Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Психологические особенности формирования патриотизма современной студенческой молодежи
Одной из важнейших проблем современного общества является вопрос патриотического воспитания студенческой молодежи. Быть патриотом - это естественное желание человека, удовлетворение которого выступает как условие материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей культурной, исторической, национальной и духовной принадлежности к Отечеству и понимание демократических основ и перспектив его развития в современном мире.
Феномен патриотизма – базовое понятие общественного сознания, которое является интегративным и имеет социально-психологическую природу. Патриотизм формируется на основе национального сознания, которое предполагает наличие общества, этноса. В современной психологической науке существуют два основных подхода к рассмотрению проблемы национального самосознания.
С одной стороны - национальное самосознание понимается как осознание, идентификация и отождествление себя в единстве со своей национальной или этнической общностью в качестве целостного сообщества (этноса, нации, народа), объединенного теми или иными общими признаками: происхождением, культурой, языком, территорией. Осознанию себя как нации свойственно стремление к сохранению этих общих признаков и через них - своей самобытности и целостности (как культурному типу, или шире - определенному типу цивилизации), готовность отстаивать и защищать их, и в то же время способность (бессознательная или осознанная) ассимилировать новое, обогащающее жизнь сообщества, и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни [1, с. 89].
По словам С.К. Рощина, главная особенность такого типа национального самосознания состоит в том, что его носители признают равное право всех народов на самобытность, и не считают возможным навязывать другим свои представления, нормы и ценности. Такое самосознание составляет основу патриотических чувств [2, с. 2].
С другой стороны, чувство национального самосознания, в определенной степени, неизбежно включает в себя превосходство над другими нациями, осознание и переживание того, что «мы» лучше, умнее, сильнее, чем «они», выделение своей нации и этноса среди других, возвышение этнических особенностей своей культуры. Патриот, так или иначе, всегда должен быть приверженцем идеологии своей страны, нации, в чем и проявляется превосходство [3, с. 32].
А.В. Сухарев [4, с. 312] выделяет три этапа развития патриотического сознания человека:
1. Этап раннего этнически-территориального самосознания является фундаментальным этапом в патриотическом воспитании и приходится на дошкольный и младший школьный возраст. На данном этапе формируется чувство патриотизма;
2. Этап национально-политического самосознания, приходится на подростковый возраст, когда сменяются основные институты социализации и подросток выходит в общественную среду. На этом этапе происходит присоединение личности к различным молодежным общественно-политическим организациям и объединениям, которые в состоянии помочь воспитать сегодняшнего школьника завтрашнего гражданина;
3. Этап государственно-патриотического самосознания, когда понятие «национального» выходит за пределы этничности и достигает уровня государственности. Характерными чертами данного этапа выступают проявление любви, уважения к своему государству как главные цели нации.
Успешное прохождение указанных этапов свидетельствует о наступлении гражданско-патриотической зрелости личности.
Таким, образом, патриотизм в самом общем виде следует понимать как чувство, возникающее у человека при отождествлении себя с определенной национальной, этнической и территориальной общностью.
Формирование патриотизма - процесс, имеющий лишь относительную завершенность на каждом своем этапе. С возрастом он лишь видоизменяется в том смысле, что в нем все большую роль начинают играть уже сформированные черты, установки, ориентации человека, а влияние новых жизненных ситуаций, новых идей неизбежно преломляется через грани уже сложившейся личности. На сегодняшний день все столь же значимым, как и прежде остается взаимодействие государства, семьи и образовательных учреждений с целью формирования национального самосознания, патриотизма и гражданственности среди современной молодежи. Патриотическое воспитание выступает как фактор единения всего общества, является источником и средством культурного, политического и экономического преобразования Родины, её территориальной целостности и безопасности.
Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе вовлечения молодежи в деятельностный созидательный труд на благо родной страны, привития бережного отношения к ее истории и культурному наследию, обычаям и традициям народа, любви к родным местам; воспитания готовности к защите Родины; изучения культуры и традиций разных народов. Система формирования патриотизма призвана обеспечить целенаправленное развитие у студентов активной позиции, способствовать максимальному включению в решение национальных проблем, создать условия для развития государственного мышления, привычки действовать в соответствии с общегосударственными интересами. Она является подготовкой молодых людей и побуждением представителей более старших поколений к подобному характеру деятельности, в которой знания и опыт соединяются с позицией гражданского долга и участия в судьбе Родины, а личные интересы - с общественными.
В качестве условий и путей развития патриотизма как личностного качества выступает диапазон всех видов деятельности и форм организации воспитательной работы студентов, позволяющих им проявлять патриотизм самостоятельно и вовлекать в это окружающих. Включение молодежи в изучение культуры своей страны воспитывает уважение и гордость за родную землю. Поэтому молодым людям необходимо знать и изучать традиции своих предшественников. Как отмечает Р. Б. Сулейманов, чтобы сформировать у молодого поколения осознанное отношение к стране, ее прошлому, настоящему и будущему, развить патриотические качества и национальное самосознание студентов, расширить их знания об истории и культуре родных мест, о подвигах предков в защите Родины, преподаватель должен обладать такими качествами, как высокая культура, мораль, нравственность, гражданственность, быть патриотом своей страны, любить и уважать свою Родину [5, с. 136].
Решая проблему патриотического воспитания студенческой молодежи, необходимо акцентировать внимание на формировании ценностного отношения к явлениям социально-общественной жизни прошлого и настоящего. Согласно позиции Г.К. Селевко, важной характеристикой современного патриотического воспитания является возрастание значения регионального и местного компонентов патриотизма. Он предлагает следующие способы для результативного патриотического воспитания: использование обновленного содержания гуманитарного образования, в первую очередь, исторического; реализация туристско-краеведческих программ, активизация поисковой работы; формирование многопрофильных музеев и выставок, организация и расширение всех видов краеведческой деятельности, включая подготовку авторских программ, участие педагогов и студентов в краеведческих конференциях, героико-патриотических акциях, в сборе материала по истории родного края [6. с. 522].
Мы считаем, что вышеуказанные способы формирования патриотизма могут быть с успехам использованы в рамках гражданско-патриотического воспитания казахстанской студенческой молодежи.
При этом, следует отметить, что нельзя добиться эффективного формирования патриотизма, если не соблюдены следующие условия, которые выражаются в степени согласованности деятельности преподавателей и студентов: 1)осмысление учащимися необходимости развития патриотизма и героизма; 2)наличие ценностной установки на приобретение профессиональных знаний и умений; 3)включение в разнообразные виды деятельности и выполнение различных ролей; 4)коррекция патриотических потребностей и их возвышение.
Патриотический потенциал страны определяется такими характеристиками, как: культурно-исторические духовные ценности; достаточная разумность личных потребностей и их соответствие коллективным, общественным и государственным; преобладание духовного начала над материальным; способность воспроизводить духовно-нравственный потенциал, хозяйственно-бытовая и культурная среда жизнедеятельности.
Таким образом, в современной ситуации развития Казахстана, как никогда важным является возрождение духовности, воспитание населения, особенно студенческой молодежи, в духе патриотизма, любви к Родине, прекращение пропаганды насилия и жестокости как не свойственного нашей стране образа жизни.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: kalinichenkooksana (2017-10-04) E
Просмотров: 27 | Теги: патриотизм, национальное самосознание, студенты | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2017-11-18, 3:00 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [638]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [170]
Личности [114]
Великие педагоги [37]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [79]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [413]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [43]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [622]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [199]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [21904]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [128]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [185]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru