)
Библиотечные посиделки.
Вечер – портрет
Вечер – диалог
Литературная игра
По дорогам любимых сказок
Литературный турнир
Конкурс знатоков книги
Конкурс смекалистых
Час знаний
Праздник знаний
Вечер загадки
Блиц турнир
Музыкально – поэтический час
Интернет – беседа
Библиотерапия
Премьера книги
Презентация книги
Салон новой книги
Конкурс эрудитов
Мини – викторина
Литературный клуб
Библиотечный ринг
Библиографическая ёлка
Литературная мозаика
Час – спор
Актуальный разговор
Трибуна мнений
Книжный аукцион
Информина
Литературная пауза
Поэтическая пауза
Краеведческая рулетка
Литературный суд
Литературно – музыкальная гостиная
Поле чудес
Праздник имён
Школа маленького читателя
Урок - знакомство
Урок – экскурсия
Уроки доброты
Громкие чтения весёлых книг, смешных рассказов, стихов
Часы вежливости
Беседы – игры
Литературно – игровой коктейль
Книжные путешествия
Экспедиция в «затерянные» миры
Литературный круиз
Географический информжурнал
Журнальный коктейль
Литературный бой
Интеллектуальное шоу
Литературное кафе
Экономические посиделки
Бизнес-тренинг
Книжный рай
Интеллектуальный марафон
Интеллектуальная экономическая игра
Деловая игра
Игра – обзор
Мозаика детства
Обсуждение повести
Обсуждение книги
Коллективная беседа по книге
Комментированное чтение по книге
Конкурс на лучшее исполнение стихов
Геовикторина
Экономическое лото
Зоологическое лото
Тематическое лото
Литературное лото
Викторина – конкурс
Творческий портрет писателя
Обзор творчества
Литературная визитка
Литературная байга
Айтысы
План чтения с кроссвордом
Литературно – музыкальный бал
Театрализованное шоу
Музыкальная гостиная
Музыкальный час
Музыкальная минутка
Парад любимых книг
Парад любимых книжных героев
Конкурс на лучшее стихотворение
Конкурс на лучший кроссворд
Конкурс на любимую мягкую игрушку
Конкурс на лучшую поделку из пластилина
Конкурс кроссвордов
Обзор – путешествие
Урок мужества
Урок добра
Праздник добра
Праздник красок
Отдел интеллектуального отдыха
Литературный круиз

Выставки
Выставка – вернисаж
Выставка - дискуссия
Выставка – викторина
Выставка – альтернатива
Выставка – вопрос
Выставка – диалог
Выставка забытых книг
Выставка – реклама
Экспресс – выставка
Выставка – дилижанс
Выставка – обозрение
Выставка любимой игрушки
Выставка одной книги
Выставка одного журнала
Литературный дастархан
Литературная панорама
Литературная мозаика
Выставка - протест
Литературная композиция
Книжная церемония
Книжная мозаика
На примере КГУ «Школа-лицей №14» отдела образования Абайского района (слайды № 31-35) показаны несколько проведенных массовых мероприятий:
-Игра-викторина «Фестиваль профессий» о труде взрослых и их профессиях
«Увлекательная книга»!»: бенефис читателя
-Будем мы с тобой друзья, куда ты туда и я»!»: минутки досуга (выборочное чтение отрывков из известных произведений)
-Библиотечные посиделки: «В гостях у зимней сказки…»
Категория: Профессиональное образование | Добавил: ladykupetskaya (2017-01-17) | Автор: ТАТЬЯНА E
Просмотров: 66 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2017-05-25, 11:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [628]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [170]
Личности [114]
Великие педагоги [36]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [79]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [399]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [43]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [619]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [199]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [21643]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [184]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru