Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » Великая Отечественная

Родина в поэзии периода Великой Отечественной войны
ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

«Ұлы Отан соғысы жылдарындағы поэзиядағы Отан тақырыбы» тақырыбындағы сабақтың
ӘДІСТЕМЕЛІК ТАЛДАУЫ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока на тему:
«Родина в поэзии периода Великой Отечественной войны»

Дайындаған:
әдебиет пәнінің оқытушысы
Г.Б. Кәрімбаева
Подготовила:
преподаватель литературы
Г.Б.Каримбаева

Атбасар қ
г.Атабсар
Тема урока: «Родина в поэзии периода Великой Отечественной войны»
Цель урока:
Обучающая- раскрыть своеобразие темы «Родина в поэзии периода Великой Отечественной войны» ,учить чувствовать и понимать художественное слово.
Развивающая- пробуждать интерес к лирической поэзии.
Воспитательная- воспитание чувства патриотизма, интернационализма, с помощью стихов учить ребят доброте и отзывчивости.
Тип урока: урок -концерт
Метод урока: словестный , наглядный
Оборудование : эпиграф, книжная выставка, фотовыставка, слайды, музыкальное оформление, мультимедийный экран.

Ход урока:
1.Орг.момент
2.Вступительное слово учителя.
Есть исторические даты, которые не подвластны не экономическим, не политическим веяниям. 70 лет Победы-одна из них. Помнить о победе над фашизмом, отдать долг памяти павшим, проявить заботу о живых участниках ставших сегодня уже легендарными боев той далекой войны-долг сегодняшнего поколения.
Чтением стихотворения «Родина» К.Симонова начинаем обзорный урок по теме-«Родина в поэзии периода Великой Отечественной войны». В тяжелые для советского народа военные годы художественное слово приобрело силу оружия, оно звало народ к победе над фашизмом, воодушевляло на подвиг, вселяло оптимизм, укрепляло веру в победу.
Вспомним военные стихи К.Симонова, А.Твардовского, М.Джалиля, А.Суркова, воспевающие мужество простого человека-воина, труженика.
Мирная жизнь советского народа оборвалась 22июня 1941года. Сразу же 23июня 1941 г. в газете «Правда» были напечатаны стихи А.Суркова , «Песня смелых».24 июня 1941 г. в газете «Известия», «Священная война» , В.Лебедева-Кумача , а на следующий день композитор А.Александров написал к нему музыку. Первыми слушателями этой песни были красноармейцы, отправлявшиеся на фронт с Белорусского вокзала Москвы.
«Священная война» .
Сл В.Лебедева-Кумача
Музыка-А.Александрова .
Ни одно литературное произведение периода Великой Отечественной войны не обретало столь мгновенной и общенародной любви, как эта песня родившаяся, можно сказать в первые же минуты исторической битвы. Она сопровождала советский народ на всем протяжении его мужественного пути к победе. Советское радио в годы войны начинало свои передачи в 6 утра, первыми тактами этой песни, ставшими музыкальными позывными воюющей страны. « Священную войну» справедливо называют «поэтической эмблемой Великой Отечественной войны». В первые же дни войны, около тысячи писателей и поэтов ушли на фронт в качестве командиров, политработников, корреспондентов. Более четырехсот не вернулись с полей сражений . Среди них А.Гайдар, Е.Петров, Ю.Крылов, М.Джалиль и др.
В.Высоцкий. «Он не вернулся из боя».
22июня 1941 года писатели Москвы собрались на митинг, где с краткой речью выступили А.Лебедев-Кумач. А.Фадеев говорил о том, что писатели знают свое место в решительной схватке. Многие из них будут сражаться пером. Перо было приравнено к штыку, поэзия надела фронтовую шинель и шагнула в бой. Ведущая тема литературы военных лет-тема Родины. Она часто соединяется с темой подвига , звучит в стихах о дружбе, любви. Родина, мать, любимая-все соединилось в общее, чувство, взволнованное , гневное, тревожное. Большой популярностью пользовалась «Землянка» А.Суркова. Первоначально называвшееся просто «Песенкой». Положенная на музыку, она приобрела огромную популярность, обошла все фронты Великой Отечественной войны, ее переписывали, посылали в письмах. Да и сейчас , спустя несколько десятилетий «Землянку» любят не только ветераны, но и молодежь. «Есть что-то пленительное и нестареющее в этой прекрасной песне, заклинающей любовь от смерти. Она- подлинный шедевр любовной лирики военных лет».
А.Сурков «В землянке»
Стих.К.Симонова «Жди меня» стал символом верности разъединенных войной любящих сердец.
К.Симонов «Жди меня»
«Журавли» сл.Р.Газматова. муз.Я.Френкеля.
Незатухающая память о войне становится сегодня особенно дорогой не только для военного поколения, но и для наших молодых современников. Трагедия лесной белорусской деревни, случившиеся в годы войны потрясла сердце горянки, которая увидела вместо хат «колокольный набат». И о землю стучат человечества гулкие слезы. Память о трагедии Хатыни бессмертна.
Здесь из бронзы стоит человек
Уроженец Хатыни
Вглядитесь в него-
И замрите-
Это он-
Молчаливый свидетель событий
Встал сквозь смертные пытки
Чтобы память взывала вовек.
Его земледельца опалил «проклятый огонь», сжег его руки, «познавшие твердость земли», этими руками он обнимал нежно любимую, детей, сажал деревья, косил сено, растил хлеб. А теперь эти руки держат мертвое тело ребенка. Этот мальчик не сумел спастись от огня.
Мама! Мальчик кричал
Обожженные губы сводило
И метался огонь
В волосах его цвета пшена.
И даже травы весенней земли здесь «доныне горьки». Такое нельзя забывать, такое не должно на земле никогда повториться.
О, набат,
Не смолкай!
Громыхай среди ночи и дня.
Призывай справедливость,
Покуда земля не ослепла.
« С чего начинается Родина?».
В годы войны был создано много стихов о Родине, стихов-воспоминаний о родных местах. А.Твардовский писал о родной Смоленщине, Петр Бровка –о Белоруссии, А. Прокофьев – о Ладоге, словом каждый писал о своей «малой родине , о том клочке земли, припавшим к трем березам, которую воспел К. Симонов в стихотворении «Родина».
Шли годы. Но тысячи матерей продолжали ждать своих сыновей, которые не вернулись с войны. Продолжали ждать и надеялись.
Как горько нам стоять у обелисков
И видеть там скорбящих матерей
Мы головы свои склоняем низко-
Земной поклон за ваших сыновей
Ей генералы руки целовали
Встав на колени и глаза закрыв
Без рук ее морщинистых едва ли
Они бы танки бросили в прорыв.
Святое и единственное право,
Возможность испытание любви
Предоставляла женщина держава.
Родных детей
На смерть благослови.
«Две матери»
Ты знаешь дату
Только эту дату
Ты на могилу
Не придешь к нему
К чужому,
Неизвестному солдату.
Приходишь словно к сыну своему
А где-то
Ветви лавров раздвигая
В молчанье скорбном,
Меж могильных плит
Знакомою тропинкой.
Мать другая
К могиле сына твоего
Спешит.
Всемирно – историческая победа на фашистской Германией была одержана сплоченным братством народов.
В борьбе с фашизмом приняли активное участие все нации.
Гитлеровцы, развязывая войну, рассчитывали возбудить между народами столь многоликого государства национальную рознь. это не произошло-военные испытания ещё больше сблизили народы нашей страны. Оказалось единой и наша многонациональная литература, которая высоко несла знамя интернационализма. Туркменский поэт Рухи, узбек Хамит Алимджан, грузин Иракли Абашидзе, украинец Микола Бажан , татарин М.Джалиль, белорус Петр Бровка, эстонец Иоханес Барбарус, казах Джамбул Джабаев, русские К.Симонов, А.Сурков и др. писали о большой любви человеку, к Родине.
К.Симонов «Ты помнишь Алеша, дороги Смоленщины» Эти стихотворение было написано в 1941 году. Он посвятил его своему другу А.Суркову .Здесь он выразил сокровенное чувство любви к Родине, к родной земле, на которую фашизм принес горе , смерть разрушение. Прошли десятилетия с тех пор, как смолкли пушки. Но голос, тех кто шел дорогами войны отстоял победу, призывают любить и беречь нашу родину
Р.Рождественский. Отрывок из поэмы «Реквием»
Ребята обратите внимание на вопросы , записные на экране: Что значит для вас Родина ? В чем заключается патриотизм? Героизм? Что такое патриотизм? Кого называют патриотом? Когда проявляется героизм?
Мне хотелось бы , чтобы вы раскрыли значение этих понятий на примере из литературы и из жизни.
.
Героизм и патриотизм – два однородных понятия, они тесно связаны между собой. Быть просто героем нельзя. Любой героический поступок совершается ради любви к Родине, ради любви к человеку.
Героизм проявляется, прежде всего в самое трудное для Родины время. Проявляется ли героизм в мирное время? У нас много героев труда. Ведь их труд – это тоже проявление патриотизма и героизма. Истинный героизм и патриотизм заключается в том, что в трудное время для Родины быть готовым на любые испытания. Примером истинного патриотизма и героизма является жизнь и подвиг татарского поэта М.Джалиля . Ни одно человеческое сердце не сможет остаться равнодушным, когда говорят об этом поэте- борце. Он знал, что советский человек при любых обстоятельствах должен остаться советским человеком. Тяжело раненный он попадает в руки врага. Но фашистский концлагерь не сломил патриота. Джалиль создает подпольную антифашистскую организацию. Патриота выдал предатель. Джалиль был переведен в берлинскую тюрьму..25 августа 1944 года фашисты расправились с Джалилем.
В Казани есть памятник – это орел окутанный колючкой проволокой, но рвущийся к борьбе. Он любил народ, боролся за отчизну.
М.Джалиль « Варварство»
Муса не дожил до тех дней, когда немецкому народу вернули Маркса и Гейне, когда были распахнуты ворота фашистских тюрем. Но на красном флаге, который взвился над поверженным рейхстагом, была частица горячей крови М.Джалиля –пламенного патриота, замечательного поэта. М.Джалиль ушел из жизни слишком рано , но все же он успел , сказать, что подсказывало его неукротимое сердце. Его подвиг стал символом несгибаемой воли, страстной любви к своему народу. Имя поэта стало известно за пределами нашей страны. Нет, не затерялись его следы на дорогах большой войны . Он вернулся на родину . Мужество и талант как бы переплелись в одном стремлении отдать все народу , отчизне .И не случайно М.Джалиль удостоен знания Героя Советского Союза .
Тема «Родина в поэзии Великой Отечественной войны » нашла отражения и в творчестве казахского акына Джамбула Джабаева.
«Ленинградцы, дети мои !»
Русский язык-это язык единства, дружбы , братства, открывает поэзии широкую дорогу к читателю. И как бы в подтверждение этому в переводе на русский язык послушайте стихотворение аварского поэта Гамзата Цадасы «Жизнь и Родина»
Отец мой, в лихую годину войны,
Сражаясь за счастье родимой страны ,
Ты жизнь за нее положил бы в бою?
Честь войне ты сохранил бы свою?

Мой сын, я- старик в могилу гляжу,
За Родину жизни я не пощажу.
Забота моя о своей ли судьбе?
Ты- молод .Все мысли мои о тебе.

Отец мой , беречь я себя не могу:
Отчизны вовек не отдам я врагу .
Без Родины-жизни цена какова?
Без чести, что стоит моя голова.
Атбасарцы, как и все советские люди, грудью встали на защиту Родину. В первый год войны район направил действующую армию более 3 тысяч семисот человек. Мы по праву гордимся нашим земляком, удостоенным высокого звания – Героя Советского Союза – Аканом Курмановым. В сентябре 1943 года начинается фронтовая жизнь Акана.
…Ранним осенним утром отделение пулеметчиков во главе с сержантом А.Курмановым получило задание переправиться через Днепр. Они должны были первыми отбить атаку фашистов и обеспечить переправу других солдат. Фашисты упорно сопротивлялись. Сначала они открыли сильный огонь из пулемётов и минометов, потом стали бить прямой наводкой из противотанковой пушки. Но это не остановило смельчаков из отделения А.Курманова. Они перебрались через реку и забросали гранатами. Благодаря смелым действиям наших бойцов атака фашистов была отбита, и они стали отступать. А вот для Акана этот бой оказался последним. Он погиб. А было ему в ту пору 25 лет.
А.Долгов «Бессмертие»
Книги советских писателей и поэтов – живая память о беспримерном подвиге. Их произведения делают нас душевнее, человечнее, учат нас внимательнее относиться к людям, их страданиям. Мы благодарны им за это.
Категория: Великая Отечественная | Добавил: Gulzija (2015-02-18) | Автор: Гульзия Базарбаевна E
Просмотров: 730 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 4:40 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Школа, как она есть [588]
Рассказ об интересных школах республики, об их опыте
Семиречье - взгляд сквозь годы [22]
История Семиречья
Великая Отечественная [166]
Личности [113]
Великие педагоги [30]
Юмор, анекдоты, школьные ляпы [17]
2007 год - год русского языка [13]
Дайджест прессы [174]
Конкурс юных сказочников [40]
Сказки, присланные на Международный конкурс юных сказочников
Клуб любителей поэзии [76]
Биографии и стихи известных поэтов
Профессиональное образование [373]
Из дальних странствий возвратясь [10]
Наш календарь [41]
Российская история
Школа: взгляд сквозь годы [41]
Многоточие. Газета для добрых и неравнодушных людей [21]
Творческая мастерская [588]
Если у Вас интересный, необычный проект - вас сюда.
Творческие проекты учащихся [192]
Пионерский клуб [16]
Истории из пионерского детства
Стихи о школе [77]
В помощь учителю [20690]
Материалы в помощь учителям-предметникам
Игротека [123]
Игры подвижные, на молодежных вечерах, на смекалку и сообразительность, словом, все, что интересны детям и взрослым.
Английский клуб [179]
Диспут-клуб [14]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru