Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Эффективность библиотечного урока при использовании интерактивной доски.
Заведующая библиотекой ГУ СОШ № 1 г. Семей
Соколова М.С.

Необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности является информатизация обучающего процесса. Осуществление данного положения на практике привнесло в образовательные учреждения новые технологии: педагогические и информационные, в частности, интерактивные доски, мобильные компьютерные классы и другие возможности. Интернет стал распространенным явлением в школе. И, тем не менее, использование интерактивных технологий еще нельзя считать чем-то обыденным, освоенным и привычным. Интерактивные доски пока еще, не стали обыденным явлением в нашей школе, но именно их использование расширяет необыкновенно возможности современного урока.

Работая над методической темой «Повышение библиотечно-библиографической и информационной грамотности школьников», я проводила библиотечные уроки, литературные игры, викторины и другие формы работы традиционным для библиотекарей способом, с помощью книжных выставок, иллюстраций, вспомогательных пособий. И если материал творчески грамотно подобран и умело, преподнесен библиотекарем, то он всегда вызовет интерес у ребенка.

Однако, учащиеся начальных классов, а так же и среднего звена после 15 минут проведенного урока, иногда начинают отвлекаться, скучать и даже разговаривать.
Но чем же тогда заинтересовать ребенка?! Каким образом привлечь его драгоценное внимание?!

По проведенному устному опросу учеников 2-7 классов, было установлено, что наибольший интерес у учеников нашей школы (наверняка, не только нашей) вызывает работа с компьютером. Все ребята любят играть и работать на компьютере.

Важнейшим компонентом современных информационных технологий, используемых в образовании, стали электронные интерактивные доски.
В нашей школе они установлены и активно используются педагогами в работе.
С целью успешного формирования библиотечно-библиографической грамотности учащихся нашей школы, было решено провести библиотечный урок с использованием интерактивной доски.
Урок был подготовлен для 4 классов на тему « История создания книг и письменности». Тема была довольно сложная но интересная.
Материал был оформлен в программе Power Point
Слайды были оформлены в одном стиле с красочными картинками. Текст использовался только в названии слайда или в названии картинки изображенной на слайде.

Результаты урока приятно порадовали меня.
Если на традиционном уроке ребята быстро теряли интерес к произносимому мной тексту, то в данном случае они не отвлекались до конца урока. Некоторые факты исторического развития книги интересовали их более чем остальные и ребята просили вернутся к уже показанному материалу, задавали дополнительные вопросы и обсуждали ответы.
После завершения показа слайдов мы с классом плавно перешли на обсуждение книжной выставки «Из глубины веков в современность», которая была оформлена рядом с интерактивной доской. Мы рассматривали и сравнивали старинные книги, сохранившиеся в библиотеке, с современными изданиями. Ребята увидели всю историю создания книг и письменности на экране, а затем вернулись в реальную жизнь и своими руками могли потрогать книги вековой давности. Каждый захотел прикоснуться к древности. Им действительно было интересно!

Таким образом, желаемая цель была достигнута: ученики успешно приняли и осознали полученную информацию. На протяжении всего урока весь класс активно работал, все ученики успели задать вопросы и высказать свои мнения. И главное удалось привлечь их неустойчивое внимание к такой непростой теме урока!

Могу сказать, обосновываясь на собственный опыт, что интерактивная доска имеет массу положительных моментов: она значительно повышает интерес к уроку и нравится детям; она существенно увеличивает темп урока, способствует более прочному запоминанию материала, вносит разнообразие в учебный процесс, позволяет детям принимать активное участие в уроке.
Благодаря разнообразию методов и приемов интерактивной доски традиционные формы работы с книгой приобретают новое видение. Они становятся более увлекательными. Дети при проведении таких уроков испытывают приятные эмоции. Они проявляют неподдельный интерес к увиденному и услышанному материалу!

Дополнительным положительным моментом данного опыта, является такой факт, что ученики данных классов, после проведенного урока, регулярно посещают библиотеку, их интересы стали более осмысленными и целенаправленными.

Библиотечный урок «История создания книг и письменности»

Цель: приобщение детей к чтению.
расширение знаний по истории письменности Казахстана

Задачи:
привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки;
привлечение детей к чтению;
знакомство с историей создания письменности и книги;
знакомство с историей книг в Казахстане;
воспитание бережного отношения и любви к книге.

К занятию готовится открытый просмотр старинных книг, сохранившихся в школьной библиотеке и современных книг: «Из глубины веков в современность»

На доске высказывания о книге:

С книгой жить – век не тужить!
Книга – разумный советчик человека.
Дом без книги – день без солнца.
Книга поможет в труде, выручит в беде.
Умнее книги не скажешь.

- Здравствуйте, ребята! Давайте начнём нашу встречу с загадки:

Склеена, сшита,
без дверей, а закрыта.
Кто её открывает, много знает.
Что это? (Книга.)

- Книга – удивительная вещь. Сложили вместе листы бумаги, на них какие-то значки поместили: точки, крючочки да закорючки. Глаза наши смотрят на таинственные знаки, и вдруг начинается удивительное волшебство: книга начинает с нами говорить.

Книга поможет узнать обо всём:
Про одежду, про дом,
Про собаку и кошку.
Про всех понемножку.
В весёлых стихах, о разных часах,
О числах и счёте тоже прочтёте.
О мудрости древней
Про лето в деревне.
Весёлые стихотворения про изобретения,
Про случаи в школе и про добычу соли.
Всего и не счесть. Не лучше ль прочесть?

Кто же придумал книгу? Кто стал первым чудесником? Никто. Такого изобретателя просто не существует. Ведь люди с незапамятных времён рассказывали друг другу удивительные истории, делились тем, что знали, друг с другом, только вот записывать научились не сразу.

Слайд

Первым видом письменности были геометрические изображения и рисунки.

Слайд.

Самая древняя и известная нам цивилизация – это древние шумеры. Вместо слов и букв шумеры использовали рисунки (слайд). Шумерское письмо называется “клинопись”, от слова “клиновидный”, потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, они пользовались палочкой, клинышком заострённой на конце.

Слайд

Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук (слайд).Такие рисунки, или символы, называются иероглифами.

Слайд

Но вот появились буквы (слайд). Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно возникло из древнего рисуночного письма.

Слайд.

Латинская буква “А”, возможно, произошла от старого рисуночного знака быка.

Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на царских полях, сколько скота в их стадах… А ещё они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени.

Так появились книги.

Слайд

Египтяне писали на папирусе, изготовленном из листьев этого водного растения. Папирус скручивали в свитки. Чернила они делали из древесного угля, смешанного с водой и клеем.

Слайд

Позже люди из шкур животных стали делать пергамент. Он был лучше папируса, так как на нём можно было писать с обеих сторон, его можно было сгибать, резать. Отдельные листы сшивались и в таком виде они выглядели уже как книги. Правда, была такая книга тяжеловесной, огромной. Переплёт делался из двух досок, обтянутых кожей. Его украшали медными наугольниками, бляхами. Драгоценными камнями, книга закрывалась на застёжки или замки, которые запирались.

Слайд

В России писали на коре берез (береста). По свидетельству учёных, берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой.

В Древнем Египте придумали книги – ленты, где использовалась специальная бумага из растений, а ассирийцы придумали книги – плитки. Существовала целая библиотека, сделанная из глиняных плиток.
Такая странная библиотека без единого листа бумаги была найдена среди развалин древнего города ассирийцев – Ниневин. Эта библиотека – хранилище принадлежала царю Ашшурбанипалу. Каждая “книга” состояла из нескольких десятков или даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц. Плитки нумеровали как страницы и на каждой проставляли название.

Того, кто посмеет унести эти таблицы...

пусть покарают своим гневом Ашшур и Бэллит,

а имя его и его наследников пусть

Будет предано забвению в этой Стране...

Столь грозное предупреждение, по замыслу царя Ашшурбанипала, должно было повергнуть в страх и трепет всякого, кто только помыслит о похищении книг из Ниневийской библиотеки.

Изобретена бумага была в Китае, ученым Цай-Лунь.

Слайд

Долгое время книги были рукописными…. Представьте, сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотеки. На переписку толстых книг уходили месяцы и годы.

Слайд

Но время шло. И вот появились первые печатные станки. Сначала маленькие, ручные, а потом настоящие печатные машины.

Слайд

Около 1450 г. В Европе, Иоганн Гуттенберг построил первый печатный станок. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом.

Слайд

Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают цвета один за другим на листе бумаги, из которого потом получается несколько страниц. Отпечатанные страницы складываются в правильном порядке. Затем они обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.

На территории нашего государства при раскопках Иссыкского кургана была найдена серебряная чаша с загадочной надписью. А так же археологами были найдены каменные книги под открытым небом. Время их создания 7-9 век. Их называют орхоно-енисейские надписи. Таких книг найдено более 150.

Слайд
А это- городище древнего города Отырар. Это был старинный город, который располагался на берегу реки Сырдарьи, и лежал на перекрестке дорог вдоль Великого шелкового пути. В город вело несколько ворот. Днем и ночью текли караваны верблюдов с товарами со всех концов света. Караваны доставляли в Отырар ткани, ювелирные изделия и книги. Книги собирали в Отырарской библиотеке, там было много книг с позолоченной обложкой, написанных на шкурах белых коз. Мудрые надписи были выгравированы на посуде, на камне и глиняных изделиях. Знаменитая в свое время на весь мир Отырарская библиотека, согласна легенде, была сожжена воинами Чингис
Хана. Но жителям города удалось спасти некоторые книги. Они положили их в кувшины и закопали в землю.

Как мы уже с вами знаем, с 10 века основным писчим материалом становится бумага.

Вопросы учащимся:

1. Где появилась бумага? (в Китаи)
2. Где впервые появилось книгопечатание? (в Европе)
3. Кто является первопечатниками? (Иоганн Гуттенберг)

С изобретением бумаги и книгопечатания выпуск книг увеличивался с каждым годом.
В Казахстане же книги на бумаге появились значительно позже. Это был 19 век. Книги были на казахском языке.
Первую книгу издали в 1879 году. Это была «Киргизская хрестоматия». Её автор – Ибрай Алтынсарин.

Слайд.
Типографий в Казахстане еще не было, и книги печатались в городах Казань, Оренбург, Ташкент.
Первые типографии в Казахстане появились в начале 20 века в городах Уральск, Семипалатинск, Верный (Алма-Ата).
В это же время стали создаваться первые библиотеки в городах Уральск, Актюбинск, Павлодар, Семипалатинск, Усть-Каменогорск.

Семипалатинская библиотека имени Абая (бывшая Н. В. Гоголя) — старейшая библиотека Казахстана.
Библиотека организована 20 сентября 1883 года ( по старому стилю). Инициаторами создания библиотеки были политические ссыльные, отбывавшие свой срок в бескрайних степях Казахстана. В год основания в библиотеке было 274 экз. книг, пользовались библиотекой 130 читателей.

Одним из первых посетителей общественной библиотеки был великий казахский поэт и просветитель Абай Кунанбаев. Абай засиживался в библиотеки до ночи.

Слайд

В настоящее время библиотека им. Абая является одной из крупнейших библиотек Казахстана с книжным фондом свыше 362870 экз. В фонде библиотеки хранятся такие редкие издания как «Всемирная история» К. Ф. Беккера 1845г., Федченко А .И. «Путешествие в Туркестан» т. 1-2 1882г., Тернау Б. «Особенности мусульманского права» 1892г., «Энциклопедический словарь» Брокгауз-Ефрона и др.

Слайд

В нашей школьной библиотеке, так же сохранились редкие экземпляры редких изданий, сейчас я вам покажу эти книги!:

Далеко ушла современная книга от своих древних предков. Она стала легче, радует глаз цветным переплётом и картинками. И всё-таки современная книга сохранила в своём облике черты, которые складывались веками. Как и много лет назад, создание книги требует труда многих людей: писателей, поэтов, художников, типографских рабочих и множества других. Если мы откроем книгу и посмотрим, то увидим, какие множество людей приложило свой труд к её созданию. А как вы думаете, ребята, что надо знать, чтобы стать хорошим читателем?

(Ответы детей)

Совершенно верно, надо знать, как правильно обращаться с книгой. А вы знаете, как правильно обращаться с книгой?

Ответы детей.

Итак, давайте более подробно остановимся на том, чего боится книга.

Во-первых, книга боится дождя и снега. Почему? Правильно. У вымокшей книги коробятся страницы, разбухает и отслаивается переплёт. Что же делать, если на улице дождь или снег, а вам нужно нести книгу в библиотеку? Конечно. Вы будете очень хорошими читателями, если положите книгу в непромокаемую сумку.

Ещё книга боится грязи. Особенно она не любит читателей с грязными руками. Они оставляют на её страницах пятна, которые потом трудно отчистить. Особенно трудно ликвидировать жирные пятна. А они чаще всего появляются, если книгу кладут рядом с тарелкой. Пожалуйста, не читайте книгу во время еды!

Наконец, книга очень боится всего, из-за чего она может рассыпаться на кусочки. А из-за чего книги рассыпаются, знаете?

(Ответы детей).

Да, совсем не сложно привести книгу к такому концу. Она начинает рассыпаться, если её кладут раскрытым переплётом вверх и если вместо закладок оставляют в ней толстые линейки, карандаши и прочие толстые предметы.

Книги библиотечные и учебники – особо уязвимые существа: ведь ими пользуются намного чаще, чем домашними. Когда вы берёте книгу, вы становитесь её полноправным хозяином, но – только на несколько дней в соответствии с правилами библиотеки.

Вы можете её читать, рассматривать картинки, но, если вам захочется что-то нарисовать или записать, сделайте это в специальной тетради или альбоме.

Не разбрасывайте книги – они ведь могут потеряться даже в маленькой комнате. Лучше заранее определить библиотечным книгам место “временного проживания” - на столе или на книжной полке.

В назначенный срок книги ждут в родном доме – библиотеке. А если вы не успели её прочитать? Не беда, придите в библиотеку и продлите её срок.

Ребята, что нового узнали сегодня из нашего урока? Что показалось вам самым интересным? Что бы вы еще, хотели узнать о книгах, библиотеке?

(Ответы, предложения детей)

Наша встреча подошла к концу.
Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке!

Категория: Профессиональное образование | Добавил: MarinaPr (2011-03-12) | Автор: Соколова Марина Сергеевна E
Просмотров: 4103 | Комментарии: 3 | Теги: Школьные библиотеки, Библиотечный урок, интерактивный урок | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2019-07-16, 11:41 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [672]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [23]
История Семиречья
Великая Отечественная [175]
Личности [119]
Великие педагоги [39]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [452]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [45]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [52]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [23]
Творческая мастерская [646]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [205]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [79]
В помощь учителю [22821]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [129]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [191]
Диспут-клуб [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг хореография разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru