Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Значение музыкального воспитания в развитии ребёнка
Значение музыкального воспитания в развитии ребёнка.

«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», - утверждал Б.В. Асафьев [1, C. 123].
«Раннее вовлечение детей в творческую деятельность очень полезно для общего художественного развития, вполне естественного для ребёнка, и вполне отвечает его потребностям и возможностям», - указывал Б.М. Теплов. [2,C. 90].
Было принято считать, что творческие возможности в области музыки учащихся обычно общеобразовательных школ невелики. Кладезь гениальных педагогических мыслей помогла нащупать верный путь формирования детского музыкального творчества. К детским музыкальным творениям – таким хрупким – нельзя подходить со взрослой меркой: «музыкальное творчество не проявляется только в сочинении «сложных музык», оно гораздо многообразнее и разветвленные, чем кажется». Включая музыкальное творчество в процесс общего музыкального образования школьников, считая его «высшим видом музыкальной
самодеятельности», Б.В. Асафьев, вместе с тем, считал, что сочинение музыки в школе не «недолжно быть предметом».
Тем самым он ратовал за живой, увлекательный процесс постижения основ музыки и творчества, в противовес натаскиванию, схоластике и зубрёжке. [1, C. 94].
Формирование основ детского музыкального творчества задумано в широчайшем гуманитарном контексте, интеграции искусств, рука об руку с обучением, воспитанием, общим и художественным развитием личности ребёнка. Не зря же в своё время и поныне, авторитетный Д.Б. Кабалевский убеждал общественность в том, что «общее музыкальное воспитание должно распространяться абсолютно на всех детей». [3, C. 72].
Формирование детского творчества задумано в целостном образовательном процессе, при органическом вхождении ребёнка в художественную культуру.
Выдвижение творческих и репродуктивных заданий, следует в логике возрастания. Формирование положительной мотивации реализуется несколькими путями. Во-первых, в процесс становления детского творчества гармонично вплетена психолого-коррекционная работа с целью привития социально-ценных установок, устранения неверия в свои силы. Во-вторых, выступает мысль о высокой миссии гуманизма, добра: о творчестве, как воплощении лучших побуждений человека, о связи творчества с трудом. В-третьих, формирование положительной мотивации обеспечивается занимательностью, созданием ситуаций успеха, предвосхищением тех эмоций, которые желательно испытать ребёнку. В-четвёртых, предприняты меры, по предупреждению затруднений учащихся, привлечению подбадривания, юмора.
Под музыкальным развитием учащихся, имеется в виду развитие таких музыкальных способностей, которые в своей совокупности обуславливают успешное выполнение той или иной деятельности.
Музыкальные способности – это индивидуальные психологические особенности личности, к которым относятся природная чувствительность, обуславливающая анализ речевых или музыкальных звуков.[5]
Музыкальные способности являются, как бы ядром музыкального развития, осуществляемого в процессе музыкального воспитания, в процессе планомерного овладения учащимися системой знаний и навыков.
Но решающую роль в музыкальном развитии играет учёт индивидуальных особенностей учащихся, и внутренних условий их развития. Ведь развитие всегда определяется тем, насколько гибко умеет ребёнок использовать их в новых условиях. На каждом этапе развития открываются новые возможности для дальнейшего совершенствования способностей и для общего развития.
«Всякое подлинное развитие человека – это становление или развитие его способностей» - утверждает известный психолог С.Л. Рубинштейн. [6,C.53].
В полной мере это высказывание относится и к музыкальному развитию, как развитию музыкальных способностей. От природы нет никаких способностей, есть только задатки, которые в большинстве педагогических работ рассматриваются как анатомо-физиологические предпосылки, которые могут превратиться, а могут и не превратиться в способности.
Задатки есть у всех. Однако очень важно иметь в виду два обстоятельства:
1. задатки у всех разные;
2. задатки нужно развивать и превращать их в способности в определённое время.
Таким образом, природные задатки развиваются в определённых условиях. Если много заниматься с ребёнком, то его многому можно научить. Для того чтобы развились его дарования, нужно, чтобы ребёнку самому нравились
музыкальные занятия. Необходимость положительных эмоций, чувства
удовольствия от деятельности – неприемлемое условие для развития любых способностей, даже таких «натуральных», как музыкальные способности.
Эмоциональный отклик на музыку побуждает ребенка радоваться и печалиться, мечтать и грустить, то есть испытывать все многообразие чувств, которые ребенок способен пережить в процессе восприятия музыки в силу своих возрастных особенностей.
Обогащение чувственного опыта ребенка связано с расширением его эмоционального опыта — способностью сопереживать тем чувствам и настроениям, которые выражены в музыкальном произведении.
Скорость музыкального развития ребенка обусловлена многими индивидуально-психологическими факторами. Не все дети могут одинаково развиваться музыкально при единых требованиях. Одни будут успешны в овладении музыкальной грамотой, развитии звуковысотного слуха, про¬явлении двигательных навыков и навыков координации движений (при лабильности нервной системы). Для других (более инертных) эти стороны музыкального развития могут быть затруднены, а повышенные требования в области музыкального образования к данной категории детей могут закрепить у них переживание неуспеха, снизить положительный эмоциональный тонус от занятий музыкой.
Между тем и дети с инертной нервной системой способны сделать большой скачок как, в общем, так и в музыкальном развитии. Важно увидеть скрытые возможности ребенка и более внимательно относиться к тем детям, которые на начальных этапах своего музыкального образования не показывают высоких результатов. Для таких детей необходима специально продуманная в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями методика.
При этом важно не заставлять ребенка приспосабливаться к педагогическому методу, а стремиться к тому, чтобы выбор метода соответствовал особенностям и способностям самого ребенка.
От переживания — к познанию — таков естественный путь ребенка в музыку, учитывающий как эмоциональную природу этого вида искусства, так и природу самого ребенка — естественную, генетически заложенную в нем готовность к опережению уровня своего развития.

Список литературы:
1. Б.В.Асафьев. «О музыкально-творческих навыках у детей» М. – 1990г. [ C. 123].
2. Б.М.Теплов. «Психология музыкальных способностей». М, - 1974г. [C. 90].
3. Д.Б.Кабалевский. «Прекрасное пробуждает доброе» М.: Просвещение 1990г. [ C. 72].
4. Н.Ветлугина «Музыкальное развитие ребёнка» М.: Просвещение, 1986г.
5. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия 1989г.
6. С.Л.Рубинштейн. «Основы общей психологии» М. – 1980г. [C.53].
7. Л.Б.Бахтигулова «История и основные аспекты музыкальной психологии» Издательство Магистр Москва 1998г.
8. Е.Юдина «Первые уроки музыки в подготовительном классе» М., 1997г.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: olgaeliseeva77 (2017-01-20) | Автор: Елисеева Ольга викторовна E
Просмотров: 586 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-20, 4:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru