Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Тренинг для учителей начальной школы «Способы развития логического мышления младших школьников»
Тренинг для учителей начальной школы
«Способы развития логического мышления младших школьников»
Маркина Т.А.

Предоценивание
«Муравейник»
 Деление на 2 группы (по цвету)
 Обсуждение каждой группой вопросов (см. далее)
 Перемещения (после каждого обсуждения): «жёлтые» – по часовой стрелке, «синие» – против часовой стрелки
Перекрёстное обсуждение: какой вопрос был наиболее трудным?
Вопросы:
1. Какие первые шаги Вы предпринимаете для решения проблемы?
2. Что такое логика?
3. Какие виды мышления имеют место в учебном процессе?
4. Что такое мышление?
5. Когда о мышлении можно сказать, что оно логическое?
6. Что такое логическая задача?
7. С чего надо начинать решение логической задачи?
8. Что такое мысль?
9. Чем похожи различные виды мышления?
10. Почему процесс мышления нуждается в систематическом развитии?
11. Что помогает ребёнку решить проблемную задачу?
12. Какие дидактические приёмы помогают развивать логику?
13. Какие проблемные вопросы заставляют ребёнка мыслить?
14. Что общего между анализом и синтезом?
15. В чём особенность диалектического мышления?
Сравните понятия (диаграмм Венна): Чем «думание» отличается от мышления? Вывод:
«Думание» – бесцельно, непроизвольно, не даёт продукта (воспоминания, представления, воображение…). Мышление - дисциплинировано целью, организовано, даёт продукт.
Мнения учащихся:
 Что такое мысль?
2 классы
«…идея; ум, разум; то, что приходит в голову; воображение; думание; долгие размышления в голове; смекалка; то, что мы думаем; память…»
3 классы
«…идея; то, о чем человек думает; желание думать; разум мозга; фантазия; это, когда долго думаешь, а потом говоришь то, что у тебя в мозгу…»
4 классы
«…идея; собственная идея; внутренняя идея; разум; слова человека, которые нельзя услышать; то, что приходит к нам в мозг при каждом движении; то, что возникает в голове; это время, когда мы думаем, в голову приходит новое полезное…»
 Что такое логика?
2 классы
«…такое занятие для ума; сложность; это умножение и деление …»
3 классы
«…хитрость; наука …»
4 классы
«…усложненная мысль; творческое мышление; задание на контрольной; это то, что мы решаем …»
 Для чего нужна логика?
2классы
«… думать задания; учиться делать сложные задания; понимать задачи; делать что-то новое чтобы не быть глупым ботаником; развивать ум человека; это слишком сложное для разумных ответов …»
3классы
«… чтобы быть умным; чтобы добиться успеха; для решения в голове; чтобы учиться; для мыслей; развивать мозг …»
4 классы
«… для развития мозга; чтобы быть грамотным…»
Что такое мышление?
Мышление, отражая предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком.
Какие виды мышления вы знаете?
Виды мышления
 Словестно-логическое
 Дедуктивное
 Наглядно-образное
 Теоретическое
 Практическое
 Эмпирическое
 Аналитическое
 Интуитивное
 Реалистическое
 Математическое
 Литературное
 Техническое

Мозговой штурм: запишите мыслительные операции, действия,
виды деятельности, которые работают на:
 Приобретение знаний
 Восприятие
 Применение
 Анализ
 Синтез
 Оценка
 Диалектическое мышление
 Метапознание
(Свободное общение, обмен мнениями, изложение на бумаге)
Логическая задача
Собрался Иван –царевич на бой со Змеем Горынычем, трёхглавым и трёххвостым. «Вот тебе меч-кладенец – говорит ему баба Яга. – Одним ударом ты можешь срубить либо одну голову, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста. Но запомни: срубишь один хвост – два вырастут, срубишь два хвоста – голова вырастет, срубишь голову – голова вырастет, срубишь две головы – ничего не вырастет.»
За сколько ударов Иван – царевич может срубить Змею все головы и хвосты?

Работа в группах
 Решение задачи
 Презентация
 Составление цепочки логических рассуждений, позволяющих дать ответ на вопрос задачи

Как решить нестандартную задачу?
Процесс мышления происходит по одной и той же схеме у ребёнка и взрослого, неграмотного и учёного:
 усмотрение противоречия («Что-то не так, что-то не то»), сопровождающееся тревогой, отрицательным эмоциональным состоянием;
 осознание проблемы и желание её разрешить в эмоциональном плане порождает интерес, мотивацию к решению;
 поиск решения – процесс выдвижения гипотез, а не перебор готовых, уже имеющихся решений; в эмоциональном плане – азарт и разочарование;
 момент нахождения решения сопровождается яркими положительными эмоциями, радостью, восторгом;
 проверка решения (у детей не обязательна, если найден ответ, даже неверный, удовлетворяет ребёнка; чаще всего дети за подтверждением обращаются ко взрослым). Эмоциональное состояние – чувство удовлетворения при правильном решении или досады, если ответ неправильный.

Практикум: мыслим логически
 Выберите 2 карточки разных цветов (ситуация, ответ)
 В каждом из следующих высказываний найдите логическую ошибку
 Презентуйте свой ответ
 Заслушайте оппонентов, обсудите мнения
Ситуации, в которых допущены логические ошибки
 1. «Ты не должен жаловаться на то, что тебе приходится идти километр пешком до школы. В свое время я в снегопад проходил восемь километров, чтобы попасть в школу.»
 2. . «Если вы съедаете в день по яблоку, то всегда будете здоровым». «Пчела не может ужалить вас, пока вы сдерживаете дыхание». «Если у вас чешется правое ухо, то это означает, что кто-то говорит про вас что-то хорошее, если же у вас чешется левое ухо, то, значит, кто-то говорит о вас что-то плохое».
 3. «Ваша Честь, этот человек является главарем организации, поскольку его книга имеет широкое распространение в этих кругах. Если бы он не был авторитетом, то его книга не котировалась бы так высоко».
 4. «Если я угощу завтраком вице-президента, то ему понравится мое предложение».
5. «Я больше никогда не пойду в тот магазин, потому что вчера я купил там несвежее мясо, а это говорит о том, что они постоянно продают несвежее мясо».
Предполагаемые ответы
 1. Неправильное проведение аналогий с присутствием личного напора. Времена изменились, а вместе с ними изменились и взгляды на этот вопрос, поэтому проведение такого сравнения неуместно. Пожилой человек пытается уйти от обсуждения проблемы, делая упор на личный фактор. Это проявляется в том, что ребенок не заслуживает более внимательного отношения и вполне может отшагать километр для того, чтобы попасть в школу.
 2. Все эти высказывания являются типичными примерами суеверного поведения. В их основе может лежать, а может и не лежать конкретный достоверный факт. Очевидно, что все эти «выводы» были сделаны на основе установления сомнительной связи между поведением и последующими событиями. Человек, который сдерживал дыхание и тем самым якобы предотвратил укус пчелы, мог сделать это, к примеру, только лишь один раз, и поэтому это не может служить доказательством. Народная мудрость часто дает полезные советы, но в данном случае она представляет собой пример анекдотического суеверия.
 3. Это классический пример применения спорного аргумента. В качестве доказательства используется тот факт, что книга обвиняемого широко используется в определенных кругах. Считается, что автор данной книги является авторитетом, но ведь это еще не доказательство его вины.
 4. Уверенность в том, что вице-президент благожелательно отнесется к предложению, если суть этого предложения изложить ему за ланчем, является типичным примером суеверного поведения. Тот, кто так считает, мог видеть, как вице-президент возвращался с ланча с автором какого-нибудь предложения, которое было принято, но это еще не означает, что за ланчем вице-президент принимает все предложения. Однако если на вице-президента действительно может произвести благоприятное впечатление такой жест, как приглашение на ланч, то тогда действительно прослеживается связь между приглашением на ланч и принятием предложения. В этом случае можно говорить не о суеверном поведении, а о тонком расчете.
 5. В этом примере ясно видно необоснованное упрощение проблемы, а также недостаток статистической информации. Большинству людей наплевать на существование вероятности, что они столкнулись с единичным случаем. Если они один раз купили несвежее мясо, то у них не возникнет желания пойти в тот же магазин с целью проверить, всегда ли там продается несвежее мясо. Они просто станут покупать мясо в другом магазине.

Развитие мыслительных навыков через Создание загадок
 При создании загадки приводятся в действие логика и воображение. Чем замысловатее загадка, тем интереснее ее разгадывать, например: "Не имеют ног они, но попробуй догони!". Это часы, время, выраженное образно в форме стиха.
 Загадку придумать не сложно, достаточно загадываемый предмет представить в форме (или по действию) чего-то другого, сильно напоминающего этот предмет. К примеру, капустные листья плотно укутывают в свои одежды кочан, причем эти одежды без всяких пуговиц. Вот загадка: "Сто одежек и все без застежек".
Придумайте свои загадки.

Подведём итоги:
 Можно и нужно научить детей правильно организованно мыслить.
 Ребёнку интересней мыслить, чем запоминать.
 Найденное в мышлении становится знанием, включаясь в причинно – следственные связи в сознании ребёнка, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент.
 Процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации. Без проблемной ситуации нет мышления.
 Проблемные вопросы Почему? Как ты считаешь? Зачем? С какой целью? Из-за чего? Как сделать? направлены на развитие мышления.
 Никого нельзя ни заставить мыслить, ни запретить мыслить. Мышление свободно и самостоятельно.

Категория: Профессиональное образование | Добавил: Тома (2011-04-05) | Автор: Маркина Тамара Анатольевна E
Просмотров: 2986 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 4:08 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru