Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Методы и механизмы развития духовно-нравственного воспитания в колледже.
Методы и механизмы развития духовно-нравственного воспитания в колледже.

«У каждого народа собственная система воспитания…
Как нельзя жить по образцу другого народа,
как бы заманчив ни был этот образец, точно так же
нельзя воспитывать по чужой педагогической системе,
как бы ни была она стройна и хорошо обдумана.
Каждый народ в этом отношении должен пытать свои силы»
К.Д. Ушинский

Сегодня целью образования стало «напичкать» знаниями студентов об основных науках. Главной, первостепенной задачей стали считаться достижения высокого процента успеваемости. Однако человек – это не только плоть, но и душа, у которой есть большие потребности. Современное образование должно не только давать знания, готовить к профессиональной жизни, но и духовно-нравственно просвещать, воспитывать характер, формировать человеческую личность. Сегодня, мы видим как в детской, так и в подростковой среде преобладают недоброжелательность, агрессивность, нетерпимость к другим; перед нами педагогами, да и в обществе в целом стоит задача формирования духовно-нравственной личности.
Духовность несводима к нравственности, а лишь одна из составляющих духовной жизни человека. Духовное воспитание направлено на смысло-творческую деятельность, а нравственные качества могут выступать как показатель направления и уровня духовного становления, являющиеся основой их оценки.
Каждый человек владеет множеством в среднем равноценных возможностей, хранящихся в его организме в виде задатков. Бесталантных людей нет, а есть люди, занимающиеся не своим делом. Неисчерпаемые потенциальные возможности человека, которые раскрываются со всей полнотой у тех, кто верит в них, желает их развить и делает это путем систематического упорного труда. Для полного раскрытия своих творческих возможностей человеку необходимо, по крайней мере, три условия:
1. Человек должен знать о неограниченных потенциальных возможностях личности.
2. Человек должен развивать эти возможности и способности.
3. Человек обладать стойким характером и достаточно волевыми качествами, необходимыми для претворения в жизнь своих жизненных планов.
Воля – залог счастья и успеха в жизни, ибо воля дает человеку возможность преодолевать трудности на пути к цели.
Как найти, поставить и достичь цель, какие нужны механизмы закалки воли?
1. Прежде всего самовоспитание. Самовоспитание в умении властвовать над собой: сдерживать себя, поддерживать хорошее и бодрое настроение, использовать самоприказ и самовнушение. Здесь полезную роль может сыграть идеал волевого человека, образ которого своего рода путеводная звезда в самовоспитании. Такими идеалами в воспитании воли становятся образы великого русского полководца Суворова и Рахметова из романа Чернышевского «Что делать?», который представился перед нами как человек выдержанный, неустрашимый, самоотверженный, закалялся в борьбе с трудностями, подчинил свою личную жизнь интересам великого дела рабочего класса. Бесстрашный подвиг отважных лётчиков Чкалова, Байдаков, Белякова, совершившие беспосадочный подвиг в Америку через Северный полюс. У каждого человека свой идеал, соответствующий его природе: «Хочу быть как …». Однако правильный выбор идеала не решает еще самосовершенствования воли и характера. Важно воспитывать в себе чуткость, внимательность воображение и оптимизм.
2. Самоободрение – обращение к самому себе для укрепления веры в себя.
3. Самоубеждение – убеждение себя в чем-либо путем подбора соответствующих доводов и аргументов.
4. Самоприказ – приказ самому себе – действенный приказ для выработки самообладания и умения управлять собой.
5. Аутогенная тренировка. Твердое убеждение в успехе начинания. Вера на внутренний резерв сил.
Последние годы своей целью ставлю не только преподавание предмета, но и воспитание в сердцах студентов подлинного чувства к ближним, к своей республике, ее истории и культуре. Свои уроки и внеклассные часы провожу в духе взаимодоверия, доброжелательности, что в свою очередь позволяет повлиять на сознание студента, сердце, найти на этой основе ростки сострадания, сопереживания, дружелюбия, гуманности, стремления жить в мире со всеми народами. Быть открытым сердцем к чужой беде, уметь прийти на помощь.
Используя на уроке аспекты этнокультурного наследия (поговорки, пословицы, сказания, рассказы о традициях и обычаях народа), формирую у студентов умение воспринимать, перерабатывать и передовать информацию в словесной форме посредством языка. На уроках литературы, прививаю интерес к хорошим нравам, развиваю чувство прекрасного, раскрываю способности думать, размышлять, видеть свои ошибки, уважать себя и других. На примере классиков: при изучении Жамбыла Жабаева сообщаю, что у него был наставник Суюйнбай, который благославил его такими словами: «Сенің өлеңдерің ақиқат пән әділдікті айтатын болсын,» - деді. Что в переводе означает: «Пусть твои стихи воспевают честность и справедливость». На примере, воспитываю студентов быть честными и правдивыми. Ведь в свое время честность, правдивость, порядочность рассматривались как самые высокие моральные ценности, ложь и обман – самые низкие, так трактовалась система взглядов и убеждений. Духовность подлинная основа всего лучшего, что есть в человеке. Духовность – это свойство внутреннего мира человека, отражающая его принципы жизни, ощущения воли, чувства, мышления.
Воля и характер требуют постоянного укрепления. Главным условием плодотворного труда является его непрерывность. Все великое в мире достигнуто благодаря настойчивости и терпению. Очень важно выработать у себя привычку к самоконтролю. Самоконтроль воспитывает важное качество характера такое как самостоятельность. С целью накопления нравственного опыта по формированию характера у студентов предлагаю:
 Владеть своими чувствами в плане выдержки во время конфликтных ситуаций.
 Дать установку на сдержанность, достойное, и продуманное поведение.
 К своим недостаткам относиться жестче, чем к недостаткам других.
 Отдавать себе само приказ вести себя обдуманно, повелевать своими чувствами, не поддаваться необузданным эмоциям.
 Проявлять доброту и благожелательность.
 Совершать добрые дела.
Изменить студента мы не можем, но жить в гармонии с окружающим надо учить себя и студентов. Жизнь студента может быть полноценной тогда, когда он чувствует себя не просто «опекаемым», а активным деятелем, открывающим новые горизонты жизнедеятельности.
В колледже проводятся немало различных мероприятий, беседы на этические темы, круглые столы, тематические классные часы, линейки, празднование знаменательных дат. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной необходимо, чтобы каждое воздействие носило силу формирующего, а не для «галочки».
Считаю эффективными путями формирования личности:
1. Воспитание у студентов чувство благоговения (веять, дышать благом) – глубочайшего потчения и уважения. Воспитания любви и уважения к старшим.
2. Формирование послушания. Без добродетели не будет ни хорошего семьянина, ни образованного работника, ни законопослушного гражданина Отечества.
3. Воспитание чувства стыда. В воспитании чувства стыдливости велика роль семьи, поэтому кураторы и администрация колледжа должны возобновить работу с родителями. Совесть – это одно из выражений самопознания, голос внутреннего «Я», помогающий человеку различить добро и зло, чувствовать и осознавать ответственность за себя.
4. Каждый поступок, слово преподавателя должны быть выведены.
5. Движение глаз, взгляд должны повлиять на настроение и чувства студента.
6. Преподаватель должен быть примером для студента, оказывать влияние на его внутренний мир.
7. Преподаватель должен уметь понимать и сострадать другим и уделять внимание своему собственному внутреннему миру.
8. Учить адекватному выражению чувств, развивать чувство любви ко всему высокому, святому как основе духовно-нравственного воспитания.
Имам аль-Газали, с учетом многих аятов и хадисов, сказал: «Знай, что воспитание детей является, среди прочих, наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети – это временно вверенное Всевышним родителям, за что им держать ответ пред Ним.
Сердце ребенка при рождении лишено каких-либо отпечатков жизни, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за все его праведные дела и поступки. Если же он привыкнет к злу и будет оставлен без внимания, подобно животному, то он будет несчастен, погибнет, и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его».
Нравственные знания не сумма сведений, а глубоко личное достояние, внутреннее убеждение. На своих уроках использую следующие методы установки для студентов:
− Подавляй свои плохие желания, привычки и чувства. Сознательно выполняй дисциплину, умей обуздать желание разговаривать на уроках. Не получай ни одного замечания.
− Подавляй желания отвлечься, «поиграть», всегда выполняй домашнее задание, даже если оно не интересно.
− Быть принципиальным до конца, перебороть плохую привычку подсказывать на уроке.
− Не обижайся на товарища, если он говорит неприятную правду.
− Выполняй поставленную задачу.
− Ставь себя в положение своего товарища, чтобы понять его и почувствовать переживания, быть с ним тактичным и внимательным.
Человек – Творец и Создатель, в этом его истинное предназначение. Он должен нести в мир не зло, разрушения, а только благие дела и мысли. И он несет личную отвественность за то, что проходит на планете Земля, т.е. в его Доме.
Чем больше в человеке нравственности, тем больше он человек. Именно развитие духовно-нравственного воспитания должно стать главной задачей системы образования. Духовно-нравственное воспитание должно стать неотъемлемой частью любого предмета. По сути, все явления жизни, которые входят в понятие общечеловеческих ценностей, можно продемонстрировать на любом уроке.
«Величие и ценность человека измеряются его образованностью и духовной культурой. Даже алчный и пустой человек всегда может разбогатеть, но золото не заменит ему чести».
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Азбарова (2013-01-06) | Автор: Азбарова Шолпан Асылкановна E
Просмотров: 1287 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-17, 0:40 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru