Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Предметно-развивающая среда, ведущая к формированию готовности детей с задержкой психического развития, к обучению в школе и ранней социализации в ус
Предметно-развивающая среда, ведущая к формированию готовности детей с задержкой психического развития, к обучению в школе и ранней социализации в условиях детского дома.
Сулейменова Л.К.
Карагандинский государственный университет
КГУ Детский дом «Құлыншақ»

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка, его полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное развитие. Смысл развивающей среды заключен в ее стимулирующем косвенном воздействии на личность ребенка предметов, игрушек, обстановки и т.д.
Цель создания предметно-развивающей среды – создание комфортной, здоровье сберегающей, эстетичной, развивающей, разнообразной предметно-пространственной среды, соответствующей уровню и потребностям детей в условиях детского дома.
Задачи:
• Обеспечение условий для развития познавательных, творческих способностей детей
• Поддержание познавательной активности детей.
• Совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.
Гипотеза
Если грамотно организовать предметно-развивающую среду, она будет способствовать утверждению уверенности в себе, даст возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
Ожидаемые результаты
Дети
• Дети легко войдут в новую для них среду;
• Сформируются умения общения со сверстниками и взрослыми.
Педагоги
• Установится тесное взаимодействие;
• У педагогов повысится уровень компетентности в организации подготовки детей к школе.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии, является одной из наиболее важных и актуальных проблем специальной педагогики.
На данном этапе развития системы образования на первый план выходит создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.
Проблема развития мышления у детей дошкольного возраста актуальна тем, что данный психологический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом.
В связи с этим встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, а это, в свою очередь, требует совершенствования учебного процесса с учетом развития закономерностей всей системы познавательных процессов.
Коррекционно-развивающая среда в специальных дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида.
Вместе с тем в коррекционной педагогике до настоящего времени не разработаны методические рекомендации к организации коррекционно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.
Коррекционно-развивающая среда в специальном дошкольном учреждении должна соответствовать как общим нормативным актам проектирования условий воспитания, обучения в общеобразовательных учреждениях, так и отвечать на задачи коррекционно-компенсаторной работы, направленной на преодоление трудностей социальной адаптации детей с проблемами развития.
Исходя из существующих нормативов организации среды и оснащение соответствующим оборудованием, разработанными Министерствами образования и здравоохранения РК, коррекционно-развивающая среда обеспечивает поддерживающие, предупредительные и подготовительные условия введения ребенка в социум.
Вот основные характеристики развивающей среды
• Комфортность и безопасность обстановки.
• Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности дошкольников
• Возможность включения в познавательную деятельность всех детей группы
Важнейшим условием успешности влияния предметно-развивающей среды является ее доходчивость для конкретного контингента детей, выражающие дидактические, вариативные и видоизмененные способы детализации признаков, свойств объектов окружающего мира и способов взаимодействия с ним ребенка.
Исходя из выше изложенного, можно выделить следующие основные компоненты предметно-развивающей среды.
• Природная среда
• Предметно-игровая среда
• Предметно-развивающая среда занятий
• Детская библиотека, игротека, видеотека
• Музыкально-театральная среда
Контингент детей нашей группы с диагнозом - задержка психического развития разного генеза.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания нарушают их сенсорное развитие, общение с окружающими, а на этой основе задерживается умственное развитие, ущербно формируется личность.
Лейтмотивом выводов отечественных дефектологов является положение – что задержка психического развития детей во всех формах может поддаваться педагогической коррекции в таких педагогических условиях, которые соответствуют состоянию ребенка.
У всех детей группы наблюдается слабость волевых усилий, незрелость эмоционально-волевой сферы. Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с нарушениями внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Отмечаются периодические колебания внимания, его неустойчивость, недостаточная концентрация на объекте. Диагностика процессов памяти показала недостаточную продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения. При обследовании в начале учебного года отмечался низкий уровень развития восприятия, что проявлялось в недостаточности, ограниченности, фрагментарности знаний детей об окружающем мире, в затруднениях при узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, контурных и схематических изображений, особенно если они перечеркнуты, или накладываются друг на друга. Наблюдается несформированность основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. У всех детей отмечаются нарушения всех компонентов речи. Это проявляется в отставании формирования фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя речи, связной речи. В этом направлении большую работу ведет учитель-логопед на своих занятиях. Проводится взаимосвязь в работе с логопедом: артикуляционная и мимическая гимнастика. Работа в тетрадях по развитию графо-моторных навыков и т.д.
Учитывая интеллектуальные способности и возможности наших детей, для каждого ребенка учитель-дефектолог определил индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут.
Для того чтобы дети развивались в полном объеме, необходимо создать определенные условия для коррекции отклонений в развитии и успешной подготовке детей к обучению в школе.
Основные требования к предметно-развивающей среде – это оптимальная насыщенность, целостность, многофункциональность, возможность трансформирования.

Центр искусства
помогает детям проявить творчество, дает возможность испытать удовольствие от знакомства с новыми материалами. Здесь находятся разнообразные краски, бумага, ножницы, клей, мелки, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, всевозможные обрезки для вырезания и наклеивания, цветная бумага, материалы для приобретения опыта использования нетрадиционных способов в изобразительной деятельности.
Этот центр символически можно разделить на несколько центров:
1. центр детского творчества
Рисование для ребенка наряду с игровой деятельностью имеет важное значение, потому что изобразительная деятельность - это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Дети погружаются в мир прекрасного – картины, цветы, декоративно-прикладные изделия, детские работы и работы взрослых способствуют развитию эстетического вкуса. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает духовные способности ребенка, необходимые в различных областях творчества.
2. центр театрализованной деятельности
представлен куклами, игрушками для различных видов театров (плоскостной, кукольный, пальчиковый, настольный). Диски и аудио кассеты, для сопровождения театрализованных игр, различные костюмы для ряжения.
3. познавательно-речевой центр
совмещен с книжным уголком, где представлена не только художественная литература, но и справочная, познавательная литература, журналы, буклеты, альбомы, открытки, картинки с изображением людей разного возраста и профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях. Дети знакомятся с картами, коллекциями, сувенирами. Здесь же вниманию детей представлены дидактические, настольно – печатные игры по речевому развитию, предметные и сюжетные картинки. В игротеке представлены разнообразные игры с правилами, игры и упражнения на развитие памяти, внимания, произвольного запоминания, проявления настойчивости.
Центр занимательной математики
Представлен игротекой, в которой находятся игровые материалы, способствующие речевому, познавательному и математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнаванию по описанию, воссоздания, преобразования; ориентировке по схеме, модели на осуществление контрольно – проверочных действий («Найди ошибки художника», «Так бывает?»), на следование и чередование. Детям доступны тетради на печатной основе, познавательные книги, занимательный материал в виде кроссвордов, ребусов, задачи – шутки, математические фокусы, загадки и многое другое.
Цели и задачи:
1. продолжать развивать познавательные способности детей: умение анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, устанавливать закономерности, связи и отношения, планировать предстоящие действия,
2. расширять и углублять математические представления детей;
3.закрепление умения пользоваться условными символами (цифрами);
4.закрепление количественного, порядкового и обратного счета;
5.решение задач на наглядном материале;
6. понятий смежные числа;
7. закрепление знаний о геометрических фигурах.
Подготовка руки к письму в «Школе карандаша»
Работа в этом направлении ведется поэтапно.
• Проводим линии.
В начале освоения графических навыков ребенок учится проводить прямые линии разной длины и в разных направлениях: вертикальные, горизонтальные, наклонные. После этого можно потренироваться в проведении изогнутых, волнистых линий. Проводить линии нужно одним движением, стараясь не отрывать карандаш от бумаги.
Более сложное задание – обведение рисунков по контуру. Оно требует от ребенка внимательности и аккуратности. Линии должны проходить точно по контуру, не прерываясь.
Одно из значимых упражнений – раскрашивание картинок. При этом важно не выходить за контуры рисунков.
• Выполняем штриховку.
Штриховка - это проведение параллельных линий, не выходящих за контур фигур. Существуют различные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми, ломаными линиями и т.д. Важно следить за тем, чтобы штриховые линии были параллельны и не выходили за контур рисунка.
• Копируем рисунки.
Копирование рисунков развивает у ребенка полезные графические навыки, произвольное внимание и зрительное восприятие. Начинать копирование нужно с простых фигур и рисунков, а затем переходить к более сложным.
• Рисуем и пишем по клеточкам.
Перед поступлением в школу ребенок должен уверенно ориентироваться на листе бумаги в клетку. В этом ему помогут упражнения на рисование узоров и срисовывание фигурок по клеточкам, графические диктанты.

При создании развивающего пространства необходимо учитывать и то, что ведущим видом деятельности является игра.
Центр сюжетной игры
Позволяет детям постоянно накапливать опыт самостоятельной и творческой деятельности. Он представлен куклами, наборами мебели, посуды, игрушками – предметами бытовой техники, разнообразными видами транспорта, наборами домашних и диких животных, муляжами овощей и фруктов.
Представленная предметно - развивающая среда позволяет сформировать у детей с отклонениями в развитии взаимосвязь между наглядными и словесно-логическими формами мышления, закладывает полноценную основу к формированию всех форм мышления, что способствует более успешному школьному обучению, т. е. делает работу дефектолога и воспитателя более эффективной.

Используемая литература:

1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319 - III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016).
2. Закон Республики Казахстан от 11.07.2002 года №343-11 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2014).
3. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 13.05.2016 № 292
4. Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, 2016-2017 уч.г.
5. Общеобразовательная учебная программа дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, Астана 2016
6. Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29.12.2014 г. за № 179 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно - эпидемиологические требования к объектам образования».
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Лязять (2017-09-19) | Автор: Лязять E
Просмотров: 429 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 3:24 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru