Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Карьерные ориентации в структуре профессиональной подготовки студентов
В настоящее время очень актуальна проблема построения карьеры современной молодёжью. Во время обучения по выбранной профессии студент пытается осознать, соответствует ли сделанный выбор его желаниям, личностным ценностям, жизненным целям и смыслам. Правильно сделанный выбор будущей профессии дает человеку возможность реализовать свои потребности и способности. Планирование карьеры — это важный аспект самореализации личности и ее профессионального развития.
Одним из личностных факторов, оказывающих значимое влияние на развитие карьеры, являются карьерные ориентации личности. Карьерные ориентации отражают ценности карьеры и способ достижения успеха при ее построении; это система оценки личностью этих способов достижения успеха в карьере; это регулятор поведения личности в социальных условиях [12; с.37].
Исследование карьерных ориентаций студентов вуза является важным и актуальным в настоящее время, т.к. именно на этом этапе человек планирует свое профессиональное будущее, осознает правильность сделанного профессионального выбора. По мнению Харлановой Т.Н., «значительная часть современной молодежи не имеет четких представлений о будущей профессиональной деятельности и реальной карьере, что создает значительные трудности на пути ее профессиональной социализации» [9; с.61].
Карьерные ориентации - это важная составная часть профессиональной направленности личности, и естественно, что есть особенности этих ориентаций, которые обусловлены полом, возрастом, спецификой деятельности человека.
На заключительном этапе подготовки студентов в вузе к профессиональной деятельности важной и значимой становится проблема определения карьерных ориентаций. Актуальность данной проблемы очевидна и на протяжении всего процесса обучения в высшем учебном заведении, когда происходит формирование профессиональных ценностей. Этот процесс отражается в специфике постановки карьерных целей и разработки планов, определяющих успешность профессионального развития личности в целом.
Исследованием карьерных ориентаций личности в том или ином аспекте занимались следующие ученые: С.Х. Асадуллина, Е. Ф. Зеер, В.Г. Маралов, А.С. Назыров, В.Н. Обносов, Н.С. Пряжников, Э. Шейн и др. Несмотря на многочисленные исследования, необходимо отметить продолжающийся интерес к данной проблеме.
В настоящее время в связи со сложившейся социально-экономической ситуацией в мире актуальными для науки становятся вопросы, связанные c построением и развитием карьеры. Под карьерой понимается сбалансированное соотношение, взаимодействие процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства.
Слово «карьера» произошло от латинского «каррус», что означает «боевые колесницы, выстроенные в определенном порядке». В русский язык данное слово пришло в первой половине XIX в. из Франции. Слово «carriere» означало «самый быстрый ход лошади».
В психологии карьера рассматривается c двух сторон: с одной стороны, как модель социального продвижения, а с другой стороны, как процесс реализации личностного потенциала человека в его профессиональной деятельности. Процессы, указанные выше, связаны между собой.
Социальное продвижение человека и реализация его личностного потенциала, хоть и не совпадают полностью, но часто идут рядом, обусловливая друг друга. В результате личностного развития человек оказывается способным занимать более высокие должности и успешно функционировать в них, а его повышение в должности может стимулировать и личностное, и профессиональное саморазвитие.
И.В. Головнева и Ю.Л. Твердохвалова рассматривают карьеру как «целенаправленный должностной и профессиональный рост, поступательное продвижение по служебной лестнице» [4; с.29].
А.А. Бодалев и Л.А. Рудкевич проанализировали те составляющие карьеры, которые могут быть отнесены к категории психологического наполнения термина. «Это характер целей, которые ставит человек; система мотивов, побуждающих человека выполнять деятельность; степень актуализации при осуществлении соответствующей деятельности способностей специалиста, проявляющихся в конкретных поступках и делах, свидетельствующих о достигнутом уровне профессионализма» [2; с.71].
Специалист по профессиональному становлению и карьерной периодизации, зарубежный учёный Д. Сьюпер относится к построению карьеры, как к процессу профессионального самоопределения. «Этот процесс представляет собой постоянно чередующиеся выборы и имеет в качестве основы Я-концепцию личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека» [8; с.76].
По мнению Э. Шейна, в любой профессиональной деятельности существует несколько направлений продвижения личности, соответствующих ее карьерным ориентациям («якоря карьеры»), которые, в свою очередь, связаны с представлением человека о себе. Исследование, проведённое учёным, показало, что личностные характеристики человека, демонстрируемые во время профессионального обучения, не являются определяющими факторами его будущей карьеры. Это связано с тем, что в начале карьеры человек открывает для себя неожиданные соответствия и расхождения собственных ценностей, потребностей, способностей с требованиями организационной среды, в которой он находится при выполнении своей работы. Постепенное прояснение образа «Я», сопряженного с собственными мотивами, потребностями, ценностями и талантами в профессиональной сфере, было названо процессом нахождения «якоря карьеры», который, стабилизируясь, начинает действовать в карьере как ведущая сила. «Якорь карьеры» - это «группа потребностей, ценностей и талантов, реализация которых в наибольшей степени значима для человека при осуществлении профессиональных выборов» [6; с.23].
В начале Э. Шейн выделил «пять якорей» карьеры: менеджмент, профессиональная компетентность, стабильность, автономия/независимость, предпринимательство. В ходе последующих исследований, проведенных в 80-х гг. прошлого века, ученым выделено еще три карьерные ориентации: вызов, служение, интеграция стилей жизни.
1. Карьерная ориентация «профессиональная компетентность» связана с наличием талантов и способностей в определенной области. Такие люди хотят быть мастерами своего дела. «Человек с такой ориентацией стремится качественно развиваться, занять соответствующее его мастерству положение. Он готов руководить другими в пределах компетентности, но занятие руководящей должности не является самоцелью» [11; с.78].
2. Шкала «менеджмент» (организаторская компетентность) означает, что основное значение для работника дает возможность совершенствоваться в сфере управления, координации действий других, брать ответственность за конечный результат действий. Человек будет стремиться занять ту должность, на которой он будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: продажами, производством продукции, финансами и т.д. Более определенной и четкой эта карьерная ориентация становится с возрастом и опытом. На такой работе требуются навыки межличностного общения и высокого уровня эмоционального интеллекта.
3. Главное желание личности с карьерной ориентацией «автономия» (независимость) - это освобождение от организационных рамок. Такой человек будет искать работу со свободным режимом (дизайнера, консультанта), не хочет подчиняться правилам предприятия. Ради независимости действий такой человек готов отказаться от карьерных продвижений.
4. Шкала «стабильность» подразделяется на две - стабильность места проживания и стабильность места работы. Стабильность места работы - это ориентация работника на организацию с длительным контрактом, хорошим социальным пакетом и хорошей репутацией. Даже ради повышения и большой заработной платы человек не изменит хорошо знакомое и надежное место работы, но может изменить его в том случае, если другая организация более надежна и стабильна. Для человека с карьерной ориентацией на стабильность места проживания важными фактором является географическое положение организации. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемыми. Такие люди ценят социальные гарантии.
5. Основные ценности в ориентации «служение» - это «служение человечеству», «помощь и работа с людьми», «желание сделать мир лучше». Такой человек откажется от работы в организации, которая враждебна его ценностям и целям. В любой организации работник стремится соединять основную работу и деятельность по душе.
6. В основе ориентации «вызов» лежит стремление к конкурентной борьбе, преодоление препятствий, победа над другими, решение трудных задач.
7. Человек с карьерной ориентацией «интеграция стилей жизни» стремится сбалансировать все области своей жизни: семья, работа, саморазвитие. Для людей с такой карьерной ориентацией карьера должна ассоциироваться с общим стилем жизни. Такие люди стремятся к балансу и гармонии, хотят, чтобы все было сбалансировано и ценят жизнь в целом.
8. Человек с ориентацией «предпринимательство» хочет создавать что-то свое, что-то новое, не желает работать на других. Это далеко не творческие люди, но вкладывают в свое дело всю душу. Невзирая на поражения, такие люди будут продолжать свое дело.
По мнению Н.И. Юртаевой, «поскольку карьерные ориентации являются устойчивым образованием в структуре личности и формируются на начальных этапах вхождения в профессиональную деятельность, это важно учитывать и использовать в период адаптации к профессии молодых людей. Знание особенностей отношения к карьере поможет развивать, направлять, формировать профессионально-ценностные карьерные ориентации на этапе вузовского обучения» [5; с.67].
Харланова Т.Н. трактует понятие «карьерных ориентаций» как «элемент Я-концепции личности, который включает в себя представление о собственных способностях, своей профессиональной жизни (когнитивная составляющая), отношение к ней (эмоциональная составляющая), стремление к реализации карьерных планов (поведенческая составляющая)» [3; с.31].
Карьерные ориентации личности являются одним из личностных факторов, которые оказывают весомое влияние на развитие карьеры. В карьерных ориентациях отражены как ценности карьеры, так и способ достижения успехов при ее построении.

Список литературы:
1. Авраменко Н.Н., 2015. Профессиональная направленность и карьерные ориентации будущих психологов. Прикладная юридическая психология. 2: 134-142.
2. Бодалев А. А., 2003. Как становятся великими или выдающимися? М., Изд-во Института психотерапии, 288.
3. Глушко А.Н., 2016. Содержание профессионального развития и направления психологической помощи студентам в процессе обучения в вузе. 11: 63-69.
4. Головнева И.В., Твердохвалова Ю.Л. Карьерные ориентации личности студентов и работающих: сравнительный анализ.
5. Кумыкова Е.В., 2012. Особенности карьерной ориентации будущих специалистов индустрии туризма. Научный вестник МГИИТ. 2(16): 98-102.
6. Мешкова И.В., 2014. Психологические особенности студентов педагогичсекого вуза c различными ценностными ориентациями.
7. Невструева Т.Х., 2006. Динамика карьерных ориентаций личности руководителя. Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке.
8. Пряжников Н.С., 2008. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М., Академия, 320.
9. Харланова Т.Н., 2015. Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки. Дисс. ... канд. психолг. н., М., 261.
10. Цариценцева О.П., 2011. Динамика карьерных ориентаций современных студентов (на примере студентов-психологов). Вестник Оренбургского государственного университета. 16 (135): 588-590.
11. Шейн Э., 2002. Организационная культура и лидерство: Построение. Эволюция. Совершенствование. СПб., Питер, 336.
12. Юртаева Н.И., 2012. Управление карьерными ориентациями в профессиональном развитии студентов инженерного вуза. Вестник Казанского технологического университета. Т. 15., 1: 300-306.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: yana_fedorovich_777 (2018-12-07) | Автор: Федорович Яна Николаевна E
Просмотров: 834 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 6:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23299]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru