Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Применение ИКТ на уроках технологии металлов
Применение информационно-коммуникативных технологий
на уроках «Технология металлов»

Каржаубаева Ж.К.,
преподаватель общетехнических дисциплин
Коллдеж транспорта г.Семей

Компьютер не заменяет учителя или учебник, но коренным образом изменит характер педагогической деятельности. Введение ПК в учебный процесс расширяет возможности преподавателя, обеспечивает его такими средствами, которые позволяет решать не решавшие ранее проблемы, например:
совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся);
компьютеры могут помочь там, где преподаватель «не может (ликвидация пробелов, возникших из-за пропуска уроков);
повышение продуктивности самоподготовки после уроков;
средство индивидуализации работы самого учителя (компьютер — хранилище результатов творческой деятельности педагога: придуманных им интересных заданий и упражнений — всего того, что отсутствует в стандартных учебниках и что представляет ценность для других педагогов);
ускоряет тиражирование и доступ ко всему тому, что накоплено в педагогической практике;
возможность собрать данные по индивидуальной и коллективной динамике процесса обучения. Информация будет полной, регулярной и объективной.
На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно, применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы.
Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.
Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.
Информатизация образования, т.е. внедрение вобучение новых информационно-коммуникационных технологий, во многом требует по-другому посмотреть на суть и содержание образования. «Во-первых, они изменяют способы представления информации; во вторых, изменяют способы анализа, исследования проблем; в-третьих, поскольку они влияют на постановку и методы исследования проблемы, они могут изменить способы принятия решений. Таким образом, новые информационные технологии предстают как новые интелектуальные средства, тем самым затрагивая саму суть образования». Внедрение информатики в образование и примененеие информационных технологий в процессе обучения позволит осуществить интеграцию учебных предметов, формирование единой, целостной научной картины мира.
Применение информационных технологий предполагает выполнение большого ряда образовательных задач с помощью компьютера. Компьютер, в свою очередь, в образовательном процессе является обьектом изучения и средством обучения.
Стремительное развитие информационных технологий позволяет грамотно использовать их в различных областях профессиональной деятельности, а значит, будущие выпускники должны овладеть полным набором знаний,умений и навыков, актуальных в трудовой деятельности. В настоящее время наблюдается недостаточное использование информационных технологий в качестве средства интенсификации образовательного процесса. Оснащенные компьютерами лабораторий необходимы не только для изучения информационных технологий, но и для применения информационных технологий по другим профилирующим предметам; преподаватели должны иметь постоянный рабочий контакт с программистами; ошущается недостаток разработанных программ и программного обеспечения для их реализации в учебном процессе.
Хочется отметить, что мы рассматриваем абсолютно новый аспект развития образования, предлагающий реформу не только содержания и методов, но и всей организации обучения. Информатизация как общества, так и образования развивается поэтапно: освоение информационно-коммуникационных технологий как новой составляющей содержания высшего образования; использование информационных технологий как учебного средства при изучении профилитрующих дисциплин.
Необходимо использовать все возможности информационно-коммуникационных технологий для индивидуализации обучения, отладки обратной связи, оптимизации освоения материалал обучающимися.
Анализ литературы и существующей практики по внедрению информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс вузов позволяет сделать вывод о необходимости разработки комплексных образовательных информационных систем.
Информационные технологии обучения предполагают:
Компьютерную и информационную грамотность ( компьютерная грамотность – умение работать с вычислительной техникой; информационная грамотность знание основных правил получения, хранения и обработки информации);
Применение компьютера в учебном процессе (выполнение домашнего задания,курсовых и дипломных проекетов, освоение готовых моделей, соответствущих поставленной задаче);
Моделирование (позволяет творчески подойти к проектированию на базе информационных технологий);
Использование компьютерных обучающих программ (предназанченны для изучения какой-либодисциплины с помощью компьютера в интерактивном режиме; обучающая программа содержит теоретический материал и блоки, позволяющие определить качество освоения материала);
Дистанционное образование ( становится возможным в связи с высоким уровнем современной вычислительной техники и развитыми коммуникационными системами).
Применение компьютерных сетей позволяет: получать доступ к самым разным источникам информации, к отраслевым базам данных в области экономики, науки, образования, культуры; общаться с коллегами, специалистами, работающими в самых разных областях; принимать участие в электронных конференциях; отправлять и получать информацию по интересующей проблеме из любой точки мира.
Основным направлением развития информатизации среднего специального учебного заведения является информационное обеспечение профессиональной подготовки учащихся. Приоритетными в этом отношении являются следующие задачи:
Разработка и тиражирование современных электронных стредств обучения, интеграция их с традиционными учебными пособиями;
Организация электронных библиотек обучающих средств и обеспечения доступа к размещенным в них образовательным ресурсам;
Организация системы доставки электронного обучения и консультирования студентов;
Создание новых образовательных программ на основе информационных технологий, прежде всего электронных курсов изучаемых дсциплин.
Различные формы обучения с применением информационных технологий будут способствовать эффективности выполнения творческих проектов и повышению роли самостоятельной работы учащихся. Информационные технологии можно использовать при изложении лекционного материала (электронные учебники); на практических занятиях (обучающая программа, позволяющая сочетать теоретический материал с текстовым опросом по теории или текстом-практикумом для освоения темы); для контроля усвоения материала (тренировочные тестирующие программы с готовыми ответами для самопроверки или контролирующие тесты) и т.д.
Назрела необходимость в создании информационно-оборазовательной среды, обьединяющей учебные, методические и информационные ресурсы с использованием современныхинформационных технологий, которая будет направлена на организацию эффективного взаимодействия между преподавателем и учащимся.
Хочется отметить, что все информационно-коммуникационные технологии являются эффективным средством повышения интеллектуальных способностей будущих механиков, отвечающим запросам современного общества.
На этапе конкретизации изучаемого материала, возможно, применять компьютер и использовать для тренировки и закрепления изучаемого теоретического материала специально разработанные компьютерные программы.
Важным качеством обучающих программ является органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приёмами обучения. Обучающие программы рассчитаны на использование их в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.
Созданные обучающие компьютерные программы, наряду с традиционными методическими средствами, могут быть использованы на любом этапе урока в соответствии с поставленными целями и задачами.
Обучающие программы наиболее целесообразны на этапе закрепления навыков и проверки их сформированности.
Качество образования относится к основным свойствам бытия человека, являясь, с одной стороны, системой устойчивых, неизменных, статических особенностей, а с другой - системой изменчивых, динамических особенностей личности. Качество непрерывного образования человека в конкретный момент времени представляет собой систему полученных качеств образования. Применительно к качеству профессионального образования наиболее зниачимыми его параметрами выступают:
Освоенные специалистом фундаментальные модели решения профессиональных задач;
Приобретенные способности и опыт, необходимые для решения задач и профессиональных задач и профессиональных элементарных проблем;
Навыки использования исследовательских методов в разработке проектов решения задач в профессиональной сфере.
Проведенный научно-теоретический анализ и изучение педагогической практики показали, что повышение качества обучения выпускников общеобразовательных школ, качества подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях может быть обеспеченно при условии применения в образовательном прцессе инновационных педагогических технологий, к которым, например, относятся информационно-коммуникационные технологий, в частности интерактивно-компьютерное обучение.
Основным методом использования интерактивной технологии является интерактивный диалог, предусматривающий взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующейся, в отличие от диалоговой, которая предполагает обмен текстовыми командами и ответами, реализацией более развитых средств ведения диалога. При использовании интерактивной технологии учащийся становится полноправным участником учебного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не дает готовых знаний, а побуждает обучающихся к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном активность преподавателя уступает место активности студентов, а его задачей становится создание условий для проявления инициативы будущих специалистов.
Одним из методов обучения учащихся с применением компьютерных технологий по любым учебным дисциплинам является информационное моделирование, которое включает следующие этапы – элементы: постановку задачи; построение модели; разработку алгоритма; исполнение алгоритма; анализ результатов решения задачи и формулировку выводов; возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.
Уроки-презентации по темам программы блока «Сварка металлов «Технология металлов»:
Тема: Общие сведения о сварке, сварных соединениях и швах
• Общие сведения о сварке,
• Классификация сварки металлов.
• Сварные соединения. Сварные швы.
• Условные обозначения и изображения сварных швов на чертежах.
Тема : Электродуговая сварка
• Сварочная дуга и ее свойства
• Металлургические процессы при сварке
• Строение сварного соединения. Понятие о свариваемости металлов.
• Деформации и напряжения при сварке.
Тема: Газовая сварка.
• Газы, применяемые при сварке
• Оборудование при газовой сварке.
• Строение газового пламени
• Резка металлов
Разработанные презентации включают как текстовые, так и графические фрагменты. Они помогают продуктивно решать поставленные на уроке задачи и позволяют мне делать урок более насыщенным, иллюстративным. С помощью презентации я веду беседу с учащимися, организовываю деятельность учащихся на воспроизведение, повторение и коррекцию знаний, анализ основных понятий и определений. Слайды презентации помогают мне выявить умения учащихся оперировать знаниями в стандартной и нестандартной ситуации, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы тем самым, развивать память и мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Презентации усиливают у учащихся интерес к предмету, первоначальная заинтересованность предметом перерастет в глубокий и стойкий интерес к профессии. Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при организации текущего контроля знаний, с их помощью можно использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления учащегося
При использовании в обучении компьютерных и интерактивных технологий учащимся предоставляется возможность проявить самостоятельность и творческий подход к выбору способов поиска информации в соответствии с имеющимися и полученными на занятиях умениями:
Находить информацию в различных источниках;
Систематизировать ее по заданным признакам
Видеть информацию в целом, а нефрагментарно, выделять главное в информационном сообщении;
Включать информацию из сети в систему формируемых знаний;
Понимать суть информации и ее цель;
Переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему и наоборот;
Четко формулировать то, что узнали из информационногот источника
Воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обснованные аргументы за и против каждой из них;
Самостоятельно трансформировать, представлять информацию, видоизменять ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др.

Литература:

1. Е.С. Полат. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования
2. М.М.Поташник и др. Управление качеством образования.
3. В.А.Трайнев., Теплышев В.Ю., Трайнев И.В. Новые информационно-коммуникативные технологии в образовании
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Адя (2012-10-07) | Автор: Жанар E
Просмотров: 2236 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 2:13 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru