Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Творческий отчет учителя русского языка и литературы
Творческий отчет
учителя русского языка и литературы Шнакенберг Л.В.
по теме: «Методы и приемы развития орфографической зоркости , работа над орфографией и синтаксисом в связных текстах»

В современных условиях возникает требование совершенствования технологии обучения, а именно интеллектуальному и речевому развитию обучающихся. Основной задачей современного филологического образования в школе является формирование и развитие языковой личности. Как указывал Ф.И. Буслаев в своем труде «О преподавании отечественного языка, «родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит развивать духовные способности учащегося»
Задачей учителя русского языка и литературы является такая организация процесса обучения, которая способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
Текст в условиях классно –урочной системы, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен развивать орфографическую и пунктуационную зоркость через практическую деятельность.
Что такое орфография, что такое орфограмма, что такое орфографическая зоркость? Как учитывать особенности школьников при обучении грамотному письму? Какие существуют методы и приёмы работы по развитию орфографической зоркости учащихся среднего звена, старшего звена ? Почему учащиеся знают правило, а пишут с ошибками?
Сегодня в соответствии с новым государственным стандартом по русскому языку современное обучение предмету предполагает личностно-ориентированный подход, формирование системы взаимосвязанных компетенций. Под компетенцией понимается общая способность и готовность личности ученика к деятельности, основанной на приобретенных знаниях и опыте, полученных в процессе обучения.
Компетентностный подход предполагает использование новых методов обучения детей, при которых они приобретают умения применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский и практический характер, ориентированный на результат. А обучение русскому языку и предполагает исследование языковых явлений и практическое их использование.
Поэтому, согласно главным идеям действующей программы основного образования и государственного стандарта по русского языку, целью которого является формирование грамотной речи школьников, работая по проблеме «Методы и приемы развития орфографической зоркости, работа над орфографией и синтаксисом в связных текстах», считаю необходимым интенсивное речевое и интеллектуальное формирование грамотной письменной и устной речи учащихся через развитие языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций:
1. Языковую компетенцию формирую, вооружая учеников основами знаний о самой науке (ее разделах, целях научного изучения языка, о ее методах, этапах развития, выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении того или иного раздела)
2. Коммуникативную компетенцию формирую через овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в различных сферах и ситуациях общения.
3. Культуроведческую компетенцию формирую в большей степени на внеклассных мероприятиях, на которых раскрываются национальная культура, взаимосвязь языка и истории, нормы русского речевого этикета.
Формируя орфографическую грамотность учеников (обучая их грамотному письму и, как следствие, грамотной речи), реализую не только традиционный принцип списывания текста «увидел-услышал-записал», но и принцип доступности, принцип научности материала, принцип опережающего обучения, принцип комплексного воздействия на интеллект учащихся, принцип обоснованности, аргументированности, доказательности ответа ученика, принцип наглядности, принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и ученика.
Использую на своих уроках проблемные, частично-поисковые, исследовательские методы, так как они позволяют увеличивать роль ученика в планировании, организации и проведении урока, формировать языковую, коммуникативную, культуроведческую компетенции, вырабатывать интеллектуальные качества у детей, создавать ситуации, когда ученикам необходимо лингвистически грамотно обосновать свою точку зрения, высказывают свой вариант решения языковой орфографической проблемы.
Каждому учителю русского языка известно, что сформировать грамотное письмо детей - задача не из легких. Орфографические навыки, действительно, приобретаются годами, из урока в урок. Я столкнулась с тем, что довольно часто школьники хорошо усваивают теорию и умеют делать грамматический разбор, но страдают от неумения грамотно писать.
Одной из трудностей для учащихся является практическое усвоение безударных гласных корне. Правило о проверке безударных гласных школьники хорошо знают с начальных классов и среднего звена, но допускают ошибки на протяжении всей школьной жизни.
Проанализировав эту ситуацию, я пришла к выводу, что для этого есть ряд серьезных причин. Во-первых, активный словарный запас у учащихся сегодняшнего поколения несколько ограничен, и они часто не могут вспомнить с учебной целью слова, которыми свободно пользуются в повседневной речи (не могут найти синоним без частицы НЕ при изучении темы «Правописание частицы НЕ с разными частями речи»). Во-вторых, нередки и ошибки в подборе проверочного слова, ошибки в соотнесении трудного слова с проверяемой орфограммой. Помимо этого существуют и специфические причины, одна из которых - постановка ударения. В силу того, что в русском языке ударение подвижное, определение ударного слога в слове у детей вызывает затруднение. Также одной из трудностей усвоения школьниками грамотного письма является то, что в русском языке орфография содержит более 400 правил, в школьном курсе изучается около 70. Виды орфограмм не поддаются строгой систематизации по какому-либо одному признаку – так как они разнородны.
Что означает понятие «орфография»? «Орфо» - правильно, «графос» - пишу. Орфография – раздел науки о языке, изучающий правила написания слов.
В связи с этим, решая проблему развития орфографической зоркости учащихся, в своей работе преследую цель активизировать словарный запас ребят, формировать навыки применения необходимого правила при трудном написании, уметь свободно распознавать орфограмму, находить и исправлять орфографические ошибки и ориентироваться в системе правил русского языка.
За период своей трудовой деятельности методом «проб и ошибок» выработала некую свою систему работы по решению этих задач.
Наличие таких понятий, как орфограмма, тип, вид орфограммы, условия выбора написания, опознавательные признаки, а также письменные (графические) обозначения требуют от меня, как учителя, методических поисков и решений.
Работу над орфографическим правилом я строю в следующем порядке:
1) готовлю детей к изучению правила, то есть создаю такую проблемную ситуацию, которая убедила бы учащегося в необходимости знания правила
2) ввожу и знакомлю с графическими (условными) обозначениями, которые показывают, от чего зависит правописание орфограммы;
3) объясняю орфографическое правило: акцентирую внимание школьников на условиях выбора правильного написания;
4) знакомство с опознавательными признаками, сигналами, по которым учащиеся определят орфограмму на слух, могут найти ее в письменном тексте; выявляем закономерности написания
5) выполняем упражнения, формирующие орфографические умения.

С введением понятия "орфограмма" внимание учащихся при объяснении нового орфографического правила сосредотачивается на условиях выбора. Операция обдумывания, поиска того, от чего зависит выбор, постепенно становится привычной. Особую роль приобретает вопрос: "От каких условий зависит выбор?" Акцентирование внимания на условиях выбора меняет ход мыслительной деятельности: учащийся строит свой ответ в виде тезиса, утверждения и конкретизации выдвинутого положения. Правило обретает вид доказательства, рассуждения.
Считаю, что усвоение грамматических знаний и орфографических правил не сводится к простому заучиванию формулировок, а предполагает активную деятельность
ученика, направленную на переработку полученных знаний и на сознательное применение их в своей орфографической деятельности.
Чтобы ученик мог свободно сориентироваться в огромном количестве орфограмм, правил, найти орфограмму, опыт показывает: нужны ориентиры (опознавательные знаки), предупреждающие об орфографической трудности.
1. Начиная работу с учащимися 5 класса, активно используем в качестве помощника-советчика форзац учебника, на котором помещены пронумерованные для удобства и быстроты нахождения орфограммы и пунктограммы (название правил и примеры с разбором написания слова).
Кроме этого при изучении того или иного орфографического правила приучаю ребят определять вид самого правила. Условно все правила делим на три вида:
1) правило-указание - это такое правило, в котором лишь указывается, пишется буква в данном случае или нет («В ЧК/ЧН Ь НЕ ПИШЕТСЯ»)

2)
правило-руководство - это правило, излагающее условие, при котором следует выбирать именно данное написание, например, при изучении темы "Буквы О/А в корне -РАСТ- / -РАЩ- / -РОС-": "В корне-РАСТ- / -РАЩ- пишется а, так как стоит перед СТ и Щ, о пишется перед С";


3)
правило-инструкция - это правило, в котором дается указание о том, какие операции необходимо выполнить, чтобы установить соответствующее написание. Ими я руководствуюсь, например, при изучении темы "Проверяемые безударные гласные в корне": "Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного в корне, слово надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы этот звук оказался под ударением...".

Знание моделей правил помогает ребятам при схематичном отображении правил в специально отведенных для этого тетрадях (тетрадях по теории). При кратком и схематичном алгоритме отпадает необходимость заучивать огромные правила наизусть, способствует активному, углубленному повторению и закреплению правил орфографии, развитию самостоятельности учащихся в познавательной и практической деятельности. Часто выводим правило самостоятельно, то есть выполняем опережающее знакомство с орфограммой.

Во время изучения темы «Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени» выводим алгоритмы или образцы рассуждений.
Все изученные орфограммы под номерами записываем в тетрадях по теории, перерисовываем схемы, таблицы, образцы разборов, образцы рассуждений. Эти тетради ребята заводят с 5 класса. У ребят нынешнего 11 класса исписаны уже по две общие тетради. Ими они пользуются на протяжении всего обучения русскому языку.
После изучения определенного правила (необязательно орфографического), чаще всего при работе с определениями языковых явлений, устраиваю детям так называемые зачеты, в ходе которого ученик должен ответить как минимум на 10 вопросов по теме (рассказать все определения морфем слова, определения всех частей речи, определения членов предложения и т.д.). Зачетная форма помогает мне проконтролировать знание определений, правил каждого ученика в классе, стимулирует ребят в накопляемости оценок по предмету, (так как проще всего рассказать выученное определение), оживляет урок, когда ребята сами задают друг другу вопросы. Кроме этого, на протяжение нескольких лет мы с выпускниками бывшего и нынешнего 11 классов при подготовке к ЕНТ собрали теоретический материал по орфографии и другим разделам языка в виде удобных в применении схем, таблиц, алгоритмов в отдельные папки.
Русская орфография специфична еще и тем, что в русском языке много слов, правописание которых объяснить конкретным правилом невозможно, данные слова надо запомнить. Принято их называть словарными словами. При решении проблемы уяснения подобных слов отвожу несколько минут на их запоминание. С этой целью к уроку готовлю список нескольких слов, которые встретятся ребятам в ходе урока при выполнении заданий.
Считаю, что при объяснении нового материала одним из эффективных средств обучения орфографии является уместным использование наглядности на уроке. Прежде всего наглядные схемы, таблицы экономят время на уроке, оживляют преподавание, дисциплинируют внимание ребят. Подобные схемы-таблицы наглядно показывают алгоритм решения орфографической проблемы (условие правописания, рассуждение о выборе той или иной морфемы в слове, пример правильного написания орфограммы). Считаю, что использование таблиц имеет большой эффект на развитие зоркости, чем «голое» объяснение темы на основе правила по учебнику. При устном опросе таблицы служат подсказками для слабых учеников
На уроках обобщения использую схемы-таблицы, на которых видна система материала по теме. Применение таких наглядных средств способствуют обобщению родственных фактов языка, помогают быстро восстановить в памяти детей ранее пройденный материал, служит справочником-помощником при самостоятельной работе. Также обобщающие схемы способствуют закреплению в памяти тех выводов, к которым ребята пришли путем наблюдения и опыта на предыдущих уроках изучения нового материала. Например, таблица «Правописание Ь знака после шипящих» обобщает правописание 5 орфограмм: правописание Ь после шипящих в глаголах, существительных, прилагательных. С помощью этой таблицы делаем сравнение написания мягкого знака в словах разных частей речи. Стараюсь создавать подобные схемы, чтобы на них языковые явления отражались кратко, лаконично, отражали в системе только самое необходимое.
С целью привития интереса учащихся к самому предмету, чтобы не отпугивать ребят от скучной орфографии, применяю занимательные иллюстрации к некоторым видам орфограмм. Это разнообразит урок, развивает логические и образное мышление детей, привлекает их внимание.

Решающая роль в формировании и закреплении орфографических навыков принадлежит выполнению упражнений из учебника. Конечно, сегодняшние учебники далеки еще до совершенства, но по учебнику выбираю такие краткие, лаконичные конкретные задания, при выполнении которых учащиеся сознательно отрабатывают механизмы грамотного письма:
• Спиши, вставь пропущенные буквы
• Спиши, обоснуй свой выбор
• Выпиши слова, распредели в два столбика
• Игра «Почемучка»
• Орфографическая минутка
• Сравни правописание
• Определи условия выбора
• Орфографическая задачка
• Заполни таблицу примерами
• Орфографический диктант
• Задание для настоящих сыщиков
• Восстанови правило
• Подумай над термином и т.д.
• Иногда практикую задание «Спиши текст» без дополнительных заданий. Выполнение подобного задания требует от ребят особого внимания, так как перед ними стоит задача не только правильно списать каждое слово в тексте, но и постараться списать текст каллиграфически красивым почерком, не допуская никаких исправлений, помарок, недочетов.
• Иногда целенаправленно создаю в своих записях на доске орфографические ловушки, допускаю орфографические ошибки с той целью, чтобы ученики сами их обнаружили.
Кроме упражнений из учебника для закрепления, повторения, проверки знаний использую раздаточный дидактический материал (индивидуальные карточки, перфокарты, тесты и т.п.) При подборе дидактического материала всегда предусматриваю задачу воспитания учащихся в процессе обучения русскому языку. Использую тексты о любви в Родине, интернациональной дружбе, о трудовых и воинских подвигах, о выборе профессии, охране природы и т.п.
Работа с дидактическим материалом дает мне возможность подготовить задание для каждого отдельного ученика, сэкономить время на уроке, организовать одновременную работу с несколькими учащимися и работу проверки знаний по разным темам.
Индивидуальные карточки реализуют дифференцированный подход к каждому ученику. Если слабому ученику работа с карточкой помогает восполнить пробелы по теме, то сильному ученику предлагаю карточку с усложненным заданием для самостоятельной углубленной работы по теме.
Я, как учитель русского языка, который готовит ребят к экзаменам (переводным, ПГК, ЕНТ), провожу углубленное повторение пройденного материала, постоянно тренирую детей в языковом анализе, развиваю коммуникативные умения восприятия незнакомого текста, провожу анализ текстов разных стилей и типов речи, тренирую в создании речевых высказываний. В этом аспекте помогают карточки с комплексными заданиями. Каждая карточка содержит небольшой текст из художественного текста и три задания, первое из которых проверяет умения вдумчиво вчитываться в текст, определять его идею, тему, стилевую принадлежность. Второе задание проверяет языковую подготовку ученика по определенному разделу, требует развернутый письменный ответ. Третье представлено в виде теста.
Отличными помощниками в развитии орфографической зоркости служат перфокарты. Они концентрируют внимание ученика на том месте в слове, где надо применить правило по определенной орфограмме, при выполнении не требуют большого количества времени, позволяют на уроке не только проверить, но и оценить работу ученика.
Зачетные задания – тренинги по определенной теме. Каждый тренинг содержит как минимум 9 вариантов по 10 слов с пропущенной орфограммой. Помогают выявить уровень владения орфографическими навыками по конкретной теме.
Провожу лексико-орфографическую работу по картинкам. Найди и запиши 40 слов с приставкой ПРИ-/ПРЕ, составь и запиши сочетания слов (слитно или раздельно), определи части речи. Этим заданием проверяется умение детей различать омонимичные формы частей речи, навык слитного-раздельного написания слов.
Пожалуй, самый распространенный вид проверки и контроля качества орфографической зоркости – это, конечно, диктант, то есть вид письменной работы, при которой я диктую текст, учащиеся его записывают. В методике преподавания русского языка количество видов диктантов несметное количество, но я провожу именно те, которые, на мой взгляд, в большей степени подстегивают ребят, дисциплинируют и развивают внимание к внешней форме слова. Это предупредительный диктант (я читаю текст, ученики слушают и выписывают только те слова, правописание которых вызывает у них затруднение, пользуются справочными материалами, словарями, анализируют правописание слова). Объяснительный диктант – с помощью словаря и справочников объясняет трудные места в слове только после написания всего диктанта. Словарный диктант провожу в виде диктовки как минимум 15 слов на одну или несколько орфограмм. Выборочный диктант – ученики внимательно слушают несколько раз текст и записывают только слова или словосочетания с указанной орфограммой. Этот вид развивает память ребят. Диктант с комментированием – записываем предложение из текста и затем проговариваем правописание слов с орфограммами. Контрольный диктант – провожу с целью определения конечного усвоения орфографической темы, с целью контроля орфографического навыка. После контрольного диктанта на следующий урок провожу анализ контрольного диктанта. Иногда провожу аудиодиктанты– затем, чтобы ребята не привыкали к моей диктовке, к моему проговариванию слов и словосочетаний. Такие диктанты разнообразят будничные уроки и вызывают интерес учащихся к самому уроку.
Так как наш предмет сдается на ВОУД, ЕНТ, большое внимание отвожу на занятиях работе с проверочными работами и тестами. Тесты использую тематические, и комплексные. В моей копилке имеется свой банк тестов для подготовки к ЕНТ.
С ребятами младшего звена тесты провожу на итоговых уроках изучения темы и устные тесты в виде игры «Кто хочет стать миллионером?» или при устных опросах в начале урока.
Также применяю наглядную иллюстрацию. Например, при изучении темы «Личные местоимения», «Предлоги» показываю ребятам подобный материал, учащиеся наглядно представляют значение местоимения, предлога, учатся находить оттенок значения, который добавляет предлог, употребляясь с самостоятельной частью речи.
Иллюстративный материал для развития связной логической речи ребят. Запиши все слова, изображенные на картине, выполни их морфемный анализ, составь словосочетания, определи тип связи слов в данных словосочетаниях, составь предложения и т.д.
Провожу устные опросы на основе кластеров, схем. Например,
1. Назови определение каждой части речи
2. Какая часть речи изучает предмет, признак, признак предмета по действию и т.д.
3. Глаголы какого спряжения оканчиваются на –оть, -уть, -ить, -ать, приведи примеры
4. Определи спряжение глаголов
5. Определи вид местоимений
6. Назови морфологическую характеристику причастий
7. Назови морфологические признаки глаголов
8. По окончаниям определи спряжение глаголов
9. Определи условия обособления причастного оборота
10. Составь словосочетания по схеме
11. Охарактеризуй простое предложение по схемам
12. Охарактеризуй сложное предложение по схемам
13. Определи правильное ударение в словах
14. Определи часть речи
15. Сопоставь, что изучает каждый раздел науки о языке
16. Порожу работу по пропаганде чистоты и красоты русского языка
Применяю на уроках элементы занимательности: например, составление ребусов при повторении правописания имен собственных. Некоторые ребята шифруют целые пословицы.
При изучении новой орфограммы в целях привития интереса и быстрого запоминания правил использую правила в стихах, сказки о морфемах:
ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет,
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.
Не забудьте, что приставки
РАЗ-, ИЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, ЧЕРЕЗ-, БЕЗ-
Пред согласными глухими
Быстро сменят З на С.
Такая работа не остается без результатов.. Дети участвуют в различных олимпиадах и конкурсах, получают дипломы, грамоты, сертификаты.


Работа с текстом на уроках русского языка в старших классах
Предлагаемая система заданий строится с учетом разных этапов усвоения материала:
1. воспроизведение, осмысление и закрепление изученного материала;
2. углубление и совершенствование навыков;
3. самостоятельное применение теоретических знаний на практике

Вот некоторые примеры таких заданий.
Текст первый. Чайка русской сцены Вера Федоровна Комиссаржевская (1864 – 1910)
1. Прочитайте текст.
2. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
3. Расставьте ударения в подчеркнутых словах.
4. В третьем абзаце текста у существительных определите их склонения и падеж, у глаголов – вид и спряжения.
5. Письменно выпишите из текста все числительные, правильно произнося их.
6. Найдите в тексте несклоняемые имен существительные, обозначьте их род.
7. Устно выделите в тексте все сложные предложения.
Р. Как вы понимаете значение слов «жрица» и «богиня»? В чем различны лексические значения данных слов? Дайте устный ответ.
* Найдите в тексте профессиональные слова и дайте их лексические значения.
Чайка русской сцены Вера Федоровна Комиссаржевская (1864 – 1910)
Русская актриса. На сцене с 1890 года. Работала в провинции3 в Петербурге в Александрийском театре в 1904 году создала свой театр.
Первое публичное ее выступление состоялось в Москве 13 декабря 1890 года в Охотничьем клубе. Она тогда заменила заболевшую актрису в спектакле поставленную Н.С. Станиславским. Именно он впервые заметил Веру и пригласил в Новочеркасск где в то время был довольно хороший театр.
Полный успех пришел к Вере Федоровне в театре Вильно где расцвел ее самобытный талант. Здесь она играла роль Рози в пьесе Задермана «Бой бабочек». Эта роль на всю жизнь стала бенефисной ролью Комиссаржевской. Здесь она узнала что такое восторже(н, нн)ая любовь публики. Отсюда ее пригласили в александрийский театр отсюда начался ее путь к славе.
На столичной сцене она завоевала любовь публики своей ролью Ларисы в «Бесприданнице» Островского. Она в…плотила собой образ «ране(н, нн)ой» глубоко страдающей женщины чего еще не было на сцене русского театра.
4
Вскоре она задумала создать свой собстве(н, нн)ый театр. Однако актерское ремесло и поприще руководителя такого сложного организма как театр несовместимы.
«Бой бабочек» первый спектакль принесший Комиссаржевской славу, стал и последним спектаклем ее жизни.
Умерла Вера Федоровна в Ташкенте заразившись оспой.
Однако мечта В.Ф. Комиссаржевской сбылась. Она стала жрицей, богиней театра.
II. Найдите в предложении слово «профессия» и устно ответьте, чем отличается специальность от профессии? За помощью обратитесь к толковому словарю русского языка.
Судьба великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской словно вобрала в себя все нюансы этой нелегкой профессии, ведь не зря именно ее назвали Чайкой русской сцены, сравнив со знакомым всем театром символом распахнувшим крылья на театральном занавесе.
III. Найдите в предложениях ошибки, определите их типы.
1. Желая найти себе хоть какое-то занятие, В.Ф. Комиссаржевская обращается к известному актеру Давыдову с просьбой заняться с нею актерским мастерством, поэтому большинство свободного времени Вера отдает театру.
2. Владимир Николаевич согласился заниматься с ней за мизерную плату, но даже этих денег в семье не было, и Комиссаржевской срочно понадобилось одолжить у кого-нибудь немного денег.
3. 17 сентября 1896 года состоялся спектакль «Бесприданница», в котором В.Ф. Комиссаржевская впервые сыграла Ларису, поэтому в театре собралось больше пятисот человек: почтенная публика пришла посмотреть на строптивую Комиссаржевскую в знаменитой пьесе.
4. В интерпретации Веры Федоровны Лариса звучала трагически. Во всех ее поступках ею двигает чувство сострадания. И это было новым рождением пьесы «Бесприданница».
5. В 1902 году Комиссаржевская покидает Александринку, недовольная репертуаром театра. Ее предупредили, что никого из тех, кто когда-либо ушел из театра, назад не принимают. Но эти подробности уже не играли никакого значения для нее. Она задумала создать свой собственный театр.
6. В Ташкент Вера приехала из Петербурга, где создала собственную школу искусств.
IV. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
1. Р. Как вы понимаете значение слов «феноменальная», «феномен»? Объясните постановку ударения в данных словах. За помощью обратитесь к толковому орфоэпическому словарям русского языка.
Отец Веры, Федор Петрович Комиссаржевский высокий статный обл…дающий3 прекрас(н, нн)ым оперным голосом актер навсегда стал образ…ом для п…дражания и близким ее советчиком. Запах кулис девочка узнала с ле…кой руки отца. Он же стал и первым мужчи(н, нн)ой пр…чинившим2 Вере и ее родной сестре Наде острую душев(н, нн)ую боль. Отец ушел из семьи.
Оставшись бе.. по(д, дд)ержки сестры впервые задумались о будущем. Образование их было н…кудышным. Отец занятый театром (н…)задумывался об этом и Вера до конца жизни (н…)могла восполнит пробелы в образован…, ее спасла только феноменальная память и ре…кое упорство.
Когда Надя решила стать актрисой – ее пр…гласили в имение фабрикантов Рукавишниковых где был устроен народный театр – Вера решила устроить свою личную жизнь.
Кандидатур было (н…)сколько но девушка выбрала молодого художника пейзажиста светского красавца и видимо знатного интригана Владимира Муравьева.
V. Вставьте пропущенные ь и ъ. Выделите «третье лишнее предложение».
А. Муж Веры Федоровны стал настол….ко замкнутым.
Б. Разрушилась не тол…ко сем…я, Вера потеряла сразу двух близких людей: мужа и сестру.
В. Во время последнего об…яснения муж Веры клялся ей в вечной любви.
2. А. Константин Сергеевич Станиславский предложил сыграть Комиссаржевской в новой п…есе Л. Толстого «Плоды просвещения».
Б. В Озерках Вера встретила своего самого близкого друга, всю жизн… безнадежно влюбленного в нее и сопровождавшего ее везде, куда бы не заносила ее актерская суд…ба, Казимира Бравича.
В. Полный успех пришел в Вере в театре Вильно, где она получила всеоб…емлющую славу.
VI. Спишите текст. Определите спряжение, наклонение, вид выделенных глаголов.
1. Озаглавьте текст.
2. Устно ответьте, какова основная мысль текста? Какую черту характера автор показывает в Вере Федоровне Комиссаржевской?
3. Как образовались слова «древнеевропейская», «полномасштабный»? Выполните морфемный разбор этих слов.
Последней глобальной идеей Веры Федоровны стало создание иску(с, сс)тв. Из собстве(н, нн)ого театра она ушла с т…желым разоч…рованием, но с энтузиазмом занялась новым проектом.4 Андрей Белый должен был читать в школе эстетику, Вячеслав Иванов лекции по древнеевропейской2 литературе и истории театра. Предпол…галось пр…влечь к преподаванию Мережковского. Дело оставалось за малым – деньгами! И Комиссаржевская пр…бегает к старому испыта(н, нн)ому средству – полномасштабным2 гастролям по стране.
Текст второй Русская балерина Авдотья Ильинична Истомина (1799 – 1848)
I.1. Прочитайте текст.
2. Докажите, что перед вами текст.
3. Определите основную мысль, тему и стиль текста.
4. Перепишите текст, расставляя знаки препинания.
5. Найдите сложноподчиненные предложения, укажите вид придаточных предложений.
6. Устно выделите в тексе сложносочиненные и бессоюзные предложения.
Русская балерина Авдотья Ильинична Истомина (1799 – 1848)
Авдотья Ильинична Истомина русская балерина. С 1816 года ведущая танцовщица2 петербургской балетной труппы. Первая исполнительница партий в балетах на пушкинские сюжеты. Она была спутницей юности А.С. Пушкина талантливой и искрометной богемной подругой воспоминания о которой согревали поэта в трудные т…скливые минуты жизне(н, нн)ых н…удач.
Главным ее достоинством был талант об…яние которым безродную Дуню щедро одарила матушка (природа). В обществе она царила с огне(н, нн)ыми черными глазами похожая на черкешенку гибкая как тростинка непосредстве(н, нн)ая с ярким буйным темпераментом.4
В театральное училище шестилетнюю Дуню привел флейтист который решил опр…делить ее в «артистки». Так вместе с таинстве(н, нн)ым музыкантом в двери Истоминой постучалась сама судьба. Девочка попала в класс крупнейшего педагога и постановщика балета Шарля Дидло. Именно он сделал Истомину музой балета которая пр…творила на сцене самые дерзкие новации.
II. Является ли данная группа предложений текстом? Что не достает этим предложениям, чтобы стать текстом? Что будет определять последовательность предложений? Составьте текст, озаглавьте его.
1. А это было основная тема, волновавшая русское общество, но которую до последнего дня своей сценической жизни пронесла великая танцовщица, - высокая человечность и г…роизм.
2. Семнадцатилетней красавицей, необыкновенно ле…кой и пр…красной предстала перед зрителями Галатея в исполнении… Истоминой и (на)долго осталась властительницей дум золотой молодежи того времени.
3. Дебют Авдотьи Ильиничны состоялся 30 августа 1816 года в балете «Ацис и Галатея».
4. Уже в этом первом балете в маленькой нимфе ож…ла прекрасная человеческая душа, доброе, готовое к самопожертвованию сердце.
Дебют [фр. debut]. Первое выступление артиста на сцене, первое появление на киноэкране, а также первое публичное выступление кого-нибудь (дебют пианиста).
Нимфа [фр. nymphe]. В греческой мифологии: божество в виде женщины, олицетворяющее какое-нибудь явление природы (лесная нимфа).
III. Прочитайте текст. Выпишите в левый столбик слова с нулевым окончание, а в правый выпишите слова, которые не имеют окончания.
1. Выпишите отдельно слова с одной или двумя приставками и суффиксами.
2. Выпишите сложные слова, выделив в них корни, основы и соединительные гласные.
Авдотья Ильинична уже в начале своей кар…еры п…ражала современников способностью создавать живые и соверше(н, нн)о разные образы богатством мимики, точностью жеста, глуби(н, нн)ой проникновения в характер. Виртуозность ее танца – лишь одна из сторон ее многогранного таланта. Превосходная комедийная актриса, она, по свидетельствам современного ей театрального критика, не только «танцует» с величайшей живостью и проворством, она отличная балерина для ролей резвых и хитрых девиц.
Танцовщица
Нере…кими в те времена бывали случ…и, когда танцовщицы назначались на роли в драматических спектаклях.4 Крупнейший театральный автор той эпохи, Шаховской, написал специально для Истоминой роли героинь в двух водевилях. «Роль танцовщицы Зефиреты в комедии-водевиле князя Шаховского «Феникс, или Утро журналиста» Истомина играла прелес…но как умная и опытная актриса», - восторгался современник.
Водевиль [фр. vaudeville]. Небольшая комическая пьеса, обычно с музыкой и пением.
IV.
1. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
2. Выделите графически в тексте все орфограммы. Объясните их написание.
3. Найдите в тексте вводные слова и подчеркните их волнистой линией.
4. Найдите в тексте выделенный предлог «благодаря». Составьте два предложения, где в первом случае «благодаря» будет предлогом, а во втором случае «Благодаря» - это самостоятельная часть речи.
5. Найдите в тексте сложное слово «великосветские» и выполните его морфемный разбор.
Р. Как вы понимаете значение слов «опальный» и «колорит»? За помощью обратитесь к толковому словарю русского языка.
Имя Истоминой с именами Пушкина Дидло всегда были крупными событиями в петербургской жизни.4 Но этот новый балет приняли восторже(н, нн)о: для общества он был связан с именем опального Пушкина а Истомина казалось была создана для образа Черкешенки. В «Кавказском пленнике» она была настолько «восточной» так как был созвучен национальному к…лориту ее внешний облик что долгое время ходили слухи будто она черкешенка по пр…исхождению.
Собстве(н, нн)о поэт и был автором легенды о восточном пр…исхождени… танцовщицы именуя ее в письмах Черкешенкой. (По)видимому отношения Истоминой и Пушкина в свое время были фривольными но ле…кими. Имя Дуни впервые встречае(т, ть)ся в озорных стихах которые поэт писал тотчас по выходе из лицея. По тону отдельных выражений можно заключить что Истомина (не)являлась образ…ом нравстве(н, нн)ости. Однако весьма ра…кова(н, нн)ую в поведении… практически (не)грамотную Авдотью Ильиничну с распростертыми об…ятиями принимали в великосветских салонах Петербурга. Этого она добивалась благодаря своему об…янию.
1. Прочитайте отрывок стихотворения. Перепишите его, расставляя пропущенные знаки препинания.
2. Выполните синтаксический разбор предложения.
3. Выполните морфологический разбор существительного «смычку».
Р. Как вы думаете, что означает слово «смычка»? К какой лексике оно относится (профессиональная, диалект, устаревшая, иноязычная, общеупотребительная и т.д.)? Дайте устный ответ.
Блистательна полувоздушна Смычку волшебному послушна Толпою нимф окружена Стоит Истомина4 …
VI. Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания.
1. Заполните таблицу прилагательными из данного текста.
Качественные прилагательные Относительные прилагательные Притяжательные прилагательные

3. Устно подберите к качественным прилагательным синонимы.
4. Составьте с прилагательными любого разряда свои четыре предложения.
5. Найдите в тексте сложные существительные и прилагательные. Устно объясните их написание.
Порывистая увлекающаяся и (н…)отразимо пр…влекательная она напропалую кокетничала со всеми умудрялась кружить головы многим и ей нравилось пов…левать роем своих многочисле(н, нн)ых поклонников снисходительно взирать на их ссоры возникающие (из)за одной ее ласковой улыбки. Однако ле…комыслие кокетливой балерины (н…)оталось бе…наказа(н, нн)ым и вскоре Истомина попала в (н…)красивую историю с полицейскими ра(с, сс)ледованиями и протоколами.4 В Авдотью имел (н…)счастье влюби(т, ть)ся (штабс)ротмистр Шереметьев человек истеричный и жестокий. Своими сценами он замучил Истомину и между3 влюбле(н, нн)ыми произошел разрыв. И тут граф Завадовский которому Дуня нравилась умалил своего бли…кого друга Грибоедова жившего с ним в одной квартире приве…ти после спектакля на часок очаровательную Авдотью Ильиничну. Истомину и Грибоедова связывали долгие теплые отношения.
Интрижка закончилась трагически. Ревнивец доведе(н, нн)ый до безумия и следивший за каждым шагом своей па(с, сс)ии увидев Истомину в санях с мужчиной бросился к Якубовичу – приятелю извес…ному своей любовью к дуэлям. На Волковом после 12 ноября 1817 года состоялась знаменитая «дуэль четверых»: Шереметьев – Якубович, Грибоедов – Завадовский. Шереметьев был смертельно ранен. Графу Завадовскому пришлось покинуть Россию да и в суд…бе Грибоедова дуэль эта сыграла роковую роль. Долго его пр…следовал образ ум…рающего Шереметьева угрызения совести часто (не)давали ему покоя.
Истомина оказалась роковой женщиной но в своих романах она (н…)когда (н…)преследовала корыс…ных целей (н…)когда (н…)была содержанкой.
Слова «дуэль», «граф», «содержанка» в настоящее время являются устаревшими и в лексикологии русского языка практически не употребляются. Употребление этих слов характерно для русской художественной литературы XVIII-XIX веков.
Дуэль [фр. duel]. Поединок с применением оружия между двумя лицами (также перен. – о борьбе, состязании двух сторон, напр., спортивная дуэль).
Граф. Дворянский титул выше баронского, а также лицо, имеющее титул.
Содержанка (разг.). Женщина, живущая на содержании своего любовника.
VII. Перепишите предложения.
1. Найдите и подчеркните в них грамматические основы.
2. Определите тип сказуемых (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).
1. Истомина сошла со сцены вместе со сменой эпох.
2. Пушкинский период закончился, вместе с ним закончилась и слава Авдотьи Истоминой.
3. Она больше не получала ролей, романтические балеты забылись и даже любимые нежно-голубые тона сценических костюмов сменились тяжелыми малиновыми и синими цветами.
4. Истоминой было всего 37, когда состоялось ее последнее представление …
5. Она доживала свой век и тихо и неприметно, вдали от шумного света, со скромным мужем – безвестным драматическим актером Павлом Экупиным, а умерла от холеры.
Р. Напишите мини-сочинение на тему: «Авдотья Ильинична Истомина в моем представлении». Составьте план сочинения.

Работая над этой проблемой, я вижу положительную динамику в качестве знаний по своему предмету.

Мониторинг по предмету «Русский язык» по классам (% качества)


Мониторинг по предмету «Русская литература» по классам (% качества)


Мониторинг по предмету «Русский язык» по годам


Мониторинг по предмету «Русская литература» по годам

Итак, работа с текстом – неотъемлемая часть повторительно-обобщающих уроков после изучения учебной темы. Текст, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Развитию орфографической зоркости способствует возможность нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся , которые оперативно находят «опасные» места в словах.

Литература
1. Панов М.В. Теория письма. Орфография.//Современный русский язык./Под ред. В.А. Белошапковой – 2-е изд. – М., 1989.
2. Гвоздев А.Н. Основы русской орфографии. М.1947: 4-е изд. – М., 1954.
3. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.1963.
4. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии, – 2-е изд. перераб и доп. – М., 1996.
5. Текучева А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., «Просвещение», 1980.
6. Кузьмина С.М. О новой редакции «Правил русской орфографии и пунктуации»// «Русская словесность» №2, 1995 г.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: lyubov2669 (2020-06-23) | Автор: Шнакенберг Любовь Владимировна E
Просмотров: 23 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2020-08-12, 6:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [680]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [178]
Личности [124]
Великие педагоги [41]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [462]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [53]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [649]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [80]
В помощь учителю [23232]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru