Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

ТРАДИЦИИ КЮЕВ ШЕРТПЕ
Домбра – это история кочевого народа. История домбры уходит в глубь веков. Эту тему твердят археологические открытия, при раскопках древнего Хорума были найдены статуэтки музыкантов, играющих на щипковых двухструнках. Учёные отмечают, что они имеют сходство с домброй. Легендарные кюйши Кетбуга, Асан кайгы, Карт Ногай, Байжигит. Подлинным расцветом традиционного домбрового искусства стал XIX век. Здесь искусство каждого кюйши отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерной образностью. В домбровой культуре сложились две – ведущие инструментальные традиции: западно-казахстанская – токпе и восточно-казахстанская – шертпе. Восточно-казахстанский шертпе – мягкое щипковое звукоизвлечение пальцами. Содержанием шертпе кюев стали тонкие психологические зарисовки, глубокие человеческие эмоции, изящные женские образы. Традиции этой школы развились на обширной территории – с Алтая до Улытау и берегов Сырдарьи. Когда речь заходит о кюях шертпе, то в первую очередь называются произведения кюйши уроженцев Сры-арки. И среди них непревзойдёнными образцами кюев шертпе, самыми глубокими по своему философскому содержанию считаются произведения Таттимбета, основателя шертпе-кюев. Метод исполнения кюев шертпе резко отличается от традиционных методов других школ: он требует неторопливого, даже, можно сказать, величавого исполнения, что достигается попеременными шипками каждой из струн по отдельности, для него характерно образование особых вибрационных волн, которые появляются при особом нажатии струн на ладах. Только при соблюдении перечисленных условий исполнитель может извлечь из инструмента теплую и трогательную мелодию. В школе шертпе-кюев произведения Таттимбета являются своеобразными эталонами. Домбрист, полностью усвоивший все тонкости исполнения, достигает вершин мастерства. Кюи Таттимбета исполняются в основном, способом щипка отдельных струн. Например, кюи «Сарыжайлау», «Сылкылдак», «Кокейкести», «Косбасар» исполняются при переводе струн на он бурау (квартовый строй), а кюи «Азамат Кожа», «Бес торе» исполняются при переводе струн на терис бурау (квинтовый строй). Если при исполнении этих кюев не пользоваться методом, применяемом для разностроевой игры, то содержание и характер произведений не раскроются. Кюи композиторов, выходцев из Сары-арки: Саймока, Токи, Дайрабая, Баубека, Кыздарбека, Абди, Макаша и Акмолды как и по традиции исполнения, так и по характеру звучания по праву можно считать продолжением творческой линии Таттимбета. Сызмальства еще обучаясь искусству домбриста – исполнителя, они учились играть кюи Таттимбета, его непревзойдённое мастерство и талант вдохновляли на создание новых творений, не случайно они почитали его как своего учителя. Среди творений этих композиторов не мало произведений одноимённых с кюями великого кюйши. Техника исполнения шертпе-кюев Таттимбета присуща и произведениям Сугура – уроженца Каратау. Существует легенда о том, что Сугур, ещё, будучи мальчиком, бродил в песках в поисках пропавшего скота и повстречал седого старца с длинной бородой. Старик – Абыз подозвал к себе Сугура и, со словами «Ты будешь кюйши», благословил мальчика (Каратау шертпелери – Алматы 1975). Эта легенда говорит о том, что искусство кюйши было дано Сугуру как священный дар. Он, полностью овладев творчеством таких мастеров шертпе, как Таттимбет и Тока, развил искусство дальше и создал при этом свой неповторимый исполнительский стиль. Новаторством в творчестве Сугура можно считать то, что, являясь учеником знаменитого кобызшы Ыхыласа Дукенулы, он ввел в шертпе-кюи кобызовые мотивы. В народе хорошо известны те события в жизни Сугура, которые стали важными вехами на пути совершенствования и завоевания в народе славы кюйши: поездка в 18 лет в Арку, к знаменитому домбристу Тока за получением благословения - тартыс с девушкой по имени Мафруза, далёкие путешествия с целью учёбы у известных мастеров. Неслучайно то, что в кюях Сугура слышатся мелодии Арки и Жетысу, и Западного Казахстана, и Сырдарьи, и Алтая – Тарбагатая. Можно сказать, что Сугур, восприняв и впитав все лучшие достижения казахской инструментальной культуры, создал на их основе нечто новое. Вместе с тем, кюи Сугура принадлежат, безусловно, каратауской региональной традиции. Сугур со всей полнотой использовал в своём творчестве всё разнообразие штрихов и способов игры на домбре: самый простой - бряцание (кара шертис) и раздельный штрих (дара), цепляющий (илме), кистевая игра (тогип кагу), «задерживающий» и «прикрывающий» (тутып кымпап) и др.; лиги, флажолеты, форшлаги и пр. В кюях Сугура (до нас дошло около 30) мы видим богатейший арсенал технико-исполнительских средств. Многие унаследовали технику и метод исполнения кюев Таттимбета. Это прослеживается в произведениях таких знаменитых кюйши как Саймак, Тока, Баубек, Кыздарбек, Дайрабай, Абди, Макаш, Акмолда и Итаяк. Среди них, наравне с именем Таттимбета, можно назвать вдохновенного кюйши Току Шоманулы. Он считал Таттимбета своим учителем, развивал традиции его школы. Особое место среди продолжателей традиций Таттимбета и Токи принадлежит Аккыз Ахметовой и Баганалы Саятолкову. В юности Аккыз не только мастерски исполняла кюи Таттимбета «Сылкылдак», «Былкылдак», но и пела своим чудным, неповторимым голосом дивные песни. Её основной исполнительский репертуар состоял из кюев Таттимбета и Токи. Кюи её собственного сочинения «Мунды кыз», «Косбасар», «Ана журеги», «Жетим кыз» широко распространены в народе и являются лучшими образцами кюев шертпе. Звучание этих кюев имеет внутреннее родство с произведениями Таттимбета, наблюдается схожесть, как ритма, так и тональности. Одним из наследников Таттимбета является заслуженный артист Казахской ССР кюйши Абикен Хасенов. Он, в совершенстве овладевший традициями школы Таттимбета, непревзойдённый мастер исполнитель шертпе-кюев. Оригинальная манера исполнения, которую подчёркивает своеобразный настрой домбры, выделяет его редкий талант. Искусство Абикена Хасенова известно всему казахскому народу, его исполнение кюев пользуется заслуженной славой. В настоящее время лучшим исполнителем кюев шертпе считается Магауия Хамзин. Искусство домбриста досталось ему в наследство от деда Ашимтая и отца Хамзы. Они тоже исполняли кюи Татимбета, Дайрабая и Токи. Первым из всех кюев Магауия стал исполнять «Бесторе» Таттимбета. Одним из учителей Магауи является кюйши Аккыз. Магауия не только исполнитель, но и автор многих кюев – «Жайлау», «Косбасар», «Жарыс», «Космонавт», которые принадлежат к лучшим образцам кюев-шертпе, «Маншук» и «Неизвестный солдат» посвящены героям Великой Отечественной Войны. Сейчас кюи шертпе прекрасно звучат в оркестровом исполнении, наша область стала проводить конкурсы в стиле шертпе на уровне республики.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: карусель (2012-04-02) | Автор: Жазира E
Просмотров: 7596 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-04-28, 11:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru