Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

«Физико–географическая характеристика казахских земель в записках Бронислава Залесского «Жизнь(киргизских) казахских степей»»»
«Физико–географическая характеристика казахских земель в записках Бронислава Залесского «Жизнь(киргизских) казахских степей»»»
Батыргалиева Р.Т.
учитель истории и географии.
КГУ «Первомайская СШ»ООАФР

Цель научного исследования:восстановить историческую справедливость,внести имя польского революционера Бронислава Залесского в программу школьного курса по истории Казахстана и физической географии Казахстана.
Задачи научного проекта:исследовать исторический труд автора,доказать состоятельность научного труда Бронислава Залесского.
Актуальность исследования:альбом «Жизнь казахских степей» является уникальным историческим и вещественным документом,имеющим ценность для будущего многонационального Казахстана, в воспитании гражданского патриотизма и любви к родному краю,его истории.
150 лет назад в городе Париже вышло в свет роскошное издание альбома офортов «Жизнь киргизских степей» на французском языке.
Европейский читатель впервые познакомился с жизню казахов в далёкой степи, на суд читателей были представлены 22 офорта (зарисовки) и очерки к ним.Это было первое реалистическое издание, наиболее полно отобразившее климатические особенности казахских степей,быт, этнографические особенности жизни казахов.
До Залесского были попытки представить жизнь кочевников миру, в частности поэма «Киргиз» Густава Зелинского,но все они были тенденциозные и не отображали казахскую действительность.Европейские учёные предвзято делали выводы и умозаключения, до конца не исследовав историю и природные особенности территории проживания казахов.
Молодой польский ссыльный революционер,Бронислав Залесский, научно и точно делал зарисовки-офорты, с большим усердием описывал каждую легенду степи и услышанные от самих казахов истории.
В 1849 году ему было поручено обрабатывать материалы Аральской экспедиции, где он впервые встречает Тараса Шевченко,который учит молодого художника искусству офорта.Известный доцент Казахского государственного университета Ф.И. Стеклова кропотливо собирала материалы о жизни Залесского(1820-1860гг) и переводила его книгу «Жизнь казахских степей».
Долгие годы Бронислав Залесский жил в Париже,и до выхода основного труда учёного,Стеклова обнаружила в Варшаве очерк Залесского «Путешествие в киргизские степи»,изданное в 1857 году,т.е. до выхода в свет парижского альбома офортов в сборнике «Книга мира».
Кроме этого,в нескольких выпусках флорентийского журнала прошлого века(на итальянском языке) была папечатана большая политическая статья
Залесского о продвижении России в Среднюю Азию,снабжённая иллюстрациями:рисунки Ак-Мечети времён штурма, крепости Карабутак и строящегося порта на Аральском море Кос-Арал,а также два портрета казахов- современников Залесского.
«Жизнь казахских степей» имеет историческое значение,так как является уникальным альбомом с детальными зарисовками и комментариями о быте казахов,верованиях,об особенностях природы и климата,написанные автором с уваженим к материальной и духовной культуре казахского народа.

Учёный точно определяет площадь казахских степей: «…Часть этих степей, входящая в состав Оренбургского генерал-губернаторства, занимает территорию, равную по размерам Франции, Испании и Португалии вместе взятым»[1]
Описывая климат степей, учёный чётко выделяет особенности резко-континентального климата, где ярко выражены сезоны года: весна бурная, приносящая в суровый край «густую траву, усыпанную жёлтыми тюльпанами» ,лето жаркое, осень мягкая и спокойная, а зима приносит «морозы жестокие и снега обильные…».
Залесский описывает миражи во время сильной жары в степи, песчаные бури, от которых невозможно укрыться человеку. Пишет о пустынях:Кара-кумы, Ак-кум, Кок-кум, Барсуки, Кум-Джарган. состоящие из мелкого хрупкого кварца,определяет сходство их с пустыней Сахарой. Ещё больше его устрашают зимние бураны, во время которых люди не видят друг друга в радиусе даже 50 шагов.
Флора пустынь своеобразна, вызывает интерес у Залесского растение «кум-арчык», у которого на поверхности тонкий стебелёк, а на глубине целый ствол. Исследователь пишет: «…Ветер здесь единственный пахарь и сеятель»[2]
Описывая природные зоны казахского края, молодой учёный выделяет особенности почв пустынной зоны (их бесструктурность), выделяет два вида солончаков: твёрдые, как аспидный сланец, и другие, с виду цельные, но по ним даже проехать нельзя, так как по содержанию-трясина, опасная для путника.
Флору и фауну степи, Залесский называет «царством»: 15 видов полыни, миндаля, дикого чеснока, лука, изобилие мучнистых растений, необходимых для откорма скота.
Река Сырдарья поражает его островами, покрытыми саксаулом, который степняки используют как топливо, дающее сильный жар.


1.Бронислав Залесский.Жизнь казахских степей.стр18
2.Бронислав Залесский.Жизнь казахских степей.стр20

Фауну степей, автор называет отличной от «наших» т.е. европейских.
Куланы и сайгаки, тучи птиц, опускающихся на степные просторы, воронки, которые крупнее польских, всё поражает путешественника .
Сравнивая степи с морем, Залесский впервые в истории, называет казахов - моряками: «…Обветренные и опалённые лучами солнца, они говорят, повышая голос, как и моряки, которые разговаривают, друг с другом в бурю и ураган »[3]
Польский учёный упоминает о трёх жузах(ордах) казахов, объясняет важность встречи путников в степи, когда приветствуя друг друга, они спрашивают о принадлежности к родам, ищут родство. Конечно, для степных людей, очень важно общение друг с другом, ибо в далёкой дороге ,когда встречаются страшные природные катаклизмы, необходима помощь, которой они рады от каждого встречающегося на их пути.
Автор называет казахов потомками Чингисхана, говорит об их участии в осаде Ак-Мечети против кокандцев.
Большая заслуга учёного в том, что он описывая реальную жизнь казахов ,иногда поддаваясь свойственному всем европейцам, чувству превосходства над степными народами, один из немногих, с большим уважением к традициям нашего народа, по крупицам собрал воспоминания своих современников-казахов.
Очень важно, отмечая научность взглядов Залесского, отметить глубину записей и рисунков в книге.
Через столетия, в 1991 году, после приобретения Независимости Казахстана,
альбом « Жизнь казахских степей» увидела свет на казахском и русском языках (в количестве 20 тысяч экземпляров).
В 2009 год в Музее Первого Президента РК в рамках международного проекта «Диалог посредством культуры» прошла выставка« Степи Великой отраженье...», организованная совместно с Посольством Республики Польша в РК. На выставке были представлены коллекции фотографий Константина Николаевича де Лазари и произведений графики Бронислава Залесского по этнографии и материальной культуре казахов конца XIX века.
Бронислав Залесский- видный революционер,историк,этнограф,географ, ещё в 19 веке записал очерки о казахской степи, с зарисовками-офортами.
Сделал несколько новых открытий:
*во-первых, Б.Залесский,изучил материальную и духовную культуру казахского народа(изучив не только сказания степи, но и жилища, и быт казахов) ;
*во-вторых,учёный использует научные методы изучения края,он делает измерения,берёт пробы почвы, выдвигает научные гипотезы(например,о геологическом происхождении Каспийского и Аральского морей) изучает флору и фауну региона, ведёт записи и зарисовки;

3 Бронислав Залесский.Жизнь казахских степей,стр23
* в –третьих,Залесский явялется первым европейцем, высказавшим мнение о том, что казахи находятся на стыке двух великих культур:европейской и азиатской;
*в-четвёртых, Залесский первым из европейцев,наиболее достоверно опубликовал свои исследования и до конца своей жизни остался верен теме «степей»
Тем не менее, ни в одном из учебников в средней школе ни по истории Казахстана, ни по географии нет даже строчки о Брониславе Залесском.
В учебнике «История Казахстана» 8 класса, в §13 в теме «Ссыльные революционеры» нет даже строчки об учёном, который впервые в 1865 году в Париже издал свои очерки и офорты о казахах.В учебнике «Физическая география» 8 класс, в §7 в теме «Физико-географические исследования Казахстана в 16-19 веках» упоминаются путешественники и учёные того времени, но нет ни строчки о Брониславе Залесском,который обрабатывал данные Аральской экспедиции в 1849 году.Мы считаем, что должна быть восстановлена историческая справедливость и имя польского учёного должно быть в учебниках по истории и географии, чтобы наше поколение знало историю своего народа.

Список использованной литературы:
1 Залесский Б. Ф. Из заметок о Шевченко. (1849—1852.)
2 Т. Г. Шевченко в воспоминаниях современников. М., 1962, с. 237—241. .
3 Залесский Б. Қазақ сахарасына саяхат. Алматы, 1991.- 132 бет.
3 Залесский Б. Қазақ даласының өмірі. Астана: Аударма, 2003. - 264 б.
4 Белорусская ССР : крат. энцикл. Т. 5. — Мн., 1982. (год рождения точно не установлен: 1819 или 1820)
5 Светлана Половникова. Украина в судьбах. Польские революционеры на Черниговщине (30 — 60-е годы XIX в.) «Зеркало недели» № 32 (507) 14 — 20 августа 2004
6 La vie des Steppes Kirghizes. Descriptions, recits & contes. С фронтисписом и 21 офортом. Залеский Б. (Zaleski Bronislas). Paris, J. B. Vasseur, 1865г
Категория: Профессиональное образование | Добавил: roza-kalabaeva (2017-05-28) | Автор: Батыргалиева Роза Турлыбековна E
Просмотров: 1078 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 4:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru