Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Специфические особенности работы концертмейстера на уроках хореографии
Специфические особенности работы концертмейстера
на уроках хореографии

Концертмейстер балета – особая профессия, им может стать не каждый, даже самый талантливый пианист. Кроме того владея совершенной техникой исполнения, концертмейстер балета немыслим без умения исходить в своей работе из образного содержания хореографических композиций, что требует от него постоянного совершенствования чувства танцевальности, то есть отточенного восприятия ритма, пластики формы, динамики движений. Концертмейстер – не тапер, он полноправный участник творческого процесса, коллега, соавтор педагога. В книге Н. Крючкова «Искусство аккомпанемента как предмет обучения» кратко сформулировано основное правило пианиста – аккомпаниатора «играя аккомпанемент, видеть и ясно представлять партию солиста, заранее улавливая индивидуальное своеобразие его трактовки и умея всеми исполнительскими средствами содействовать наиболее яркому её выражению». Это правило важно для концертмейстера балета в той же степени, как и для пианиста, аккомпанирующего певцу или инструменталисту. А если понимать слова «видеть и ясно представлять» буквально, то его нужно рассматривать как ключевой исполнительский принцип в работе балетного концертмейстера.
Проблемы хореографического аккомпанемента по природе решаемых исполнительских задач лежат на стыке двух видов искусствам – музыки и хореографии, но в силу своей специфики на практике они обычно оказываются за пределами интересов и музыкантов и хореографов.
Часто приходится слышать о том, что работа концертмейстера балета не может быть ни творческой, ни интересной, поскольку аккомпаниатору приходится постоянно выполнять рутинные требования педагогов-хореографов, придерживаться их указаниям.
Многие думают, что если молодой музыкант начнет работать в балете, то он обязательно дисквалифицируется, превратится в тапера, забудет всё, чему его учили в музыкальном колледже и консерватории. И тем не менее, созидающий элемент присущ и работе пианиста в балетном классе, - как и всякой другой деятельности в сфере музыкального искусства.
Вопреки распространенному мнению, концертмейстерская хореографическая специализация предъявляет высокие требования, прежде всего, к уровню пианистического мастерства. Репертуар концертмейстера балета должен быть огромным – включать произведения русской и зарубежной классики, современных композиторов. Не нужно доказывать, что балетные клавиры Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Минкуса и других композиторов так же сложны, как и оперные, при том, что балетный концертмейстер, играя по клавиру, исполняет весь музыкальный текст, всю музыкальную ткань произведения, а не аккомпанемент к вокальной партии.
Нет ни какого сомнения в том, что объем профессиональных требований, предъявляемых к концертмейстеру при работе в хореографии, так4 же велик, как и в других видах аккомпаниаторской деятельности. Для будущего концертмейстера балета чрезвычайно важно получить представления об уроке классического танца, его построении и основных методических принципах. Ведь именно урок классического танца – в школе является живым арсеналом и лабораторией балета, - поскольку в нем не только представлены сохраненные и приумноженные традицией элементы языка танца, но и осуществляется современная интерпретация классического наследия. Известно, что урок классического танца обычно и становится «камнем преткновения» для пианистов, начинающих работу в балете. Аккомпанемент к нему предполагает владение своего рода, «двуязычного» знания. Оно основано на способности адекватно воспринимать хореографический материал как «партию» солирующего голоса в музыкальном ансамбле и мгновенно исполнять для неё аккомпанемент. Следует осознать различие между работой, например, в вокальном классе, где в обязанности концертмейстера входит разучивания партий с певцом, и хореографическим учебным процессом. Здесь всем руководит педагог – хореограф, а концертмейстер лишь озвучивает происходящее, внося свое недостающее «музыкальное звено». Казалось бы, задачи музыканта в этом случае скромнее, однако на самом деле это не так. Концертмейстер балета – «полноправный представитель» музыкального искусства в искусстве хореографическом, он своего рода «музыкальный наставник» учащихся. Конечно, свою важную роль ему нужно выполнять тактично и скромно. Со всем объемом исполнительских и воспитательных задач концертмейстер может справиться только в ситуации полноценного творческого контакта с педагогом. Концертмейстер должен стремиться быть его верным, внимательным, дружески настроенным, заинтересованным помощником, проводником идей.
Согласно традиции обучения в современной балетной школе, педагог-хореограф и концертмейстер решают различные задачи, но цель у них общая – воспитание артистов балета. Ответственность преподавателя в педагогической, методической, репетиторской деятельности очень высока. Однако обучение танцовщиков, подготовка их к выступлениям в балетных спектаклях могут проходить успешно только в том случае, если концертмейстер принимает полное участие в происходящем. Поэтому мера ответственности распределяется между педагогом и концертмейстером в равной степени. А в определенных ситуациях – на экзамене, концерте, конкурсе,- когда аккомпаниатор остается один на один с учащимися, помогая им справиться со сложными исполнительскими задачами, поставленными педагогом, огромная ответственность возлагается именно на него.
Для профессиональной работы на уроке классического танца в школе концертмейстеру необходимо:
- понимать специфику хореографического аккомпанемента, осознавать роль музыки в различных видах хореографической деятельности не уроке классического танца – как подчиненную методическим и функциональным задачам;
- иметь ясное представление обо всех основных движениях классического танца, осознано и профессионально воспринимать хореографический материал, уметь запоминать достаточно большие его фрагменты;
- владеть импровизационным видом аккомпанирования, уметь понимать и предвидеть логику взаимодействия музыки и танца, создавать образцы движения выразительными средствами музыки, подкрепляя и отображая в ней содержание хореографического материала;
- иметь представления о методике преподавания различных хореографических дисциплин классического, дуэтно-классического, характерного танца, исторического танца, актерского мастерства;
- владеть обширным репертуаром, включающим не только музыку балетов, но и различные фортепианные, вокальные произведения русских и зарубежных композиторов;
- уметь разучивать программу в короткие сроки, аккомпанировать с листа, одновременно воспринимать движения исполнителей-танцовщиков;
- быть активным сотрудником, союзником и помощником преподавателя, стремиться созданию плодотворной творческой атмосферы занятий;
- содействовать развитию музыкальных представлений педагогов и учеников, восприятию хорошего вкуса;
- постоянно повышать свой профессиональный уровень, совершенствуя мастерство музыканта-пианиста и аккомпаниатора, обогащать свои знания, пополнять репертуар, слушать и контролировать себя, учиться у коллег, использовать собственный накопленный опыт.
Воспитание и обучение профессиональных концертмейстеров – дело очень важное и нужное. Самое главное здесь – трудолюбие, любовь к своей профессии и к искусству балета, требовательное отношение к себе как к участнику ансамбля и как к музыканту, готовность и желание учиться на собственных ошибках. Всё это вместе будет способствовать творческому росту концертмейстера, а приобретенное мастерство позволит выше поднять «планку» профессиональных критериев оценки музыкантов, работающих в хореографии.
Автор: Боровенская Татьяна Леонидовна, школа искусств № 2, Караганда
Категория: Профессиональное образование | Добавил: tanyaboroven (2013-02-01) | Автор: Боровенская Татьяна Леонидовна E
Просмотров: 2889 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 7:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru