Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЭЛЕКТРОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Данная статья посвящена вопросам внедрения в образовательный процесс мультимедийных технологий, основанных на широком использовании электронных учебно-методических комплексов, включающих в себя лекционные и практические задания. В статье приводятся основополагающие принципы внедрения электронных учебно-методических комплексов и акцентируется внимание на эффективности данного инновационного решения.
Системный подход
“Концепции развития образования РК до 2015 года” определяет в качестве одного из основных направлений совершенствования учебного процесса широкое использование интенсивных методов обучения, основанных на внедрении современных информационных и инновационных технологий. Это порождает проблему поиска новых форм организации учебного процесса, среди которых важное место занимает создание электронных учебно-методических комплексов, позволяющих использовать компьютерные мультимедийные технологии для повышения качества и эффективности, как самого процесса обучения, так и контроля полученных знаний.
В связи с этим в настоящее время появилось понятие “электронного обучения (E- lerning)” как комплекса интеллектуальных учебных пособий и систем тестирования, позволяющего использовать новейшие достижения в области информационных технологий в учебном процессе независимо от формы обучения.
В Карагандинском политехническом колледже принято решение о создании автоматизированной информационной системы, построенной на современных информационных технологиях.
Составной частью будущей автоматизированной информационной системы предполагается библиотека учебно-методических комплексов по всем дисциплинам, преподаваемых в колледже.
Под учебно-методическим комплексом понимают сложную дидактическую систему, функционирование которой поддерживает учебно-воспитательный процесс средствами информационных технологий обучения.
Преимущества использования электронных УМК по сравнению с традиционными:
- сокращается время на создание учебных материалов на электронных носителях по сравнению с бумажными, быстрая их модернизация;
- интегрируются значительные объемы информации на одном носителе;
- технология мультимедиа позволяет ярко и наглядно представить учебный материал;
- обеспечивается модульная структура учебной дисциплины, позволяющая регулировать степень детализации материала, а также интеграцию его в другие курсы;
- гипертекстовая технология предоставляет возможность индивидуальной схемы обучения;
- предоставляется возможность самопроверки полученных знаний;
- ускоряется процесс тестирования и проверки знаний и навыков, отслеживание и направление траектории обучения.
Поскольку создание электронных учебно-методических комплексов является достаточно длительным и трудоемким процессом, то при его проектировании и разработке должны быть обязательно учтены фундаментальные принципы педагогики, дидактики, методики, психологии, эргономики, информатики и других наук. Данные принципы лежат в основе всей педагогической теории, а также концепции активизации интеллектуально-эмоционального взаимодействия участников образовательного процесса - в создании электронных учебно-методических комплексов задействованы не только преподаватели-предметники, но и учащихся отделения “Программирование и вычислительная техника”.
Для дистанционного обучения (а электронные учебно-методические комплексы неотъемлемый его компонент) к таким принципам следует отнести: целостность, организованность, многофункциональность, целеустремленность, воспроизводимость, приспособляемость, технологичность, эволюционность, динамичность, самодостаточность [1].
С учетом специфики процесса очного обучения в колледже при создании УМК дополнительно учитывались такие принципы как: проблемность, открытость и цикличность. Раскроем сущность перечисленных принципов.
Из всей совокупности перечисленных принципов объединяющим является целостность УМК.
Данный принцип обеспечивает оформление единого дизайна информационно-образовательной среды, в которой собраны все компоненты учебно-познавательной деятельности (объекты и процессы, способы взаимодействия и мотивации, методы обучения, способы контроля и самоконтроля, программные инструменты и т.п.). Целостность также предполагает такое структурирование учебного материала, чтобы его содержание сохраняло строгую логику внутренних связей между изучаемыми объектами, явлениями и процессами.
Организованность предполагает учет и использование основных закономерностей и организационных форм обучения:
- интегрированная компьютерная система обучения, сформированная из учебного материала по базовым дисциплинам с использованием концепции “гипертекста” с внутренними взаимными ссылками, позволяющими обучаемому переходить от одной темы к другим, логически связанным с ней;
- тренинг знаний как совокупность заданий, задач и упражнений для усвоения учебного материала на одном из нескольких уровней (уровне воспроизведения, уровне стандартного применения, уровне творческого применения);
- лабораторный практикум;
- система тестирования и контроля;
- задания и методические указания на курсовую работу и/или дипломный проект.
Многофункциональность должна обеспечить выполнение в различных режимах работы следующих функций УМК: обучение, выдача справочной информации, диагностика, демонстрация, контроль, мониторинг, моделирование и т.п.
Целеустремленность предполагает гарантированное достижение основных дидактических целей данного комплекса: высокую активность учащихся, самостоятельность в приобретении знаний, формирование умений, навыков обобщения и систематизации учебного материала, приобретение опыта творческой работы в исследовании изучаемых объектов, явлений и процессов, формирование личностной рефлексии.
Воспроизводимость должна обеспечить возможность установки УМК при достаточно небольших затратах временных, материальных и людских ресурсов.
Приспособляемость предполагает возможность адаптации УМК как к личности педагога, так и к возрастным, психофизическим и другим индивидуальным особенностям категорий обучаемых (использование для обучающихся на заочном отделении).
Принцип открытости УМК позволяет использование данного обучающего курса независимо от возраста и уровня образовательной подготовки.
Принцип технологичности предполагает системное применение современных технологических методов обучения, рассчитанных на научно обоснованную интеллектуально-эмоциональную деятельность участников образовательного процесса.
Принцип эволюционности предполагает сбор и статистическую обработку результатов работы, а также контроля обучаемых с целью проверки эффективности учебного процесса, определения направлений совершенствования данного УМК, технологии его применения, а также оценки его педагогической полезности.
Динамичность должна обеспечить соответствие расчетной длительности учебных заданий естественным физиологическим циклам деятельности человеческого мозга. В процессе выполнения заданий должны реализовываться одновременно несколько основных дидактических функций.
Данный принцип предполагает также наличие в УМК таких временных показателей результатов деятельности, как: ограниченность времени, выделяемого на выполнение каждого задания; периодическое напоминание об остатке выделенного времени; возможность выбора пользователями различного темпа работы и т.д.
Принцип самодостаточности УМК предполагает полное удовлетворение потребности образовательного учреждения по подготовке специалистов по данной дисциплине.
Принцип проблемности должен предъявить в учебно-методическом комплексе объект познания через последовательное решение проблем, связанных с изучением отдельных его аспектов.
Данный принцип позволяет организовать учебно-познавательную деятельность на следующих уровнях: ПОНЯТЬ–ЗНАТЬ–УМЕТЬ–ИССЛЕДОВАТЬ. Такая организация обучения формирует положительную мотивацию процесса познания.
Цикличность дает возможность проработать учебный материал при необходимости несколько раз, причем с разной степенью детализации.
Внедрение в учебный процесс электронных УМК, созданных на основе современных мультимедийных технологий, должно, на наш взгляд, по сравнению с классическими функциями, обеспечить следующее:
- более глубокую дифференциацию профильного обучения;
- индивидуализацию обучения, то есть создание индивидуального пути достижения учебных целей с учетом потребностей обучаемого;
- активизацию учебно-поисковой работы по решению поставленных преподавателем учебных проблем;
- расширение рамок самостоятельной научно-исследовательской деятельности обучающихся. [2].
В настоящее время для содержательного наполнения создаваемых УМК на кафедрах Карагандинского политехнического колледжа подготовлен в электронном виде необходимый материал лекций, практических занятий, обучающих программ, компьютерных лабораторных работ, а также тестирующих комплексов по предметам обучения.
После создания прототипа разрабатываемой системы обучения наполнение ее подготовленными материалами будет производиться в процессе преподавания дисциплин при активном участии обучаемых, что обеспечит их предварительную апробацию.
Пути активизации учебного процесса с использованием УМК
Методической службой Карагандинского политехнического колледжа ведутся исследования, позволяющие оптимизировать и активизировать познавательные процессы учащихся. Основа этому - использование в УМК ярких цветных изображений образов, схем и таблиц, иллюстрирующих изучаемые объекты, явления и процессы, их свойства и связи. Кроме того, большое внимание уделяется подкреплению учебного материала соответствующими видеоматериалами и анимацией, удачным звуковым сопровождением и другими компьютерными эффектами, которые позволяют максимально активизировать органы чувств обучаемых, воспринимающих учебную информацию, и стимулировать их работу.
Исследуется также оптимальность применения в электронных УМК таких методов обучения как: информационно-рецептивного, репродуктивного, метода проблемного изложения, эвристического и исследовательского методов [5].
Хочется обратить внимание на иерархические связи между перечисленными методами, а также целесообразность использования специфических форм реализации данных методов.
Взяв за основу компетентностный подход в обучении современной молодежи, заслуживает особого внимания проблема усиления роли стимулирования познавательного интереса обучаемых при использовании в учебном процессе УМК.
Психологической службой ведутся исследования по обеспечению в УМК соблюдения основных принципов работы человеческой памяти; подачи информации таким образом, чтобы левое и правое полушария человеческого мозга работали синхронно (обеспечение эйдетического восприятия), а органы чувств, принимающие участие в учебном процессе (а именно, зрение и слух), получали оптимальное по степени возбуждение. Чем ярче и глубже осталось у обучаемых эмоциональное впечатление от приведенного на занятии учебного материала в УМК, чем мощнее были вызваны эмоциональные переживания, тем качественнее и прочнее произойдет процесс запоминания и, соответственно, усвоения учебного материала. Важно при создании электронных учебно-методических комплексов учебный материал отображать при строгом соблюдении известных в психофизике законов Бугера-Вебера, Фехнера и Стивенсона, а также особенностей работы функциональной системы человека (по П.К. Анохину). В проблеме обеспечения эмоционального сопровождения образовательного процесса, психологическая служба опирается на основные положения концепции внимания П.Я. Гальперина, психологической теории внимания Т. Рибо и физиологического механизма внимания А.А. Ухтомского.
Помня об ограниченном объеме кратковременной памяти человека (7±2 единицы), учебный материал на экране компьютера отображается небольшими группами, чтобы исключить явление замещения. Далее осуществляется процесс перевода учебной информации из кратковременной в долговременную память. Данный процесс требует дополнительного осмысления и структурирования нового учебного материала (кодирования его) и связывания с уже имеющимися в долговременной памяти данными в этой области. Поэтому при организации электронного практикума на ЭВМ предусмотрена система самоконтроля (контроля) из числа продуманных и четко сформулированных вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе тщательного изучения материала. Причем известно, что информация в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, если данные вопросы заранее сформулированы по сравнению с вопросами, заданными после изучения материала. Задача состоит в поиске оптимальных условий протекания мнемонических процессов [8].
Мы надеемся, что включение в учебный процесс установок на формирование умений рефлексивного, системно-ситуативного анализа, развития способности к саморазвитию, к жизни и деятельности в ситуации неопределенности поможет обеспечить переход учебных заведений от “школы запоминания” к “школе мышления и действия”, описываемой такими учеными как Ю.В. Громыко, Д.Б. Дмитриев и др.
Следует особо выделить значение электронных УМК в области повышения квалификации уже подготовленных специалистов в любой сфере деятельности. Большое внимание обучению взрослых вызвано следующими причинами:
- постоянное накопление объема научных и технических знаний, на освоение которых требуется много времени (по данным из периодической печати в год объем человеческих знаний увеличивается на 60%);
- высокая скорость появления новых знаний и малый период воплощения их в конкретные технологические решения;
- повышение значения уровня интеллекта и профессиональных знаний в процессах управления.
С учетом перечисленных причин в современном мире считается, что специалист, работающий в любой сфере деятельности, обязан повышать свою квалификацию каждые 1,5 года, так как за этот период полученные ранее профессиональные знания устаревают. Даже традиционные формы занятий в аудитории могут быть наполнены новым содержанием, поскольку время, сэкономленное благодаря применению информационных и коммуникационных технологий, может быть направлено на индивидуальное общение педагогов и обучаемых, крайне необходимое для их профессиональной подготовки. Применение же электронных УМК в данной сфере образования позволит значительно сократить сроки курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов, не снижая при этом, а наоборот, улучшая их эффективность и качество.
В заключении хочется подчеркнуть, что быстрое распространение информационных и коммуникативных технологий открывает для педагогов, психологов, физиологов, социологов и других специалистов уникальную возможность исследования процессов познания, моделирования представления знаний, индивидуальной и коллективной познавательной деятельности, взаимодействия людей со всемирной системой информации, знаний и культуры. Это позволит качественно усовершенствовать образовательную систему, в которой современные технологии будут взвешенно и разумно сочетаться с традиционными достижениями педагогики; предоставит преподавателям и обучаемым новые возможности и преимущества: от пассивного восприятия знаний к самостоятельной творческой деятельности, от сообщающего обучения к совместным дискуссиям и исследовательскому поиску, от сухих баллов к продуманной интегрированной оценке личностных качеств, от ограниченной консультации к широкомасштабным образовательным услугам, и, наконец, от одного диплома к нескольким дипломам и сертификатам, которые составят комплексный профессиональный портрет подготовленного специалиста.
“Обучаемый должен стать не только “получателем”, но и “распространителем” знаний, поскольку качественное образование предполагает у него возможность и потребность в формировании по результатам познавательной деятельности собственного индивидуального образовательного пространства, которое будет реализовано в виде электронных ресурсов на основе современных и коммуникационных технологий [2].
Список литературы:
1. Скибицкий Э.Г. Дидактическое обеспечение процесса дистанционного обучения // Дистанционное образование. - 2000. № 1. с. 21-25.
2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008. - 192 с.
3. Прохоренко Д.М. Разработка и использование мультимедийных обучающих гиперкурсов в учебном процессе: Учеб. пособие - Мн.: РИВШ, 2008. - 212 с.
4. Кирсанов Д.В. Веб-дизайн. - СПб.: Символ-плюс, 2007. - 234 с.
5. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр “Академия”, 2004. - 192 с.
6. Кедрова Е.М. Воспитание интеллектуально зрелой личности студента // Вышэйшая школа. - 2007. - № 6. - c. 57-63.
7. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.: Просвещение, 1990. - 301 с.
8. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. - CПб.: Питер, 2002. 320 c/
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Сергазы (2012-11-28) | Автор: Тарасов Сергей Петрович E
Просмотров: 2403 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-05, 11:35 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru