Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Профессиональное образование

Интеллектуальная игра "Экономическая олимпиада"
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
интеллектуальной игры
Тема: “Экономическая олимпиада”

План проведения интеллектуальной игры
Тема: “Экономическая олимпиада”
Актуальность: Сводится к тому, что в реальности существование фирм действующих на конкурентном рынке связано с определенной долей риска и зачастую напоминает своеобразную игру результатом которой является финансовое благополучие, для достижения которого участники активизируют и используют весь багаж накопленных знаний, в т.ч. и теоретических. При этом способность оперативно и адекватно реагировать на нестандартные ситуации, выходить из создавшегося положения является немаловажным критерием существования и процветания не только фирм, но и государства.
Цель игры: образовательная: способствовать более прочному усвоению основных научных понятий и положений, тренировка памяти и развитие экономического мышления;
воспитательная: организованное, управляемое и
контролируемое взаимодействие с учащимися, основанное на взаимопонимании и ориентированное на подготовку специалиста с определенным багажом знаний;
развивающая: самостоятельность пополнения знаний,
ориентирование в потоке экономической информации, правильная формулировка и выражение мыслей, оперирование экономическими терминами и категориями.

Задачи игры: во-первых, сформировать у учащихся навыки экономического мышления;
во-вторых, развить способности учащихся к анализу, постановке целей, задач, навыков самостоятельного принятия решений;
в-третьих, способствовать развитию у учащихся творческого мышления;
в-четвертых, показать интеллектуальную, эмоциональную и коммуникативную сферу личности учащихся.
Тип мероприятия: СОЗС, интеллектуальная игра.
Межпредметные связи:
Основы экономической теории,
Микроэкономика,
Основы маркетинга,
Финансы и кредит
Оснащение игры:
1. Правила игры;
2. Памятка для членов жюри;
3. Игровые поля (электронный вариант);
4. Поля вопросов (электронный вариант);
5. Фишки с символикой команд – участниц;
6. Вопросы;
7. Набор игровых денег;
8. Таймер времени;
9. Ручки, маркеры, набор бумаги;
10. Призы.
Роли участников:
Спикер – Тарасов С.П.
1) ведет игру;
2) остается нейтральным;
3) не дает уклониться от поставленной цели;
4) удерживает участников от критики.
Тайм-кипер
1) следит за временем, отведенным для ответа на имеющийся вопрос.
2) соблюдает регламент отведенного времени.
Группы поддержки команд
1) поддерживают свою команду в рамках, определенных правилами игры;
2) терпимы и корректны в отношении друг друга.
Ассистент-“Банкир”
1) выдает заработанную сумму игровых денег, командам-участницам;
2) подводит финансовые итоги по окончании игры.
Экспертная группа (жюри)
1) оценивает выступления команд-участниц по определенным критериям;
2) анализирует деятельность команд;
3) отмечает положительные стороны выступления команд;
4) премирует лучших игроков и команду;
5) производит награждения.
Команды-участники
1) ведут игру по правилам;
2) корректны к сопернику;
3) дают четкие ответы на поставленные вопросы;
4) придерживаются поставленной задачи и не уходят в сторону.
Ход игры:
1. Организационная работа
1.1 Проверка готовности участников;
1.2 Проверка мотивационной деятельности участников;
1.3 Ознакомление с правилами интеллектуальной игры:
Игра состоит из 9 туров.
Первый тур: На первом этапе команды показывают домашнее задание, включающее:
А) внешний вид игроков (бейдж, торговый знак и пр.);
Б) характеристику предприятия (организации, учреждения);
В) девиз компании;
Г) рекламу выпускаемой продукции (работ, услуг).
Члены жюри оценивают увиденное по следующей шкале:

Наименование Максимальная оценка, у.е.
А) внешний вид игроков (бейдж, торговый знак и пр.) 200
Б) характеристика предприятия (организации, учреждения) 250
В) девиз компании 250
Г) реклама выпускаемой продукции (работ, услуг) 300

Максимальная заработанная сумма игровых денег за домашнее задание может составить 1000 у.е. И с этим первоначальным капиталом команды переходят во второй тур игры.
Второй тур: Командам-участникам в течение 3 минут необходимо вставить пропущенные буквы в словах, означающих экономические термины и объяснить их, чередуя ответы между командами. Правильно вставленные буквы приносят команде 100 у.е. Еще 100 у.е. команда может получить посредством верного толкования термина.
Команда, имеющая на своем счету большую сумму, чем у соперника начинает игру первой. В случае равенства сумм за первый этап игры, право на первый ход получает команда, выбившая больше очков посредством выбрасывания кубика.

М * * О * О Л * Я
С * Р * С
М А * К * Т * Н *
* И * Е Р
Р * Н * К
* Е * А
Матрица верных ответов (слайд):
М О Н О П О Л И Я
С П Р О С
М А Р К Е Т И Н Г
Д И Л Е Р
Р Ы Н О К
Ц Е Н А

Третий тур: В нем принимает участие один игрок от команды, которому
нужно по названию валюты определить страну, к которой она относится, и положить данную валюту в соответствующий этой стране конверт. Каждый правильный ответ приносит команде 100 у.е. Время для выполнения задания 3 минуты.
Эталон ответа (слайд):
Лит Литва
Манат Азербайджан
Сом Киргизия
Тенге Казахстан
Крона Эстония
Лат Латвия
Гривна Украина
Лей Молдова
Драм Армения
Сум Узбекистан

Четвертый тур: Каждая из команд должна определить фамилии ученых в области экономики с помощью 5-ти подсказок. За использование первой подсказки команде дается 1000 у.е., а последней – 50 у.е. Если на одном из этапов команда называет неверное имя для нее игра в этом туре прекращается. Если ответ команды не был озвучен или был неверен и после 5 подсказки, команда соперник может назвать имя ученого и получить 50 у.е.
Задание 1 команде (слайд):
1) Родился в германском городе Трир, получил образование юриста и философа в университетах Бонна и Берлина (1000 у.е.);
2) Годы жизни 1818-1883 (500 у.е.);
3) Создал теорию прибавочной стоимости (200 у.е.);
4) Его главный труд – “Капитал” (100 у.е.);
5) Его друг и единомышленник – Ф.Энгельс (50 у.е.).
(К.Маркс)
Задание 2 команде (слайд):
1) Этот шотландский ученый родился в городе Киркалди близ Эдинбурга в 1723 году (1000 у.е.);
2) Описал “невидимую руку” (500 у.е.);
3) Написал книгу, которая обессмертила его имя и стала классическим трудом по экономике (200 у.е.);
4) Название этой книги “Исследование о природе и причинах богатства народов” (100 у.е.);
5) Его называют “отцом экономики” (50 у.е.).
(А.Смит)
Пятый тур: Командам даны следующие слова (слайд):
1) Работник;
2) Таможня;
3) Заработная плата;
4) Налог;
5) Дивиденд;
6) Процент;
7) Прибыль;
8) Предприниматель;
9) Пошлина;
10) Банкир;
11) Государство;
12) Акционер.
В течение 3 минут командам необходимо составить пары слов, экономически связанных между собой. За каждое верное сочетание команда получает 100 у.е.
Эталон ответа (слайд):

Работник Заработная плата
Предприниматель Прибыль
Акционер Дивиденд
Таможня Пошлина
Банкир Процент
Государство Налог

Шестой тур: Задание на скорость выполнения для всех команд. Из набора букв в каждой строке необходимо составить экономический термин (слайд).
1 К А Ц Я И
2 Н В А С А
3 Р Б Ж А И
4 Е Д Т Е Б
5 И Е Р Д Л
6 О К Н П У
За каждый верно составленный термин команда получает 100 у.е.
Эталон ответа (слайд):
1 А К Ц И Я
2 А В А Н С
3 Б И Р Ж А
4 Д Е Б Е Т
5 Д И Л Е Р
6 К У П О Н

Подведение промежуточных итогов

Седьмой тур: Аукционы
1) Аукцион открытый (слайд) – команды читают вопрос, после чего делают ставки и по истечение 3 минут дают письменный вариант своего ответа. Если ответ верен, команда выигрывает поставленную сумму, если нет – теряет.
Вопрос: Сколько жителей было в деревушке Флорида штата Миссури, в которой родился будущий писатель Марк Твен, если в автобиографии писатель говорит: “Я увеличил население ровно на один процент и тем самым достиг экономического критерия качества. Не каждый исторический деятель может похвастаться, что сделал больше для своего родного города”. (100 человек);
2) Аукцион в “темную” (слайд) – команды делают ставки, после чего читают вопрос и по истечение 3 минут дают письменный ответ на него. Если ответ верен, команда выигрывает поставленную сумму, если нет – теряет.
Вопрос: А.С.Пушкин в поэме “Евгений Онегин” писал
“Онегин был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет…
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет”,
Что А.С.Пушкин называет “простым продуктом”? (все продукты питания и обихода);
3) Аукцион на скорость (слайд) – ставку делает спикер, команды читают вопрос и дают устный ответ.
Вопрос: Десять молодых людей решили отпраздновать окончание КПТК обедом в ресторане. Когда все собрались, и первое блюдо было подано, заспорили о том, как усесться вокруг стола. Одни предлагали разместиться в алфавитном порядке, другие – по возрасту, третьи – по успеваемости, четвертые – по росту и т.д. Спор затянулся, суп успел простыть, а за стол никто не садился. Примирил всех официант, обратившийся к ним с такой речью:
- Молодые друзья мои, оставьте ваши пререкания. Сядьте за стол как кому придется и выслушайте меня.
Все сели как попало. Официант продолжал:
- Пусть один из вас запишет, в каком порядке вы сейчас сидите. Завтра вы снова явитесь сюда пообедать и разместитесь уже в ином порядке. Послезавтра сядите опять по-новому и т.д., пока не перепробуете всех возможных размещений. Когда же придет черед вновь сесть, так как сидите вы здесь сегодня, тогда обещаю торжественно – я начну ежедневно угощать вас бесплатно самыми изысканными обедами.
Предложение понравилось. Решено было ежедневно собираться в этом ресторане и пробовать все способы размещения за столом, чтобы скорее начать пользоваться бесплатными обедами.
Однако, им не пришлось дождаться этого дня. И вовсе не потому, что официант не исполнил обещания. А почему? (число вариантов размещений за столом очень велико – 3628800, чтобы их опробовать необходимо 10000 лет)
Восьмой тур: Команда, выигравшая в предыдущих турах большее количество денежных знаков выбирает тематику вопросов (слайд). Цифра, указанная на игровом секторе означает сумму денежных единиц, которая может быть заработана командой в случае верного ответа на вопрос, скрывающийся за этим сектором. Если ответ был не верен, команда-соперник может предложить свой вариант ответа и если он окажется правильным зачислить в свой актив сумму, указанную на секторе. Время на размышление 30 секунд.
Экономика Казахстана 50 100 200 500 1000
Деньги и денежное обращение 50 100 200 500 1000

Вопросы:
Сектор: Экономика Казахстана:
1) Известный русский географ за исследование гор Казахстана получил их название в виде добавления к своей фамилии (Петр Петрович Семенов - Тян-Шанский) (50 у.е.);
2) Какое полезное ископаемое, добываемое в Казахстане В.И. Ленин назвал “хлебом промышленности” (уголь) (100 у.е.);
3) Какое из полезных ископаемых, добываемых на территории Казахстана называют “съедобным минералом” (поваренная соль) (200 у.е.);
4) Эта река создана трудом людей и носит она имя выдающегося ученого-исследователя Казахстана. По своему расходу воды она превосходит летний расход Москвы-реки (канал им. К.Сатпаева) (500 у.е.);
5) Казахстан – континентальная республика, его границы не выходят к открытому морю. И все-таки часть территории Казахстана относится к бассейну одного из океанов из-за рек Иртыш, Тобол, Ишим, впадающих в него. Назовите этот океан (Северный Ледовитый океан) (1000 у.е.)
Сектор: Деньги и денежное обращение:
1) Разменная монета США, Канады, Нидерландов (цент) (50 у.е.);
2) Эта денежная единица впервые упоминается во времена Великого князя Ивана Грозного, при котором было приказано делать деньги на его имя. На монете чеканили Великого князя на коне с копьем в руке (копейка) (100 у.е.);
3) В XV веке жители одного из городов Северной Италии получили право во Франции устраивать кредитные учреждения для выдачи ссуд бедным людям без процентов или с небольшим процентом, но под залог вещей. Как назывались эти заведения (ломбард) (200 у.е.);
4) Историческими предшественниками этого финансового учреждения были ростовщики (ювелиры). По роду своей деятельности они хранили большие запасы золота, серебра и других драгоценных металлов и камней, поэтому имели надежные сейфы. Постепенно к ним стали приходить люди, которые просили их на время подержать их деньги, золото и за это ростовщики брали с них проценты. Постепенно некоторые ростовщики перепрофилировались именно на хранение ценностей. От итальянского названия скамьи, на которой сидел ростовщик произошло название этого известного финансового учреждения (банк) (500 у.е.);
5) В 1947 году по плану Госсекретаря США, бывшего генерала Джорджа Кэтлетта Маршалла, разоренной Европе была предложена помощь на 4 года – примерно 13 млрд. долларов, с тем, чтобы сами европейцы разделили эту сумму между собой. Из 17 государств 16 приняли помощь, одно отказалось. Назовите его (СССР) (1000 у.е.)
Девятый тур: Команда делает ход на столько шагов на игровом поле, сколько выпало цифр на грани кубиков. За каждым сектором игрового поля скрывается вопрос, правильный ответ на который поможет команде заработать дополнительную сумму игровых денег – 100 у.е. На обдумывание вопроса и ответа на него командам отводится 30 секунд. За соблюдением регламента времени следит тайм-кипер. В случае неверного ответа на вопрос или отсутствии такового, команда-соперник имеет право ответить на него и заработать, но позиции команд на игровом поле при этом останутся прежними.
Команда, финишировавшая первой получает премию в размере 2000 у.е. Но игра на этом не прекращается. Отстающая команда будет продолжать движение по игровому полю, отвечать на вопросы и зарабатывать.
По пришествии команд на финиш члены жюри могут премировать отличившихся игроков команд, добавив в их копилку дополнительные игровые деньги, в размере 200 у.е. на отличившегося участника.
По окончании игры команды сдают весь свой наличный капитал в банк, где осуществляется конечный финансовый результат. Победителем становится команда, заработавшая большую сумму игровых денег.

2. Игра
2.1 Выступления команд
- осуществляется в порядке очередности, определенной жребием.
2.2 Оценка выступлений членами жюри
- формирование результата;
- заполнение платежной ведомости на каждую из команд;
- комментарии членами жюри увиденного.
2.3 Получение первоначального капитала командами в банке
- осуществляется на основании заверенной платежной ведомости.
2.4 Определение права первого хода командами
2.5 Турнир
- осуществляется по правилам игры;
- подразумевает ответы на вопросы.
2.6 Подведение финансового результата игры
- включает подсчет заработанных сумм участниками;
- выявление победителя.

3. Подведение итогов и награждение команд
- комментарии членов жюри;
- выступления участников;
- обсуждение результатов.
Категория: Профессиональное образование | Добавил: Сергазы (2013-03-15) | Автор: Тарасов Сергей Петрович
Просмотров: 2110 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-05-18, 4:33 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [684]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [24]
История Семиречья
Великая Отечественная [180]
Личности [128]
Великие педагоги [42]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [175]
Конкурс юных сказочников [43]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [82]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [464]
Из дальних странствий возвратясь [11]
Наш календарь [46]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [54]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [24]
Творческая мастерская [650]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [207]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [81]
В помощь учителю [23298]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [130]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [193]
Диспут-клуб [17]
Новости факультета журналистики КазНу им. аль-Фараби [0]
Комсомольско-пионерские воспоминания [7]
Это было недано, это было давно [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru